Математический вечер для учащихся 7-11 классов.
методическая разработка по алгебре на тему

Осипова Марина Алексеевна

Данное мероприятие проводится в конце Недели математики. Подведение итогов проводитсяв увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_vecher.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Математический вечер для учащихся 7-11 классов.

Провела учитель математики Осипова М.А.

(проводится как завершающееся мероприятие Недели математики)

Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас в этом зале. Ой, кажется, у нас гости!

(Входят в зал Принцесса и Король)

Принцесса: Скучно! Грустно! Я плачу, у меня цвет лица портится! (пудриться)  Я худею! Батюшка, вы король или не король?! Я принцесса или не принцесса?!

Король: Принцесса, голубушка, принцесса! Вот и свидетельство есть, заверенное компетентными органами «Принцесса Несмеяна». Ну, не плачь, сердце кровью обливается. Хочешь, в кино сходим?  «Самую обаятельную и привлекательную» посмотрим, а ..?

Принцесса: Батюшка! (рыдает) Опять Вы… Нетактичный какой… Самая обаятельная и привлекательная – это я! Нравиться хочу!  Веселиться хочу!

Король: Дочь веселиться хочет! Второй министр! (входит Второй министр)

Второй министр: С тех пор  как в королевстве сократили ставку первого министра, совершенно нет покоя. Слушаю, Ваше Величество!

Король: Дочь скучает. Если ничего не придумаешь, сокращу ставку второго министра, будешь третьим министром.

Второй министр: Могу женихов предложить.

Король: А кто у нас там есть?

Второй министр:  А вот сколько умных и красивых. Придержал, специально для принцессы.

Принцесса: Не хочу умного, не хочу  красивого! Скучно! Эрудированного хочу!

Король: Э-ру-ди-ро-ван-но-го! (смотрит на второго министра)

Второй министр: Сейчас модно. Соглашайтесь! Что-нибудь придумаем. (принцессе) Это дефицит принцесса.

Принцесса: Хочу! Достаньте! В других королевствах все женихи эрудированные, а у нас одни умные и красивые!

Король: А как мы узнаем, эрудированный  или всего лишь умный?

Принцесса: Протестируем его , батюшка. В соседних королевствах все женихи тестированные.

Король: Про-тес-ти-ро-вать? (смотрит на второго министра)

Второй министр: Сейчас модно. Соглашайтесь. Что-нибудь придумаем! (обращается к ведущему)  Помогите  нам. Наш король богатый. У него целый пакет  «евриков». Он будет одаривать самых достойных. (обращается к королю) Король, не жадничайте!

Ведущий: Да, на наш вечер собрались очень достойные и умные люди. И не только юноши, но и девушки хотят показать свою эрудицию. Сначала мы соберем пять команд. (в каждую команду входят  по одному человеку из каждого класса 7,8,9,10 и 11 и команды занимают столы с номерами 1,2,3,4,5)

1 тур

Ведущий: Можно начинать! Внесите черный ящик. (помощник вносит черный ящик)

В ящике лежит то, что было изобретено в первой половине 20 века, получило широкое распространение в наше время, но про что нельзя  с уверенностью сказать, что доживет до 22 века. Что в ящике? (ручка)

Это была разминка. Прошу внести ещё раз черный ящик. Команда, которая знает ответ, поднимает табличку и дает ответ, получая соответствующее количество баллов.

Первый ящик:

-Год рождения игры – 1974 (8 очков)

-Изобретатель – архитектор, преподаватель вуза (7 очков)

-Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллионы лет (6 очков)

-Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды (5 очков)

-Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию (4 очка)

-Игру называют «игрой столетия». Она полезный  спутник в дальней дороге. (3 очка)

-Внешний вид – правильный многогранник. (2 очка)

-Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.(1 очко)

Ответ:

«Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Одно время увлечение кубиком Рубика было всеобщим. В 1982 году даже проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время скоростной сборки кубика 22,95 сек. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода.»

Второй ящик.

-Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда, размеры данного изобретения были несколько короче. (8 очков)

-Это на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание.(7 очков)

-Даты этих изменений известны: в первый раз – 46 г.до.н.э.; во второй – 1582 год.   (6 очков)

-Эти даты связаны с именами известных людей: великого императора и папы римского. (5 очков)

-Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел.(4 очка)

-Изобретение это строго дискретно. В переводе с латинского языка это «долговая книга». (3 очка)

-Имена тех, с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа римский Григорий 13.(2 очка)

-До октябрьской революции в России использовали первую модификацию этого изобретения, а с 14.02.1918 г. и по сегодняшний день имеет место вторая модификация.(1 очко)

-Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак.(0 баллов)

Ответ:

«Речь идет о календаре. Его изобрели давным-давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам. Юлий  Цезарь воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа римский по советам итальянского  врача и астронома Лимго. Существует юлианский календарь и григорианский. В России  до революции – юлианский период (счет времени по старому стилю), с 14.02.1918 г. – григорианский период (т.е. счет времени идет по новому стилю). Петр 1 своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома украсить елкой и поздравить друг друга с новым годом.»

Третий ящик.

-Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала. (8 очков)

-Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет. (7 очков)

-Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.(6 очков)

-За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она была совершенной.( 5 очков)

-В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.(4 очка)

-Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. (3 очка)

-Известный писатель Ю.Олеша писал: «В бархатной ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. В намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку. (2 очка)

-Необходим для пересечения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов. (1 очко)

-Загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги.» (0 очков)

Четвертый ящик.

-История  их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.(8 очков)

-Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь. (7 очков)

-Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесло свою лепту Галилео Галлией, папа Римский, инженер Кулибин. (6 очков)

- В начале 20 века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом. (5 очков)

- частично об этом поется в песне:

«Призрачно все в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно, он называется жизнь.» (3 очка)

-Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.(1 очко)

-Загадка: «Весь день усами шевелят и время узнавать велят.» (0 очков)

Ответ:

«Конечно же, часы. Павел Буре, знаменитый хоккеист, занялся производством часов, и один из первых экземпляров своей продукции подарил Б.Н.Ельцину. самые первые часы на земле – солнечные. Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы или клепсидры состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая она вытесняла воздух из второго сосуда. Воздух по трубке устремлялся  к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок.»

2 тур

Ведущий: Теперь мы переходим ко второму заданию. Каждой команде выдается лист бумаги и ножницы. Нужно его разрезать так, чтобы через него могла пройти принцесса. (можно получить 10 очков)

3 тур

Ведущий: А теперь попробуем поиграть в детские « рассуждалки». Каждая команда имеет одну попытку, о которой она заявляет, подняв табличку со своим номером

Первая рассуждалка.

-Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь; если захочешь это сделать, то сделаешь. (4 очка)

-Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.(3 очка)

-Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корень у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней. (2 очка)

-Во втором классе они простые, в седьмом- линейные, в восьмом – квадратные, в десятом классе – тригонометрические. (1 очко)

Ответ:  Уравнения.

Вторая рассуждалка.

-Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее не изучал. (4 очка)

-В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе ее изучают. И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры. (3 очка)

-Её нужно доказывать. А зачем? Ведь он её уже давным- давно доказал. (2 очка)

-А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него «штаны – во все стороны равны». (1 очко)

Ответ: Теорема Пифагора.

Третья рассуждалка.

-Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой  нет начала и нет конца. (4 очка)

-Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях. (3 очка)

-Сначала в школе изучают её, а потом его, т.е. фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел. (2 очка)

-А ещё можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным. (1 очко)

Ответ: Круг

Четвертая рассуждалка.

-Это такая кривая, уходящая в бесконечность. (4 очка)

-Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже её получим. (3 очка)

-Люди давно её знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже её часть. (2 очка)

-А вообще-то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции. (1 очко)

4 тур

Король:  Я хочу предложить вам свою задачу. У меня во дворе стоит стог соломы. Чтобы не заплатить больше, мне узнать его массу. Изобретите приспособление или способ для взвешивания его. (командам выдается бумага, карандаши)

Одновременно для зрителей проводится конкурс «Угадай цифру» (заготовить листочки с цифрами и булавки) Выходит пара зрителей, встают лицом друг к другу,  каждому на спину прикрепляется число. Задача каждого участника состоит в том, чтобы отгадать число на спине другого.

5 тур

Ведущий: Теперь перейдем к «Отгадалкам». Отвечает команда, которая первая подняла табличку. (за ответ 3 очка)

-У трех шоферов был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это могло случиться?  (Они были женщинами)

-Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые)

-Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (Три)

-Какое время показывают часы, когда бьют 13 раз? (Когда их нужно нести в ремонт)

Игра для зрителей.

Ведущий: Сейчас проводим игру для зрителей «Приз» (на подставку кладут шоколадку, все желающие встают на одинаковом расстоянии от неё)

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали.

И не одну, а целых… пять!

Мечтает парень знаменитый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: раз, два, …марш!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше …семь.

Однажды поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не брали,

 Когда была возможность брать!

6 тур

Ведущий: Сейчас мы узнаем, как вы знаете великих ученых математиков. (командам показывают портреты, за каждый правильный ответ 3 очка)

7 тур

Ведущий: Мы с вами поиграем в «Обгонялки». (отвечает та команда, которая быстрее поднимает табличку, 2 очка)

-Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он никак не кончается. Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать. Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят. Говорят, что неправильно решил задачу или пример. А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.

Ответ: Урок математики.

-Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек. Такой знак есть на элементах питания. А в математике это знак действия.

Ответ: Плюс

-Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз. Она может касаться работы, учебы, места жительства. Особенно её любят ученики, потому что  у них она бывает каждый день, причем по несколько раз. Иногда ученики их ждут не дождутся. Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени, иногда чтобы просто отдохнуть. И тогда звенит звонок и начинается она.

Ответ: Перемена.

-Его можно всегда сложить из спичек или палочек. Эта фигура такая, у которой четыре оси симметрии. Так называется ещё и вторая степень числа.

Ответ: Квадрат

-Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошкольники любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.  У учеников старших классов их много, ноу некоторых она бывает одна на несколько уроков. В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают тонкие, а бывают и толстые.

Ответ: Тетрадь

-А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, её могут взять  и ученики 1-2 классов. Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В неё записывают, чтобы не забыть. Но это не только записная книжка, в неё ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы.

Ответ: Дневник

Подведение итогов.

Ведущий: Принцесса, о чем это вы задумались?

Принцесса: Я тоже хочу  так много знать, быть эрудированной.

Король: Придется заняться своим образованием.

Принцесса: Я согласна. Но думаю, что всех участников сегодняшнего вечера нужно наградить.

Ведущий: Подведем итоги Недели математики. (проходит награждение за газеты, кроссворды, олимпиады)

Ведущий: Завершаем наш вечер Гимном Математики.

Гимн Математике

(на музыку песни «Чему учат в школе»)

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать, дробь делить и умножать.

Постарайся и придет к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигуры, то тела – не разберешься!

Аксиомы так нужны, теоремы так важны.

Их учи и результата ты добьешься!

Есть науки хороши для развития души

Их и сами все вы знаете, конечно.

А для развития ума предназначена она-

Математика!

Это было, это будет, это вечно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический вечер для учащихся 9 – 11 классов

учителя географии данный материал могут исользовать на вечерах, с целью повышения интереса к предмету география....

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

Сценарий проведения математического вечера для учеников 9-10 классов.

Вечер проводился в рамках предметной "Недели математики", проведение мероприятия позволяет повысить интерес учащихся к занятиям математикой....

Внеурочная деятельность по математике. Математический вечер для учащихся 6-10 классов.

Внеклассная работа в системе дифференцированного  обучения необходима.Она предоставляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к науке математике, способ...

Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"

Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...

Занятие математического кружка для учащихся 6 - 8 классов по теме "Математические софизмы"

Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче...

В гостях у царицы наук Математики Математический вечер для учащихся 5-6 классов

quot;В гостях у царицы наук Математики" математический вечер для учащихся 5-6 классов. подбор задач-шуток, задач на смекалку. сценка о Листе Мебиуса. Вечер готовили учащиеся 7 класса, члены мате...