Применение производной к исследованию функции
учебно-методический материал по алгебре на тему
методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proizvodnoy_k_issledovaniyu_funktsii.docx | 64.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для обучающихся
по изучению темы «Применение производной к исследованию функции»
Методические рекомендации содержат правила применения, примеры с подробным решением.
При изучении темы «Применение производной к исследованию функции»
рассматривается:
1. Нахождение промежутков монотонности и точек экстремума;
2. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции;
3. Применение производной к построению графиков функций.
Рассмотрим определения, правила применения, примеры с подробным решением.
- Нахождение промежутков монотонности и точек экстремума
Определение: Точка х0 называется точкой максимума, если для любого х из окрестности точки х0 выполняется неравенство: f(x0) > f(x).
Определение: Точка х0 называется точкой минимума, если для любого х из окрестности точки х0 выполняется неравенство: f(x0) < f(x).
Точки минимума и максимума функции называются точками экстремума функции.
Точки, в которых производная равна нулю или не существует называются критическими точками.
Справедлива теоремы.
Теорема: Если х0 – точка экстремума, то производная в этой точке равна нулю, т.е. f ’(x) = 0.
Теорема:
Если в окрестности критической точки f ’(x) меняет знак с «+» на «-», то эта точка является точкой максимума, если с «-» на «+», то точкой минимума.
Правило нахождения экстремумов функции y = f(x) с помощью производной
- Найти производную функции f ’(x).
- Найти критические точки, т.е. точки, в которых производная равна нулю или не существует.
- Исследовать знак производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции f(x).
Если на промежутке f ’(x) < 0, то на этом промежутке функция убывает; если на промежутке f ’(x) > 0, то на этом промежутке функция возрастает.
- Если в окрестности критической точки f ’(x) меняет знак с «+» на «-», то эта точка является точкой максимума, если с «-» на «+», то точкой минимума.
- Определить точки минимума и максимума и записать ответ.
С помощью приведенного алгоритма можно найти не только экстремумы функции, но и промежутки возрастания и убывания функции.
ПРИМЕР:
Найти промежутки возрастания и убывания; точки экстремума функции: f (x) = x3 – 3x2.
Решение:
Найдем производную функции: f ’(x) = 3x2 – 6x.
Найдем критические точки , решив уравнение 3x2 – 6x =0;
3x(x-2) =0
x = 0, x = 2
Исследуем поведение производной в критических точках и на промежутках между ними.
Ответ: Функция возрастает при
функция убывает при
точка минимума функции х = 2; точка максимума функции х = 0.
- Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке [a;b].
Запишем алгоритм, позволяющий находить наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
- Находим область определения функции и проверяем, содержится ли в ней весь отрезок [a;b].
- Находим все точки, в которых не существует первая производная и которые содержатся в отрезке [a;b]
- Определяем все стационарные точки, попадающие в отрезок [a;b]. Для этого, находим производную функции, приравниваем ее к нулю, решаем полученное уравнение и выбираем подходящие корни.
- Вычисляем значения функции в отобранных стационарных точках (если такие имеются), в точках, в которых не существует первая производная (если такие имеются), а также при x=a и x=b.
- Из полученных значений функции выбираем наибольшее и наименьшее.
Разберем алгоритм при решении примера на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Пример.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции
на отрезке [1;4];
Решение.
Областью определения функции является все множество действительных чисел, за исключением нуля, то есть . Оба отрезка попадают в область определения.
Находим производную функции по правилу дифференцирования дроби:
Очевидно, производная функции существует во всех точках отрезков [1;4] и [-4;-1].
Стационарные точки определим из уравнения . Единственным действительным корнем является x=2. Эта стационарная точка попадает в отрезок [1;4].
Вычисляем значения функции на концах отрезка и в стационарной точке, то есть при x=1, x=2 и x=4:
Следовательно, наибольшее значение функции , а наименьшее значение
Применение производной к построению графиков функции
При исследовании свойств функции необходимо найти:
1) область ее определения;
2) производную;
3) стационарные точки;
4) промежутки возрастания и убывания;
5) точки экстремума и значения функции в этих точках.
Пример: Построить график функции
Решение.
- Областью определения функции является все действительные числа
- Найдём производную функции
- Найдём критические точки, в которых производная равна нулю.
Это точки х = 0, х = 2, х = 1
4) Отметим эти точки на числовой оси и определим знак производной на интервалах.
Таким образом: - точка минимума; - точка максимума; - точка минимума.
.
5) Строим график на основании проделанного исследования
Методические рекомендации подготовлены преподавателем математики Коротковой Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций
В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...
ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"
Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...
Материал для самоподготовки обучающихся по теме "Применение производной для исследования функций. Возрастание и убывание функции"
Материал для самоподготовки учащихся вечерней школы....
Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."
Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ, профильный уровень....