Математическая увертюра
план-конспект занятия (5 класс) на тему
"Математическая увертюра" первый урок в теме "Доли и дроби" 5 класс Г.К. Муравина, О.В. Муравиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_uvertyura.docx | 53.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгтДаровской Кировской области
Математическая увертюра
учебное занятие в 5 классе разработала и провела учитель математики Дудина Т. В.
2015 год
Тема: Доли
Место урока в теме: первый урок в теме «Доли и дроби»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
формирование представлений о доле как части целого, умений находить долю от целого и целого по его доле через систематизацию знаний и решение задач
Задачи:
образовательные:
- Сформировать понятие доли как части целого через использование личностного опыта учащихся
- Сформировать умение графически интерпретировать понятия половина, треть, четверть и т.д.
- Научить решать задачи на нахождение доли от целого и целого по его доле
развивающие:
- Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся
- Расширять кругозор учащихся
- Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся
- Развивать умение видеть взаимосвязь между предметами (математика, музыка, русский язык)
воспитательные:
- Создать условия для формирования доброжелательного отношения внутри коллектива
- Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к математике
Оборудование: компьютер, проектор, модели для каждого ученика– круг из цветной двусторонний бумаги желтого цвета, информационный лист с лексическим значением музыкальных терминов
Этапы урока:
Организационный
Актуализация знаний
Целеполагание
Открытие новых знаний
Первичное закрепление
Рефлексия
Подведение итогов урока
Инструктаж по домашнему заданию
Этапы урока: | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 | Организационный | Проверка готовности к уроку | Настрой на учебную деятельность |
2 | Актуализация знаний |
2406 и 2409 589 и 1200 145 и 146 а и с ( см. рис) 0 а 1 с
456 – 31 – 69 482 + 177 + 18 874 ⋅ 99 + 874 25 ⋅ 78 ⋅ 40
11 дм=…см 2 ч=…мин 3 кг= …г 13 м=…см а ц=…кг х m=…кг | Дети выполняют задания:
|
3 | Целеполагание |
(см приложение 1) После просмотра беседа по вопросам: Что делают звери? На что делят апельсин? - В математике равные части называют доли - Тема урока «Доли». А что будем изучать в теме «Доли»
| Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы. Примерные ответы: Делят апельсин. Делят на части, на дольки. Примерные ответы: что такое доли, где встречаются, зачем нужны, будем решать различные примеры и задачи. Оформляют работу в тетради (число, тема «Доли»), оставляя дополнительно пустую строку |
4 | Открытие новых знаний | - Доли образуются при делении целого на равные части. - Как называются доля, если целое разделить на 2 части? на 3 части? на 4 части? на 5 частей? на 6 частей? … - Слова половина, треть, четверть существуют, но смешных слов «пятерть, шестерть» не существует. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая» и т.д. - А бывает «сотая», назовите сотую часть рубля.
Корректирует при необходимости ответы учащихся.
№ 368, 369
1) изобразить в тетради отрезок длиной 6 см, а затем изобразить отрезок, равный
2) Сравнить полученные части отрезка. Помогает сделать вывод по сравнению частей отрезка
По части построить целый отрезок, от которого взята целая часть. № 371.
1) Что общего и чем отличаются задания № 370 и № 371? 2) Как найти долю от целого? 3)Как найти целое по его доле?
| Ответы: → половина → треть → четверть →пятерть (могут быть и такие ответы) →шестерть 1 копейка Выполняют № 366 письменно в тетрадях, работая в парах.При фронтальном обсуждении выполнения заданий с классом ученики проверяют правильность своих ответов. Выполняют устно № 368, 369, обосновывают свои ответы. Строят отрезки заданной длины (№ 370) Сравнивают части отрезка 6 см, делают вывод: Чем больше частей, на которые делится отрезок, тем меньше сама часть. (шестая часть самая маленькая из построенных отрезков, а вторая часть самая большая) Строят отрезки по заданию № 371 Примерные ответы:
В одной: известна длина отрезка, нужно найти длину его части;В другой: известна длина части отрезка, нужно найти длину всего
Составляют план решения каждого типа задач. Решают задачи по действиям с пояснениями |
5 | Первичное закрепление | - А где вы еще встречали дроби? При необходимости подводит к связи доли - ноты - Примером применения долей является нотная запись в музыке.
(работа со слайдами, приложение 3) Целая Половинная Четвертная Восьмая и т.д. - Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. - Что значит записать ноты, а как их читать? - Условной записью показывают длительность ноты. Покажите на «модели» длительность нот Целой Половинной Четвертной Восьмой Шестнадцатой - Мы работали с моделью, а на что она похожа? - Покажите на модели целый блин; половину блина; четверть блина; восьмую блина; шестнадцатую блина. - А шестнадцатая часть блина – это много? Разделимся на 4 группы (по рядам) 1 группа – демонстрирует целый блин 2 группа – половину 3 группа – четверть 4 группа – шестнадцатую часть блина. А теперь споем, о том что демонстрируем Будем петь, пользуясь подсказкой – моделью (модель, демонстрирует и «текст», и длительность исполнения текста): 1 группа – блин 2 группа – полблина 3 группа – четверть блина, - А что петь 4 группе? Шестнадцатая часть блина? - Мы сравнивали части блина. Шестнадцатая часть блина – это очень мало, поэтому 4 группа поет «Нет блинов, одна сметана». А сколько раз они должны спеть свою партию, пока 1 группа поет «Блин». - Верно, 8 раз. Молодцы! | Дети дают различные ответы. В том числе ноты → демонстрируют целый круг → сгибают модель пополам → сгибают еще пополам → сгибают еще пополам → сгибают еще пополам Различные ответы, среди них «блин». - Очень мало. Организуются в 4 группы Поют по группам 1 группа – блин 2 группа – полблина 3 группа – четверть блина, Поют вместе, вступая последовательно, пользуясь подсказкой – моделью: так что пока 1группа поет «блин», 2 группа споет два раза свою фразу. А 3 группа успевает 4 раза спеть свои слова → ??? - Восемь раз? Поют: Начинает 1группа - Блииин Присоединяется 2 группа (звучит одновременно): - Блииин + полблина, полблина Присоединяется 3 группа: - Блииин + полблина, полблина + четверть блина, четверть блина, четверть блина, четверть блина Присоединяется 4 группа … |
6 | Рефлексия |
| Демонстрируют оценку своей работы с помощью модели Мне было все понятно на уроке, со всеми заданиями я справился Мне нужно еще поработать, так как есть вопросы мне непонятные |
7 | Поведение итогов | - Ребята, мы отлично потрудились, но есть незаполненная строка в нашей работе. - Возьмите, пожалуйста, информационные листы (приложение 4) - Звучалали рапсодия на уроке? - А что такое увертюра? Подумайте, какое из лексических значений можно отнести к нашему уроку. Совместно с детьми формулирует вывод: Самостоятельное произведение – это урок сегодня. И он является вступлением к изучению новой большой темы «Дроби» «Концертная увертюра» - читаем мы в примерах информационного листа, а как назвать наш урок - … увертюра Запишите название урока | Знакомятся лексическим значением музыкальных терминов Да, можно назвать рапсодией то, что мы пели. Читают информационный лист:
Математическая увертюра Записывают в пустую строку название урока «Математическая увертюра» |
8 | Инструктаж по домашнему заданию | - Выполнить решение задач № 372 (2, 4, 6) - Решить задачи по действиям с пояснениями, затем записать решение выражением - выучить лексическое значениеслов «увертюра» и «рапсодия» - знать строение целой ноты | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрическая увертюра на тему геометрии
Данная работа позволяет кратко ознакомить учащихся:1) с новым для них предметом,2) с историей развития науки геометрии,3) с основными геометрическими фигурами на плоскости,4) с основными геометрически...
Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...
Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...
Мастер-класс "Увертюра П.И. Чайковского 1812 год".
Мастер - класс "Увертюра П.И. Чайковского 1812 год" разработан в рамках конкурса работ "Династия Романовых и культурное наследие России". Данный материал может быть использован на уроке Основ правосла...
Увертюра 1812 год
Подросткам всегда сложно слушать классическую музыку, данная работа поможет увлечь школьников во время слушания музыки и понять замысел композитора...
Урок в 6 классе по музыке Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Утёс
6 класс Урок № 25Дата проведения: 15.04.2017Тема учебного раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний Форма урока: Урок-размышлениеТема уро...
«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
Урок музыки для обучающихся 6 класса...