Математика 5 класс. Урок обобщения и системаизации знаний и способов действия по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Рулькевич Галина Ивановна

 Главная дидактическая цель: закрепление навыков нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности, обучение решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass._obem_parallelepipeda.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет — математика. Класс: 5

Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда

Главная дидактическая цель:  закрепление навыков  нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности, обучение решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе сравнительного анализа своей деятельности.

Регулятивные:  умения определять последовательность своих действий и работать по составленному плану, навыки самоконтроля и  коррекции.                                        Коммуникативные: умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания, развивать навыки доказательного рассуждения, логическое мышление.

УМК урока:  учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией  Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, изд-во «Просвещение»

Оборудование:  коробка картонная (40 х 60 х 34), пакеты из-под сока (6 х 17 х 10), лента, бумага оберточная, иллюстрации.

Оформление доски:  Рисунки с изображением сказочных героев  Карлсона (слева) Малыша и   торта (справа) (Приложение 1).  Между ними пять перевернутых листов (Приложение 2).

Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа,  фронтальная работа, самостоятельная работа,  выполнение тренировочных упражнений

Ход урока

I.   Оргмомент, мотивация учащихся   Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас в гостях сказочные герои. Вы узнали этих героев? У Малыша сегодня день рождения и мы вместе с Карлсоном отправляемся к нему в гости. Давайте поспешим, тем более,  что там уже приготовлен вкусный торт.  А заодно будем зарабатывать хорошую оценку. Чем больше листочков откроем в пути, тем лучше оценка. Листы для самооценки лежат у вас на партах (Приложение 3). Итак, в путь.

II.  Актуализация знаний. Тест. На день рождения принято дарить подарки. Давайте выполним первое задание  и узнаем, какой подарок приготовил  Карлсон своему другу. Задание:  ответить на вопросы теста, выписать букву, соответствующую верному варианту ответа.

1.Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?                                                                                  А -6             Б -8                    В- 12

2. Если у прямоугольного параллелепипеда закрасить одинаковым цветом равные грани, то сколько цветов потребуется?

А -2            Б -3                     В- 4

3. Какую форму  имеют грани  прямоугольного параллелепипеда?

А -треугольники            Б -квадраты                    В- прямоугольники

4.  Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда?  

А -6                         Б -8                        В- 12

5. Сколько измерений у  прямоугольного параллелепипеда?                                                                        А -2                         Б -3                         В- 4

6. Какое понятие является здесь лишним?                                                                                                  А -длина               Б — высота                В- скорость               С — ширина

7. Сколько равных граней у куба?                                                                                                             А -6                             Б -4                         В- 3

Пользуясь таблицей, составьте из выписанных букв слово:

А

Б

В

С

1

В

С

К

2

О

А

Е

3

Н

Г

Р

4

И

А

Е

5

М

Н

В

6

Я

Э

Ь

Ы

7

Е

Н

Т

(Получается цепочка  АБВВБВА, из которой складывается слово ВАРЕНЬЕ)

И так, мы узнали, какой  подарок приготовил Карлсон своему другу и тем самым выполнили первое задание (открываем первый перевернутый лист на доске). Поставьте себе столько баллов, сколько верных ответов получили.

III.  Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.

        1.Карлсон решил подарить Малышу свое любимое варенье, которое расфасовано в пакеты. Все пакеты он решил сложить в картонную коробку. (Пакеты для варенья и картонная  коробка на столе учителя, демонстрируем их детям. Можно использовать пакеты из-под сока, но поменять наклейки) Как узнать, сколько пакетов можно положить в эту  коробку? (обсуждаем план работы, проводим необходимые измерения и расчеты.  Работа в парах. Одна пара находит объем коробки, остальным раздаются пакеты для варенья.  Результаты измерений и расчетов озвучиваются, на доске делаются записи, после этого каждая пара находит количество пакетов, которые Карлсон может сложить в коробку.

По окончании работы открываем  второй листок и оцениваем себя на этом этапе  работы.

        2.Итак, мы  сделали еще один  шаг к праздничному торту. Чтобы коробка стала праздничной, давайте обклеим ее красивой бумагой. Ребята, как узнать, сколько для этого  потребуется  бумаги? (Нужно найти площадь поверхности коробки). Нужно ли нам делать какие-либо измерения? (Нет, можно воспользоваться теми, которые получила первая группа). Подпишем длину, ширину и высоту коробки на рисунке 2.   Обсуждаем план работы, проводим необходимые расчеты   (практическая работа  в парах + по окончании открываем следующую  картинку.  Оцениваем себя на этом этапе  работы.

        3. Получилась красивая подарочная коробка. Осталось   перевязать  наш подарок лентой и завязать  бантик. Сколько понадобится ленты? (не забудьте  на бантик добавить еще 50 см. )  (работаем + открываем лист 4  и  оцениваем себя.

Ну вот мы и добрались до Малыша и его вкусного торта.  Но у нас остался не перевернутым еще один листок. (открываем последнюю картинку. Лист 5).  Малыш любит математику и поэтому предложил друзьям разные задачи.

Задача 1. Карлсон решил задание Малыша. Не ошибся ли он? Проверьте и запишите правильный ответ, если допущена ошибка.

7 дм³ 245 см³ = 7245 см³

4 дм³ 50 см³ =450 см³

1 м³ 590 дм³ = 159 дм³

7 м³ 15 дм³ =7015 дм³

3 литра = 30 дм³

III.  Итог урока. Рефлексия.  Давайте повторим, что мы делали сегодня на уроке и какие знания нам помогли справиться с заданиями (шаг 1. Мы узнали, много ли подарков войдет в коробку. Для этого мы нашли объем прямоугольного параллелепипеда. и.т.д.)

IV. Оценки. Нам удалось перевернуть все листочки.  Посчитайте, сколько баллов вы заработали и переведите их в оценку.

V. Домашнее задание. Придумать и записать 5 примеров, показывающих, где в жизни нужно

находить периметр, площадь или  объем. Вы можете обратиться к родителям.

Приложение 3.

Критерии оценивания

№ задания

Количество баллов

Макс. кол-во баллов

№ 1 (тест)

Соответствует количеству верных ответов

7

№2 (нахождение кол-ва коробок в упаковке

1 — верно произведены измерения

2 — верно найден объем коробки

2 —  верно найдено количество пачек (  за каждую  вычислительную ошибку  отнимается по 1 баллу)

5

№ 3 (нахождение площади оберточной бумаги)

2 —  верно найдена площадь граней

2 —  верно  найдена площадь поверхности

(  за каждую  вычислительную ошибку  отнимается по 1 баллу)

4

№ 4 (нахождение длины ленты)

3— верно найдена длина ленты

2— допущена вычислительная ошибка

3

№ 5 (задача  от Малыша)

Задача  — по 1 баллу за каждый правильный ответ

 

5

Итого

23 — 24 баллов — оценка «5»

17 — 22 балла — оценка «4»

13 — 16  баллов — оценка «3»

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки».

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки». Урок с использованием информационных технологий,  технологий личностно-ориентированного и проблемного об...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Конспект урока математики в 9 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Открытый урок по математике для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведён в рамках предметной недели по математике для учащихся 9 класса. Тема урока "Объём прямо...

Презентация "Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы"

В презентации рассматриваются основные методы формирования новых знаний и способов действий (объяснительно-иллюстритавный и репродуктивный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский методы) с...

Методы формирования новых знаний и способов действий: метод проектов на уроках физики

В данной работе автор рассматривает проектную деятельность как один из наиболее популярных методов школьного обучения...

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Степень. Свойства степени»

Цели:1)    Обобщить и систематизировать материал по данной теме.2)    Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических за...