Математика в жизни.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Макеева Мария Олеговна

Урок-практическая конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc51.5 КБ
Office presentation icon matematika_v_zhizni.ppt723 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_protopopova.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практическая конференция "Математика в жизни"

Цели:

Обучающие:

- Показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных задач практического характера;

- Корректировать и закреплять знания и умения в новых условиях;

- Формировать навык контроля результатов деятельности;

Развивающие:

- Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией;  

- Развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности;

- Активизировать интерес к учебным предметам;

Воспитательные:

- Воспитание любви и интереса к предмету;

- Воспитание усидчивости и аккуратности;

- Воспитание умения слушать.

Задачи: Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам. Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Участники конференции:

Учащиеся 5 А класса, учителя, гости, администрация школы.

Место проведения: кабинет математики

Оснащение, приборы:

Геометрические модели фигур, линейка, треугольник, доска, мел, презентация по теме: «Математика в жизни».

Ход урока-конференции:

Вступительное слово учителя:

Я приветствую всех гостей, учителей, администрацию и учащихся и объявляю о начале работы конференции. Сегодня мы увидим как наши учащиеся могут применять знания и умения по математике на практике. Таким образом, основная цель конференции – продемонстрировать, как уроки математики способствуют решению задач социально-бытовой адаптации и самореализации учащихся современной школы.

1.

Я расскажу, как вычислить количество обоев для этой комнаты, количество краски для пола этой комнаты и, наконец, объем воздуха, находящегося в этой комнате. Для этого измерим длину, ширину и высоту комнаты (измеряет линейкой).

Дано:

А = 7 метров

В = 5 метра

С = 3 метра

 Расход краски: 1 банка 12 м 2 

 Расход обоев: 12 м * 0,5

Найти:

S боковой поверхности

S пола

V

Решение:

S бок.пов. = 2 * А * С + 2 * В * С

S бок. пов. = 2 * 7 * 3 + 2 * 5 * 3 = 72 (м2)

12 * 0,5 = 6 (м2) – 1 рулон обоев

72 : 6 = 12 рулонов обоев

2. S пола = А * В

S пола = 7 * 5 = 35 (м2)

Так как 1 банка покрывает 12 м2 пола, то 35 : 12 ≈ 3

3. V = А * В *С

V = 7 * 5 * 3 = 105 (м3) воздуха

Ответ: 12 рулонов обоев, 3 банки краски и 105 м3 воздуха.

2.

А я покажу, как рассчитывать длину изгороди вокруг огорода. Представим себе, что мы в  огороде. Он прямоугольной формы. Тогда длина изгороди будет периметр этого прямоугольника. Измеряем длину и ширину. Запишем.

Дано:

а = 7 м

в = 5 м

Найти: Р

Решение:

Р = (а + в) * 2

Р = (7 + 5) * 2 = 24 (м)

Высчитываем стоимость этой изгороди: допустим, это металлическая сетка стоимостью: 1 м – 200 рублей. Тогда: 200 * 24 = 4800 рублей.

Ответ: длина изгороди 24 метра, её стоимость 4800 рублей.

3.

В жизни, особенно сейчас, нужно уметь обращаться с таким математическим понятием как “процент”. На каждом шагу мы слышим: “Повысим на 10% коммунальные услуги” или “Понижена стоимость на товар на 5%” и т.д.

Решим такую задачу: допустим, пенсионерам последний раз увеличили пенсию на 6% от минимальной оплаты труда. Сколько теперь будут получать пенсионеры? Запишем условие задачи.

Пенсия была: 5500 руб.

Добавили: 6% от минимальной оплаты труда.

Сколько теперь будет получать пенсионер?

Решение:

Минимальная оплата труда составляет 5000 рублей.

6% = 0,06

5000 : 100 * 6 = 300 (руб.) добавка

5500 + 300 = 5800 (руб.) новая пенсия

Ответ: теперь пенсионер получит 5800 рублей.

4.

Иногда полезно знать примеры быстрого счета. Сейчас я покажу Вам некоторые из них:

26 + 26 + … + 26 = 26 * 10 = 260

             10 раз

2 * 743 * 5 = 743 * 10 = 7430

4 * 536 * 25 =523*100= 53600

23 * 11 = 253        

27 * 11 = 297

396 : 11 = 36        

583 : 11 = 53

15 * 15 = 225                

Первую цифру 1 умножаем на следующую по счету – это 2. В первом блоке единицу умножаем на два 1*2, во втором блоке всегда 25. Таким образом, 15*15=1*2 / 25 = 225

25 * 25 = 625        

35 * 35 = 1225

45 * 45 = 2025        

55 * 55 = 3025        

65 * 65 = 4225

75 * 75 = 5625        

85 * 85 = 7225        

95 * 95 = 9025

5.

А мне нравится моделирование. Я на уроках математики научился делать геометрические фигуры из пластилина и бумаги: это куб и прямоугольный параллелепипед

6.

А мне очень нравится рисовать эти фигуры. Например, параллелепипед и куб. Я нарисую эти фигуры и расскажу из каких частей они состоят.

7.

А мне нравится решать задачи с частями. Например, в состав мороженого входит:

Сливки – 3 части

Сахар – 1 часть

Яйца (желток) – 1 часть

Сколько граммов каждого продукта нужно взять, чтобы получить 1 кг мороженого?

Решение:

3 + 1 + 1 = 5 (ч) – всего

1000 : 5 = 200 (г) – 1 часть сахара – 200 г (стакан); яиц – 200 г (стакан)

200 * 3 = 600 (г) сливок (Пол-литра и ещё полстакана)

8.

Я люблю решать задачи на движение.

Плот от А до В плывет 40ч, а катер- 4 часа . Сколько времени нужно катеру, чтобы проплыть от В до А.

Обозначим S - путь между А и В.

 Тогда можно найти скорость течения, ведь плот плывет именно по течению.

 v течения S/40

 Можем найти скорость катера по течению

 v по теч. S/4

 Чтобы найти скорость катера против течения, т.е. на обратном пути из В в А:

v пр. теч. = v по теч. - 2 * v течения. Посчитаем...

 S/4  -  2 *  (S/40) =  ... сама посчитаешь...  = S/5

 Зная скорость по теч. и путь S легко найти время: разделим расстояние  на скорость

 S  :  S/5  =  5

 Ответ: 5ч.

Итог урока:

Выводы:

Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах  показана  роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в повседневной жизни

Слайд 2

Основная цель конференции – продемонстрировать, как уроки математики способствуют решению задач социально-бытовой адаптации и самореализации учащихся современной школы.

Слайд 3

“ Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе” М. И. Калинин

Слайд 4

Математика обладает богатейшим арсеналом практических задач из повседневного быта: домашнее строительство, ремонт квартиры, покупки, разведение смесей для всевозможных практических потребностей и т.д. Философы считают, что именно математика прививает такие высокие нравственные качества человека, как разумность, точность, обязательность, определённость мысли, любовь к истине, способность к аргументированному убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях, внимательность.

Слайд 5

Многие считают что математика изучается и применяется только в школе и в институте, а в повседневной жизни она не нужна. На самом деле это огромная ошибка.

Слайд 6

Сегодня мы узнали где и как в повседневной жизни используется математика. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать и использовать полученные знания.

Слайд 7

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики

Я провела урок математики в 5 «А» классе. Класс к уроку был готов, так как задачи конференции были подготовлены заранее.

     Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний.

     Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.

     Урок проводился не по тематическому планированию. Тема урока-конференции: «Математика в жизни». Целью которой являлось: показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных задач практического характера; коррекция и закрепление знаний и умений в новых условиях.

-по дидактической цели - это урок применения знаний на практике

-по основному способу проведения - конференция

     Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

      Демонстрируя на экране цели и излагая их доступно, я мотивировала их личностное целеполагание, учитывая возрастные особенности.

     Последующая деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная.

     В ходе урока мне довелось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели.

Обучающими целями были:

- Показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных задач практического характера;

- Корректировать и закреплять знания и умения в новых условиях;

- Формировать навык контроля результатов деятельности;

Развивающие:

- Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией;  

- Развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности;

- Активизировать интерес к учебным предметам;

Воспитательные:

- Воспитание любви и интереса к предмету;

- Воспитание усидчивости и аккуратности;

- Воспитание умения слушать.

Методы  обучения на уроке объясняются спецификой его проведения. На уроке используются объяснительно – иллюстративный метод при демонстрации чертежей и рисунков, частично-поисковый при решении задач.

На уроке осуществляется принцип наглядности. Различные решения задач, выступления учащихся  оформлены на доске или представлены в виде стендовых докладов. Урок оборудован также компьютерной презентацией.

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Урок достиг цели и представляет интерес учащимся. На нем в полной мере проявляются творческие способности учащихся: умение подготовиться к выступлению и провести его, оформить записи выступления и подготовить доклад. На уроке осуществляется дифференцированный подход: каждый ученик имел возможность выбрать тему для выступления независимо от его успеваемости, и быть участником конференции. По итогам урока участникам конференции  (8 чел. из 26) были поставлены отличные оценки.



Предварительный просмотр:

Урок-практическая конференция "Математика в жизни"

Цели:

Обучающие:

- Показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных задач практического характера;

- Корректировать и закреплять знания и умения в новых условиях;

- Формировать навык контроля результатов деятельности;

Развивающие:

- Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией;  

- Развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности;

- Активизировать интерес к учебным предметам;

Воспитательные:

- Воспитание любви и интереса к предмету;

- Воспитание усидчивости и аккуратности;

- Воспитание умения слушать.

Задачи: Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам. Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Ход урока-конференции:

  • Вступительное слово учителя
  • Выступления учащихся
  • Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН «С математикой по жизни»

Цель: Прививать любовь к математике. Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать. Воспитывать культуру общения через работу в груп...

Математический КВН «С математикой по жизни»

Цель: Прививать любовь к математике. Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать. Воспитывать культуру общения через работу в группах....

Внеклассное мероприятие "Математика в жизни человека"

Всем известно, что в профессиональные училища поступают ребята, которые бегут из школы от математики. Цель преподавателей общеобразовательных дисциплин привлечь обучающихся к изучению предмета. я пров...

КВН " С математикой по жизни"

Цель: 1) углубление знаний учащихся, развитие логического мышления             2)привитие интереса к предмету            3) воспитание ...

Мастер-класс по теме: "Математика- это жизнь, а жизнь - это математика"

В данном материале рассматриваются задачи на практическое применение, сопровождающее презентацией к данному материалу....