Решение олимпиадных задач ,используя принцип Дирихле второе занятие
олимпиадные задания по алгебре (7 класс) на тему
Данный материал можно использовать в рамках подготовки учащихся к олимпиаде, как дополнительный материал на кружках и элективных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
второе занятие по теме "Принцип Дирихле" | 764.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип Дирихле 1-й год обучения. 6 класс
Принцип Дирихле, как вам уже известно – утверждение, которое устанавливает связь между объектами («кроликами») и контейнерами («клетками») при выполнении определенных условий. Названо оно так по имени немецкого математика Дирихле Петер Август Лежён, который его сформулировал и доказал.
Если в N клетках сидят не менее N + 1 кролик, то в какой-то клетке сидит не менее двух кроликов.
В простейшем виде Принцип Дирихле выражается так:
Если десять кроликов сидят в девяти клетках, то в какой-то клетке сидят не меньше двух кроликов.
Есть также общая формулировка:
Если N кроликов сидят в К клетках, то найдётся клетка, в которой сидят не меньше чем N/K кроликов, и найдётся клетка, в которой сидят не больше чем N/K кроликов.
Рассмотрим выполнение данного принципа на примерах.
Пример 1. 4 кролика рассаживают в 3 клетки (N>K).
Пример 2. 3 кролика рассаживают в 4 клетки (N
Пусть вас не смущает дробное число кроликов – если получится, что в клетке не меньше 7/3 кроликов, значит, их не меньше трех.
Формулировка принципа Дирихле кажется очевидной, однако трудность состоит в том, что в задачах не указаны ни кролики, ни клетки.
Пример 3. В школе 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из них родились в один день года.
Решение: В году 365 (или 366) дней. Пусть дни – «клетки», ученики – «кролики». Тогда в некоторой клетке 400/366 кроликов, т.е. больше одного. Следовательно, не меньше двух.
Иногда при решении задач используют обобщенный принцип Дирихле:
Если kN+1 кроликов размещены в N клетках, то найдутся k+1 кроликов, которые посажены в одну клетку.
Пример 4
Решим еще несколько задач.
Задача 1.
Задача 2. Кот Базилио пообещал Буратино открыть великую тайну, если он составит чудесный квадрат 6×6 из чисел +1, -1, 0 так, чтобы все суммы по строкам, по столбцам и по большим диагоналям были различны. Помогите Буратино.
Решение: Допустим, что квадрат составлен. Тогда суммы чисел могут меняться от - 6 до 6. Всего 13 значений (кролики). Строк в квадрате 6, столбцов 6, диагоналей 2. Получаем: 6 + 6 + 2 = 14 различных мест (клетки). Получили противоречие, значит, составить такой квадрат невозможно.
Задача 3. На зачет пришли 65 школьников. Им предложили 3 контрольные работы. За каждую контрольную ставилась одна из оценок: 2, 3, 4 или 5. Верно ли, что найдутся два школьника, получившие одинаковые оценки на контрольных?
Решение: Имеет 65 школьников – «кролики». Рассмотрим множество наборов из трёх оценок за соответствующие контрольные. Количество таких наборов 4 ⋅ 4 ⋅ 4 = 43 или 64 (4 возможности за каждую из трёх работ) – «клетки». Поскольку 65>64, то по принципу Дирихле каким-то двум учащимся отвечает один набор оценок.
Задача 4. В школе 735 учащихся. Можно ли утверждать, что, по крайней мере, 3 ученика должны отмечать день своего рождения в один день?
Решение: Да. Так как даже с учетом високосного года: 735/366 > 2 или 735 = 366 × 2 + 3.
Задача 5. Верно ли, что из 6-ти любых целых чисел, найдутся два числа, разность которых делиться на 5?
Решение: Пусть любые 6 чисел – это кролики. Остатки от деления на 5: 0, 1, 2, 3, 4, т.е. их всего 5 – это клетки, в каждую из которых будем помещать числа, дающие одинаковый остаток при делении на 5. Имеем 6 кроликов в 5 клетках. Значит, обязательно найдется два числа, дающих одинаковые остатки при делении на 5. Значит, их разность делится на 5.
Задача 6. В классе 30 человек. Паша сделал 13 ошибок, а остальные меньше. Доказать, что какие-то три ученика сделали одинаковое количество ошибок.
Решение: По условию задачи наибольшее число ошибок, сделанных в работе 13. Значит, ученики могли сделать 0, 1, 2, ..., 13 ошибок. Эти варианты будут "клетками", а ученики станут "кроликами". Тогда по (обобщенному) принципу Дирихле (14 клеток и 30 зайцев) найдутся три ученика, попавших в одну "клетку", то есть сделавших одинаковое число ошибок.
Задача 7. В мешке лежат шарики 2-х разных цветов (много белых и много черных). Какое наименьшее количество шариков надо на ощупь вынуть из мешка, чтобы среди них заведомо оказались два одного цвета.
Решение: Это - просто применение принципа Дирихле: кроликами будут взятые шарики, а клетками - черный и белый цвета. Клеток две, поэтому если кроликов хотя бы три, то какие-то два попадут в одну клетку (будет 2 одноцветных шарика). С другой стороны, взять два шарика мало, потому что они могут быть двух разных цветов. Ответ: 3 шарика.
Задача 8. В коробке лежат 10 красных карандашей, 8 синих, 8 зеленых и 4 желтых. Наугад (произвольно) из коробки вынимают n карандашей. Определить наименьшее число карандашей, которые необходимо вынуть, чтобы среди них было:
1) не менее 4 карандашей одного цвета;
2) по одному карандашу каждого цвета;
3) хотя бы 6 карандашей синего цвета.
Решение: 1) Так как у нас всего 4 цвета, согласно принципу Дирихле (карандаши будут "кроликами", а цвета - "клетками"), по крайней мере, 4 карандаша будут одинакового цвета, если вынуть 13 карандашей.
Докажем, что n = 13 является наименьшим числом. С этой целью покажем ситуацию, при которой условия задачи не выполняются. Например, когда вынуто по 3 карандаша каждого цвета (12 карандашей). Отметим, что эта ситуация возможна, так как в коробке находится не менее 3 карандашей каждого цвета.
Случаи 2) и 3) решаются аналогично.
Ответ: 1) 13; 2) 10+8+8+1=27; 3) 10+8+4+6=28.
Задача 9. Внутри равностороннего треугольника со стороной 1 лежат 5 точек. Доказать, что найдутся две точки из пяти, расстояние между которыми меньше 0,5.
Решение: Пусть 5 точек – «зайцы». Так как «клеток» должно быть меньше, то пусть их будет 4. Чтобы получить 4 «клетки», разобьем равносторонний треугольник с помощью средних линий на 4 равных треугольника – «клетки». Так как «зайцев» - 5, «клеток» - 4 и 5>4, то по принципу Дирихле найдется клетка – равносторонний треугольник со стороной 0,5см, в который попадут не менее 2 зайцев – точек. А так как все 4 треугольника равны и расстояние между точками в любом треугольнике будет меньше, чем 0,5см, то мы доказали, что между некоторыми 2 точками из 5 расстояние будет меньше, чем 0,5 см.
Задача 10. В квадратном ковре со стороной 1 м моль проела 51 дырку (дырка - точка). Докажите, что некоторой квадратной заплаткой со стороной 20 см можно закрыть не менее трёх дырок.
Решение: Весь ковер можно накрыть такими 25-ю заплатами. По принципу Дирихле какая-то из этих заплат накроет не менее трех дырок, так как 51=25*2+1.
Задания для малой олимпиады.
Задача №1: В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы?
Решение: Обозначим 35 учеников за кроликов, а буквы за клетки. В русском алфавите 33 буквы. Фамилии не могут начинаться на твердый и мягкий знак. Так как 35>31, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилия начинается с одной буквы.
Задача №2: В классе 37 учеников. Докажите, что среди них найдутся 4 ученика, отмечающие день рождения в одном месяце.
Решение:
1 способ: Пусть 37 учеников – «зайцы», а 12 месяцев – «клетки». Так как 37 12*3+1, то, применяя обобщенный принцип Дирихле, мы получаем, что найдется 4 ученика, родившиеся в один месяц
2 способ: Если в каждый месяц родилось не более 3 учеников, то всего учеников будет 36. А по условию задачи их 37, значит, такого быть не может. Поэтому найдется 4 ученика, отмечающие день рождения в один месяц.
Задача №3: Дано 9 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать 2, разность которых делится на 8.
Решение: Обозначим за «клетки» 0 остатки от деления на 8: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. «Клеток» будет 8. За «зайцев» обозначим 9 целых чисел. Так 9>8, то 2 целых числа будут иметь одинаковый остаток при делении на 8, а поэтому их разность будет делиться на 8.
Задания для заочной олимпиады
Задача № 1: В ящике комода, который стоит в темной комнате, лежат 10 коричневых и 10 красных носков одного качества и размера. Сколько носков нужно взять из ящика комода, не глядя, что бы среди них обязательно оказалась пара носков одного цвета?
Решение: Хорошо, что на левую и правую ногу носки одинаковые, поэтому достаточно побеспокоится только о цвете.
Задача № 2: В ящике комода, который стоит в темной комнате, лежат 10 пар коричневых и 10 пар черных перчаток одного качества и размера. Сколько перчаток нужно взять из ящика комода, не глядя, что бы среди них обязательно оказалась пара перчаток одного цвета?
Решение: Можно вытащить 10 черных перчаток на левую руку и 10 коричневых – на правую. А 21-я обязательно образует пару
Задача № 3 Внутри правильного шестиугольника со стороной 1см расположено 7 точек. Докажите, что расстояние между двумя точками меньше, чем 1см.
Решение: Примем 7 точек за зайцев. Построим 6 клеток. Для этого разобьем правильный шестиугольник на 6 правильных треугольников, как на рисунке. Так как 7>6, то по принципу Дирихле хотя бы в один треугольник попадут не менее 2 точек. А расстояние между любыми 2 точками в правильном треугольнике со стороной 1см меньше 1см.
Задача № 4: Петя хочет написать на доске 55 различных двузначных чисел так, чтобы среди них не было 2-х, чисел, дающих в сумме 100. Сможет ли он это сделать?
Решение: Двузначных чисел всего 90. Нет среди них пары (в смысле получения 100 в сумме) у чисел 50,91,92,…,99. т.е. десяти чисел. Оставшиеся 80 чисел образуют 40 «пар». Эти 40 «пар» и 10 чисел без «пары» можно обозначить за клетки. Тогда зайцами будут 55 чисел. Т.к. 55 >50, то найдется 2 числа, которые или совпадают, или в сумме дают 100. Значит, Петя не может осуществить свой план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика решения олимпиадных задач
Методика решения олимпиадных задач (презентация)...
Общие приемы решения олимпиадных задач
Олимпиадные задачи под частую ставят в тупик не только школьников, но и учителей. Трудно подобрать какой-либо способ их решения. Поэтому я постаралась выделить основные способы решеия олимпиадных зада...
Методическая разработка по решению олимпиадных задач по информатике на тему "Системы счисления"
Решение олимпиадных задач по теме "Системы счисления"...
Принцип Дирихле. Решение олимпиадных задач. Первое занятие
Материал предназначен для подготовке к олимпиаде....
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие36-38. Решение олимпиадных задач
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Рабочая программа индивидуальных занятий по курсу «Практикум по решению олимпиадных задач по математике» для 7 класса
Рекомендуется для профильных классов...