Применение производной
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Урок обобщающего повторения в 11 классе по теме "Применение производной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 16.89 КБ |
Опорные таблицы | 14.19 КБ |
Презентация | 86.99 КБ |
Дифференцированные карточки | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Применение производной»
Цели урока: - обобщить и систематизировать знания, умения и навыки
учащихся по применению производной;
- совершенствовать навыки решения задач с применением производной;
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, ОК « Применение производной».
Ход урока: 1. Организационный момент.
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока учащиеся могут использовать раздаточный материал, который находится у них на партах (ОК), задания для обобщения полученных знаний, они выбирают самостоятельно уровня усвоения изученной темы:
А «3» - желтая карточка
В «4» - синяя карточка
С «5» - красная карточка
Проверяя выполненную работу учащиеся самостоятельно оценивают свою работу.
2. Повторение теоретического материала.
Какие исследования можно проводить с использование производной?
-Составление касательной к графику функции
- Нахождение промежутков возрастания и убывания функции
- Определение критических точек функции. Нахождение экстремумов функции
- Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке ( интервале)
- Решение некоторых текстовых задач
- Проведение полного исследования функции, для более точного построения графика. ( Слайд 1)
Применение производной в высшей математике для определения выпуклости и вогнутости графика функции, вычислении производных высших порядков.
3. Обобщение полученных знаний.
1. Составление графика уравнения касательной к графику функцииf(x), проходящей через точку с абсциссой х0.
а) f(x) = х3 + х – 5 х0 = 1
(один ученик у доски с подробным объяснением, остальные в своих тетрадях)
Что позволяет определить значение производной в точке х0?
б) работа в рабочих тетрадях по карточкам с разноуровневым заданием с последующей проверкой ( Слайд 2)
2. Нахождение промежутков возрастания и убывания функции.
Один ученик ( из группы А)с места воспроизводит план нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
От чего зависит возрастание и убывание функции на промежутке?
а) Найти промежутки монотонности функции f(x) = x4 - 4x3 +10
(один ученик у доски с подробным объяснением , остальные в своих тетрадях)
б) работа в рабочих тетрадях по дифференцированным карточкам с последующей проверкой ( Слайд 3)
3. Определение критических точек функции.
Какие точки называются критическими точками? Какая точка называется точкой максимума , точкой минимума? Перечислите основные этапы нахождения критических точек.
а) Найдите критические точки функции и вычислите экстремумы функции
f(x) = x4+ 2x2 + 1 (один ученик у доски с подробным объяснением , остальные в своих тетрадях)
б) самостоятельная работа по дифференцированным карточкам с последующей проверкой ( Слайд 4)
4.Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Один ученик с места воспроизводит план нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
а) найдите сумму наибольшего и наименьшего значения функции f(x) = 2x4 -8x на отрезке[ -2; 1]
(один ученик у доски с подробным объяснением, остальные в своих тетрадях) б) самостоятельная работа по дифференцированным карточкам с последующей проверкой ( Слайд 5)
4.Применение производной в ЕГЭ.
Выполнение заданий Слайда 6 с последующей проверкой.
5.Итог урока
Объявить и прокомментировать оценки учащихся работающих у доски.
Все учащиеся выставляют оценки на полях своих рабочих тетрадей и сдают тетради на проверку и подтверждение оценок с последующим выставлением в журнал.
6.Домашнее задание.
Задание б) из карточек разноуровневого задания.
Предварительный просмотр:
Применение производной.
- Нахождение промежутков возрастания и убывания функции
(промежутков монотонности).
- Находим область определения функции.
- Вычисляем производную функции.
- Решив уравнение f, (x) = 0, находим точки которые разбивают область определения на промежутки, в каждом из которых производная сохраняет знак.
- Определяем знак производной в каждом промежутке.
- Если f, (х) > 0 на некотором промежутке, то функция возрастает на этом промежутке.
Если f,(х) < 0 на некотором промежутке, то функция убывает на этом промежутке.
- Критические точки. Экстремумы функции.
- Находим область определения функции.
- Вычисляем производную функции.
- Решив уравнение f, (x) = 0, находим точки которые разбивают область определения на промежутки, в каждом из которых производная сохраняет знак.
- Определяем знак производной в каждом промежутке.
- Если f, (х) > 0 на некотором промежутке, то функция возрастает на этом промежутке.
Если f,(х) < 0 на некотором промежутке, то функция убывает на этом промежутке.
- Если в точке х0 производная меняет знак с. минуса на плюс , то х0 – точка минимума. ( хmin )
Если в точке х0 производная меняет знак с плюса на минус , то х0 – точка максимума. (хmak )
Точки максимума и минимума называются экстремума.
- Значения функции в точках максимума и минимума – экстремумами функции. ( fmak ,f min).
- Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
Находим область определения функции.
- Вычисляем производную функции.
- Указываем область определения функции.
3.Решив уравнение f, (x) = 0, находим критические точки.
4.Выясняем какие из критических точек принадлежат указанному промежутку.
5. Вычисляем значение функции в критических точках, принадлежащих указанному промежутку и на концах отрезка.
6. Из полученных значений выбираем наибольшее и наименьшее.
mak f(x) = f (x0) = min f(x) = f(x0) =
4.Исследование функции и построение графика.
- Находим область определения функции.
- Выясняем , является ли функция четной или нечетной, периодической.
- Находим точки пересечения с осями координат.
- Находим промежутки знакопостоянства функции.
- Находим промежутки возрастания и убывания функции.
- Находим точки экстремума и значения функции в этих точках.
- Вычисляем координаты дополнительных точек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Напишите уравнение касательной к графику f(x) в точке с абсциссой х 0 . А: f(x) = х 2 + 3х – 1, х 0 =2 В: f(x) = х – 3х 2 + 2 х 0 = -1 С: f(x) 3х + 1 х 0 = 3 х-2 А: у = 7х – 5 В: у = 7х + 5 С: у = – 7х + 31
2. Найдите промежутки возрастания и убывания функции А: f(x) = х 2 – 2х + 5 В: f(x) = 2х 3 – 3х 2 + 1 С: f(x) х + 9 4 х А: функция убывает на промежутке (-∞; 1 ] функция возрастает на промежутке [ 1; ∞) В: функция убывает на промежутках (-∞; 0 ] ; [ 1; ∞) функция возрастает на промежутке [ 0; 1 ] С:функция убывает на промежутках (-∞; -6 ] ; [ 6; ∞) функция возрастает на промежутках [ -6; 0); (0; 6 )
3. Найдите критические точки функции. Экстремумы функции. А: f(x) = х 2 – 6х В: f(x) = х 4 – 4х 3 С: f(x) = х + 1 х А: х min =3 у min = -9 В: х min =3 у min = -27 С: х min = 1 у min = 2 х m ах = -1 у m ах = -2
4. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке: А: f(x) = х 3 – 6х 2 + 9 [0; 2] В: f(x) 1 х 4 – 8х 2 [-1; 5] 4 С: f(x) = (х 2 – 7х + 7) е х – 5 [ 4 ; 6 ] А: max f(x) = f(0) = 9 min f(x) = f(2) = -7 [0;2] [0;2] В: max f(x) = f(0) = 0 min f(x) = f(4) = -64 [0;2] [0;2] С: max f(x) = f( 6 ) = е min f(x) = - 3 [ 4 ; 6 ] [ 4 ; 6 ]
Подготовка к ЕГЭ В 11 А: Найти наибольшее значение f(x) = х 4 – 8х 2 – 9 на [0; 3] В: Найти наименьшее значение функции f(x) = - х 3 + 5х 2 – 7х – 4 на [-2; 0] C : Найти наибольшее значение функции f(x) = 4√2 sin x – 4х + π на [0; π ] A : max f(x) = f(3) = 0 [0;3] В: min f(x) = f(0) = -4 [-2;0] С: m ах f(x) = 0 [0; π ]
Предварительный просмотр:
Применение производной (карточка желтого цвета)
1. Составьте уравнение касательной к графику функции f(x), проходящей через точку х0 :
а) f(x) = х2 + 3х – 1 х0= 2;
б) f(x) = х2 – 4х + 6 х0= – 1.
2. Найдите промежутки монотонности функции:
а) f(x) = х2 – 2х + 5 ;
б) f(x) = х2 + 12х – 15 .
3. Определите критические точки функции:
а) f(x) = х2 – 6х ;
б) f(x) = 12х – х3.
4. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке:
а) f(x) = х3 – 6х2 + 9 [0; 2] ;
б) f(x) = 3х2 – 6х + 5 [0; 3].
5. Число 36 запишите в виде произведения двух положительных чисел, сумма которых наименьшая.
Применение производной (карточка синего цвета)
1. Составить уравнение касательной к графику функции f(x), проходящей через точку х0 :
а) f(x) = х – 3х2 + 2 х0= – 1;
б) f(x) = 3х4 – 5х2 – 1 х0= 2.
2. Найти промежутки монотонности функции:
а) f(x) = 2х3 – 3х2 + 1 ;
б) f(x) = 2х2 (х – 2)2 .
3. Определить критические точки функции. Экстремумы функции:
а) f(x) = х4 – 4х3 ;
б) f(x) = х4 – 8х2 + 7.
4. Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Вычислить сумму наибольшего и наименьшего значения:
а) f(x) = х4 – 8х2 [-1; 5] ;
б) f(x) = 6х3 – 3х2 – 12х + 7 [-1; 2].
5. Число 81 представьте в виде произведения двух положительных множителей, сумма квадратов которых наименьшая.
Применение производной (карточка красного цвета)
1. Составить уравнение касательной к графику функции f(x), проходящей через точку х0 :
а) f(x) = х0= 3;
б) f(x) = х0= – 1.
2. Найти промежутки монотонности функции:
а) f(x) =;
б) f(x) =.
3. Определить критические точки функции. Экстремумы функции:
а) f(x) = х + ;
б) f(x) =.
4. Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Вычислить произведение наибольшего и наименьшего значения:
а) f(x) = (х2 – 7х + 7) ех - 5 [4; 6] ;
б) f(x) =2 cos х – cos 2х [0; π].
5. Число 10 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма кубов этих чисел была наибольшей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной»
Урок обобщающего повторения по теме:« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной». Урок сопровождается презентацией....
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Зачеты по алгебре по темам: "Производная", "Применение производной". 10 класс.
Зачет имеет большое обучающее и воспитывающее значение для учащихся.В вечерней школе зачеты проводятся после каждой большой темы или раздела программы. Подготовка к зачетам должна начинаться с п...
Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций
В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...
Презентация к уроку «Производная. Применение производной».
Данная презентация может быть использована для систематизации и обобщения тем «Производная. Применение производной» в 10-11 классе....
Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."
Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ, профильный уровень....