Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты по алгебре по теме

Ермакова Марина Викторовна

педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики и информатики  МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

Ермакова Марина Викторовна

Время есть величайший из новаторов, именно оно затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Давно сказано, что образование для народа – самое важное, после хлеба, ибо без знаний не может быть ни созидания, ни творчества, ни понимания, ни прощения, и, следовательно, не может быть самого человека.

Сегодня образование находится в центре внимания государства и общественности. Современные ФГОСы устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования. Одно из них – метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Поэтому в своей педагогической деятельности я работаю над методической проблемой «Использование технологии проблемного и проектного обучения  как способ формирования учебно-познавательных компетенций».

Актуальность опыта обусловлена тем, что проблемно-диалогическая  и проектная технология построена на  принципах развивающего обучения, они позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Ведь современные дети живут быстро меняющемся мире: изменения политической ситуации в стране и в быту не должны мешать им полноценно жить, поэтому учебно-познавательные компетенции должны стать устойчивой чертой личности школьника, оказывать влияние  на его развитие, приобрести для него социальную и личностную значимость для использования в реальной и будущей жизни.

Перспективность опыта: технологии проблемного и проектного обучения  направлены на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагают последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Для формирования учебно-познавательных компетенций в своей практике я применяю такие  современные технологии организации учебно-воспитательного процесса,  как технология проблемного и проектного обучения, использую такие приемы, как ситуации речевого общения и успеха.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей идеей моей педагогической деятельности является создание условий для формирования познавательной компетентности через использование проблемно-диалогической и проектной технологий, таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.

Для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо, прежде всего, вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. Здесь речь идёт не о глобальных исследовательских работах по математике, которые требуют больших временных затрат и выхода за пределы стандартных уроков. Мы имеем в виду исследования, проводимые на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать постановки проблемных задач, проблемные диалоги или работу с текстом. В итоге формируются следующие умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы, давать определения понятиям, высказывать суждения и делать умозаключения, классифицировать и наблюдать.

        Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Курс математики позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что на уроке изучения нового материала школьник проходит  через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Приёмы создания проблемной ситуации: (с удивлением) одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрения; столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием; (с затруднением) обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”; предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью; (с затруднением) дать практическое задание, не выполнимое вообще, дать практическое задание, не сходное с предыдущими, дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими, доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Сравнительная характеристика диалогов.

Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.

Признаки

мысль ученика делает скачок к неизвестному;

переживание учеником чувства риска;

возможны неожиданные ответы учеников;

прекращается с появлением нужной мысли ученика.

пошаговое, жесткое ведение мысли ученика;

переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;

почти не возможны неожиданные ответы учеников;

не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Результат

Развитие творческих способностей.

 Развитие логического мышления.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? 

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Итак, центральную часть технологии составляет детальное описание проблемно-диалогических методов обучения.

Одной из базовых образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, является также  метод проектов.

Все чаще обращаюсь к технологии проектной деятельности учащихся. Проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся средних классов, как правило, предпочитают групповую или парную работу. А вот старшеклассники – индивидуальную. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию.

Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Для учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. В результате у учащихся вырабатываются умения:

   - сформулировать проблему;

   - поставить цель и спланировать деятельность;

   - самоанализа;

   - презентации своей деятельности и результатов;

   - поиска нужной информации;

   -  практического применения знаний умений и навыков;

   - проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами.  Именно их  стараюсь использовать прямо на уроках математики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:

Так в этом учебном году учащимися 6, 8 классов  были представлены следующие проекты: «Многогранники в архитектуре», «Многогранники в природе»,  «Правильные многогранники», «Золотое сечение», «Оригами». Сейчас работаем над темой  «Симметрия вокруг нас».

 Метод проектов развивает познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, помогает выстраивать собственную образовательную траекторию.

Проблемно-диалогические и проектные методы реализую в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Провожу уроки-конкурсы, уроки-путешествия уроки – защиты проектов.

В своей работе я  использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические методы. 
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: использовался проблемный
 диалог.  
3. В зависимости от конкретных дидактических задач:
подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, (физкультминутка.)
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:  частично-поисковый.

5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Средства:  Информационные учебно-наглядные пособия:  – презентации

Технические средства информации: – интерактивная доска, проектор, компьютер….

Учебно-наглядные пособия для выполнения учебного проекта:

– разноуровневые карточки – задания разного цвета и инструкционные листы для  работы в группах;
– карточки для рефлексии.

Результативность

За 2 учебных года способствовало:

-    повышению качества усвоения знаний по математике школьниками до 63 %;

-    развитию самостоятельности;

-   повышению их творческой активности.

- результатах итоговой аттестации   в форме ГИА;  

- участии детей в предметных олимпиадах;

- участии детей в  заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:  

 - Всероссийская дистанционная олимпиада по математике

-  участие в международный конкурс «Кенгуру»

Вывод

Моя работа по формированию познавательной компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на использование  проблемного  и проектного метода,  что позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах.

Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к ее изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Большинство моих учеников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, в результате применения  проектного метода обучения, приобретут определенные качества личности, в частности: гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем; учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; грамотно работают с информацией; коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них; могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

         Мы, учителя, тоже работаем на «будущее», уверенные в том, что наши ученики смогут решить проблемы, поставленные временем, и способствовать улучшению жизни россиян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...