"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок математики в 5 классе в рамках ФГОС ООО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_drobey_5_klass.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложение дробей с одинаковыми   знаменателями 

Цель: формировать навыки сложения дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:

 формировать навыки сложения дробей с  одинаковыми  знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: 

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
  • Наглядный
  • Проблемно – поисковый
  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Парная

I. Организационный момент

2.Целеполагание и мотивация

3. Актуализация знаний уч-ся (постановка проблемы)

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

5. Первичная проверка понимания

6.Первичное закрепление

7. Контроль и самопроверка знаний

8. Информация о д/з

Психологический настрой учащихся.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

– Добрый день! Я очень рада видеть вас. Садитесь пожалуйста поудобнее, расслабьтесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте соседу по парте хорошего настроения. Я тоже желаю вам хорошего настроения и активной работы.

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд

я к вам пришла вот с таким настроением, поднимите руки у кого настроение совпадает с моим.   А у кого другое настроение…

Я постараюсь на уроке поддерживать ваше настроение. Желаю вам удачи, в добрый час.

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

(Слайд 2)

- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались к кому они пришли в гости? (к Кролику) (Слайд 3, 4)

-Кролик у нас ученый, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Вини – Пух и Пятачок вошли в дом к Кролику нужно поработать. Поможем им, ребята?  (да) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48f22348-1de0-4327-8ff8-89a3ee40bdd8/%5BM56_6-07%5D_%5BQS_06-02%5D.html работа с тестом приведение дроби к общему знаменателю (матбук)

- индивидуально на доске:

сравните дроби-1/7 и 1/6;  2/15 и 7/15; ¾ и 5/6; 7/23 и 4/23; 11/30  11/25; 5/8 и 3/5

Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю  

- Дверь у Кролика волшебная. Ответим верно, значит откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть двери закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым?  А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке возрастания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть дверь.

(Слайд 5)

- Кролик знает, что Винни – Пух очень любит мёд! Вот он и приготовил два горшочка с мёдом. Поможем Винни – Пуху определить какое количество мёда находится в горшочках. В первом -  от 700г, (200г), во втором -  то 800г (600г).Молодцы!

- Винни – Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил? (ч)

(Слайд 6)

- Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.

Пятачок съел  торта, Винни – Пух - , а сам Кролик съел  торта.

Какой вопрос можно поставить к задаче? Можем мы ответить?

- Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта съели)

- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби,

- Что мы должны научиться делать?(складывать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

-

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите число и тему урока. (Слайд 7)

(На доске учитель записывает тему урока)

Приведение к общему знаменателю:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8b324cf-5129-4d87-bc47-94c500343497/%5BM56_6-07%5D_%5BPK_05%5D.swf

 Как выполнить сложение дробей  Предложения ребят

- Давайте откроем учебник на странице  и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

 (Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

 (Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).

                           

                 

- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. Два человека у доски

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет»  - «-».

1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.

2) Я думаю, что сумма одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна 1.

3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.

4) Верно ли, что  = .

5) Верно ли, что > .

6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь < 1.

8) Верно ли, что чтобы сложить  дроби с одинаковыми знаменателями надо к числителю уменьшаемого прибавить числитель вычитаемого.

Ключ: ++ -++-++

Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем  доски. (Выставить оценки работавшим у доски)

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все,  «4»-1-2 ошибки,  «3»-3-4 ошибки,  «2»- 5 и более ошибок).

 Работа по вариантам.        

Вызываю к доске двух ребят, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.  

1. 1.Стр. 76, №2 1 стр – 1 вариант

-

2. Стр. 76, №2 2 стр – 2 вариант         

http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php тест 2 человека па ПК

-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

(Заслушать решения, прокомментировать действия, проговорить провила сложения и вычитания дробей. Выставить оценки).

Работа в парах  5 мин (Одна пара у доски)

Проверка и коррекция. (Оценки за работу у доски)

№6 обратите внимание на задание, обсудите в парах , почему не вычисляя можно сравнить эти выражения

(высказывают свои предположения и называют свойства), запись с помощью учебника в тетрадь

№ 7 устно удобным способом.

4. Работа в группах.

-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер.

В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.

Работаем в группах (по 4 человека). Как мы будем работать? (слушать друг друга, прислушиваться и уважать мнение друг друга)

Карточки с заданиями. Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях (составление кластера). А затем выполните предложенные к кластеру задания. Тест. Обведите кружочком номер верного ответа. В задании на сравнение поставьте знак >или <.

Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.

(Выполнить задания к готовому кластеру)

-Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.

- А вы согласны? Выскажите своё мнение. (высвечиваем слайд)

- Проверяем тест, слово третьей группе, и т.д.

Сравниваем с эталоном. (Производим коррекцию)

П.6.1., № 16,17, индивид

– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение   дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать  дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок

Личностные:  смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Цель: проверить своё умение применять правило  сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Вопросник №2

1.Сформулируйте основное свойство дроби.

2. Что значит «сократить дробь»?

3.Как привести дроби к общему знаменателю?

4.Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

5.Как сравнить дроби с разными знаменателями?

6.Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

7.Какие свойства сложения верны и для дробей?

8.Как сложить дроби с разными знаменателями?

9.Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

10.Как вычесть дроби с разными знаменателями?

11.Когда разность дробей  равна 0?

12.Как 0 можно записать в виде дроби?

13.Как умножить дробь на натуральное число?

14.Чему равно произведение дроби на 1?

15.Как найти дробь от числа?

16.Как умножить дробь на дробь?

17.Какие свойства умножения верны и для дробей?

18.Какие дроби называются взаимно обратными?

19.Чему равно произведение взаимно обратных дробей?

20.Как разделить дробь на натуральное число?

21.Как разделить  натуральное число на дробь?

22.Чему равно частное при делении дроби на 1, на 0?

23.Какая дробь называется правильной?

24.Какая дробь называется неправильной?

25.Какую дробь называют смешанной дробью или смешанным числом?

26.Как представить неправильную дробь в виде смешанной дроби?

27.Как представить смешанную дробь в виде неправильной?

28.Как сравнить смешанные дроби?

29.Как складывают смешанные числа?

30.Как вычитают смешанные числа?

31.Как умножают и делят смешанные дроби?

32. Что называют производительностью труда? Как ее обозначают?

33.Как найти производительность труда?

34.Как найти время работы? Как ее обозначают?


Приложение к плану-конспекту урока

______ Приведение дробей к общему знаменателю ____________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Лекция по теме

"Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю"

Презентация

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2933607-c207-4d58-87a7-01a34fc89336/[M56_6-07]_[MP+MA_03].swf?redirected=true

2

Конспект по теме «Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю»

ЦОР иллюстрация

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8b324cf-5129-4d87-bc47-94c500343497/%5BM56_6-07%5D_%5BPK_05%5D.swf

3

Сложение дробей с разными знаменателями

Задание исследовательского типа

модель

http://fcior.edu.ru/search.page?hps=10&hp=2&phrase=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9+%D0%BA+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BC%D1%83+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E

4

Задание для проверки по теме "Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю"

Интерактивное задание

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48f22348-1de0-4327-8ff8-89a3ee40bdd8/%5BM56_6-07%5D_%5BQS_06-02%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

презентация к  уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"....

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Урок математики в 6 классе ГБС(К)ОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида»...

Конспект урока: " Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"(5 класс)

Урок №95Тема «Сложение дробей. Свойства сложения»Тип урока: открытие нового знания.Цели. Предметные результаты:Сформировать у учащихся умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.Метапредметны...

Конспект урока математики в 6 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» Цель урока: Учить складывать дроби с одинаковыми знаменателями. Задачи: 1. Формирование умения складывать дроби с одинаковыми з...

Самостоятельная работа "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Работа содержит 9 вариантов с ответамиСложение дробей с одинаковыми знаменателями (сумма дробных частей не превосходит 1):- сложение дробей с одинаковыми числителями;- сложение дробей с различными чис...

Самостоятельная работа по теме: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Материал для проверки первичного закрепления сложения дробей с одинаковыми знаменателями...

План-конспект урока «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Основные цели представленного урока: сформировать навык сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;закрепить понятия правильной и неправильной дроби и навык сравнения дробей с помощью вы...