Статья по математике на тему "Проблемы обучения математике в 5 - 7 -х классах" или "НИКО. Взгляд изнутри."
статья по алгебре (5 класс) на тему

Моргунова Татьяна Юрьевна

Размышления на тему "Проблемы обучения математике в 5 - 7 -х классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morgunova_t.yu_._niko.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

НИКО. Взгляд изнутри. 

Моргунова Татьяна Юрьевна

Учитель математики, педагогический стаж 24 года

ГБОУ лицей № 445, Санкт-Петербург

28 октября 2014 года в 70 субъектах России проходило первое национальное исследование качества математического образования в 5-7-х классах. Рособрнадзор выявил низкое качество образования в этих классах. "У значительной доли обучающихся 7-го класса слабо развиты математические навыки - умение считать, решать текстовые, геометрические и другие задачи, работать с информацией", - говорится в поступившем в агентство ТАСС сообщении.

Хочу поделиться своим опытом, с какими проблемами сталкиваются учителя математики 5- 7 классов.

Программа начальных классов. В последнее время все чаще в 5 класс приходят дети, которые могут научиться решать трудные задачи с процентами, но с ошибками вычитают и складывают даже однозначные числа, не знают таблицы умножения, с трудом делят в столбик. Я далека от мысли, что все учителя начальных классов плохо учат. Может быть программа начальной школы перегружена и в ней мало часов на отработку навыков счета? 20 лет назад тоже были дети, которые плохо считают, но с хорошистами и отличниками таких проблем не было. Мне кажется, что в начальной школе основной целью по математике все-таки должно быть обучение счету. Очень обидно за ребят, которые могут решать сложные задачи, но ответы получают неправильные из-за вычислительных ошибок. У меня в последнем выпуске 11-х классов были ученики, которые решали на ЕГЭ задания из второй части, но при этом задания из первой части решали по несколько раз, так как сами знали, что плохо считают.

Программа 5 класса. У меня была девочка, которая в сентябре получила двойку на проверочной работе по программе начальной школы, но закончила учебный год отличницей. Просто выпускники начальной школы за лето элементарно забывают, как нужно считать. В старых учебниках всю первую четверть мы закрепляли навыки счета. Решали много примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Мне нравились упражнения на отработку устного счета. В новых учебниках, на мой взгляд, очень мало примеров на действия с целыми числами. Постоянно ловлю себя на мысли, что не хватает часов на решение примеров, в которых много действий.

Программа 5 – 7 классов. Здесь тоже проблема с отработкой навыков. Раньше на закрепление учебного материала было несколько уроков. Даже в журналах мы писали темы: «Решение задач» или «Решение примеров». Теперь на каждом уроке мы проходим новый материал. Дети не успевают с такой скоростью усваивать программу.

Словарный запас школьников. К сожалению, современные дети мало читают и их словарный запас очень мал. На уроках при решении задач мне приходится объяснять ребятам смысл элементарных понятий. Например, в выражении «расстояние между крайними столбами», они не понимают слово «крайние». Тексты учебников для них вообще «китайская грамота». Они не понимают даже смысл того, что от них требуется в задании. Причем, ребята могут выполнить это задание или решить текстовую задачу, но только после того, как учитель разъяснит задание или текст задачи.

Ученики, ранее получавшие школьное образование в других странах. Эта проблема стоит очень остро. Программы разных стран отличаются сильно. За границей математика очень простая. В школу приходят дети, которые не знают нашу программу, а их зачисляют в классы по возрасту, а не по подготовленности к обучению. Это и дети из стран СНГ, и дети наших граждан, работавших за рубежом. У меня были и есть ученики из Молдовы, Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Швеции, Кипра и т.д. Усложняет ситуацию тот факт, что дети из стран СНГ плохо читают и пишут по-русски. Русский язык для них – иностранный. Объяснять им математику очень трудно. С моей точки зрения, их нужно зачислять на класс ниже, чтобы один год у них был для адаптации.

Пропуски уроков. Конечно, школьники пропускают уроки по разным причинам. Но мне бы хотелось отметить три новых тенденции, наметившиеся в последнее время. Первая: дети стали болеть дольше. Не знаю причин, но отсутствие в три недели уже не редкость. Вторая: мероприятия в рамках дополнительного образования, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования все чаще проводятся в то время, когда дети должны быть на уроках. Мы тоже ходили в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Но это было после уроков и не мешало учебе. А теперь причина отсутствия на уроке: тренировки, репетиции, соревнования, выступления и т.д. И третья: родители, не задумываясь о последствиях, увозят своих детей в отпуск во время учебного процесса. Я сама сталкивалась с ситуациями, когда в первой четверти 5-го или 7-го класса ребята уезжали почти на месяц. А ведь именно в это время дети адаптируются к новым предметам и к новым учителям. После пропусков уроков ученики заметно начинают отставать по программе.

Бюрократизация работы учителей. Учителя, кроме основной работы, вынуждены тратить время на заполнение большого количества бумаг: заполнение бумажного и электронного журналов, журналов по кружкам, журналам по элективным курсам, журналам по группе продленного дня и т.п. Пишем отчеты по разному поводу: по программе, по успеваемости, по мониторингам, по разным мероприятиям. Особенно не повезло тем, у кого есть классное руководство. И еще нам нужно зарабатывать баллы по критериям, от которых зависит наша зарплата: вести регулярную работу на своём сайте, давать открытые уроки, выступать на семинарах различного уровня, участвовать в профессиональных конкурсах, публиковать разработки своих уроков, проходить различные курсы подготовки, участвовать в различных предметных жюри и еще много чего.

Наверно, другие учителя сталкиваются и с другими проблемами. Я поделилась с теми, которые беспокоят меня. Хотелось бы узнать по этому поводу мнение моих коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование самостоятельности в процессе обучения математике"

В современном динамичном мире востребованы люди, умеющие самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способные к самостоятельным поступкам и действи...

СТАТЬЯ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ"

Данная статья помогает организовать учащихся для реализации проектной деятельности при обучении математике....

Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...

Статья по математике «Проблемно-диалогическое обучение в рамках внедрения ФГОС на уроках математики»

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках математики....

Статья "Организация деятельностного подхода в обучении математики"

Выступление на городской НПК "Создание полидеятельностного образовательного пространства школы как условие прехода на ФГОС ООО" с элементами мастер-класса. 02 июня 2015 г....

Статья "Интерактивные методы и приемы обучения математике"

Рассмотрены интерактивные методы и приемы обучения математики...

Статья Системно-деятельностный подход при обучении математике

В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу  не с ответом, а с воп...