За страницами учебника
методическая разработка (5, 6 класс)
Программа для математического кружка в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист | 11.89 КБ |
программа | 42.59 КБ |
методическое обеспечение | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №555 с углубленным изучением
английского языка «Белогорье» Приморского района
«Рассмотрена» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор школы
учреждения
______________________ ____________________
«___»____________2012 г. «___»____________2012г.
Образовательная программа
дополнительного образования
«За страницами учебника»
Составила:
педагог первой категории
Матвеева Надежда Васильевна
Возраст детей11-13 лет
Срок реализации 2года
Санкт-Петербург
2012год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы - научно-техническая
Актуальность программы:
Данная программа предназначена для активизации познавательной деятельности детей среднего школьного возраста и способствует развитию у них математического мышления, а так же способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
Новизна программы:
Данная программа своим содержанием сможет привлечь внимание подростков, которым интересна математика и её приложения, и которым захочется глубже познакомиться с её методами и идеями.
Педагогическая целесообразность:
В детстве ребёнок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть свои способности и таланты, надо в это верить и развивать их.
Отличительные особенности:
В данном курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для самых разных групп детей, в том числе не имеющих хорошей математической подготовки. Для ребят, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Цель программы:
Расширение математического кругозора ребёнка
Развитие логического и алгоритмического мышления
Погружение в нестандартные задачи
Выработка навыков устной монологической речи
Задачи программы:
Образовательные:
- Обучение нестандартным приемам решения задач
Знакомство с различными системами счисления
Знакомство с различными пространственными телами
Знакомство с правилами разгадывания ребусов и числовых мозаик
Знакомство с элементами комбинаторики и теории вероятности
Развивающие:
- Развитие умений и навыков в решении нестандартных задач
- Развитие интеллектуальных способностей и математических умений на уровне свободного их использования.
Воспитательные:
- Воспитание математической культуры детей
- Формирование чувства коллективизма (работа в группах и парах) . - Помощь в преодолении затруднений учащихся. - Формирование чувства личной ответственности.
- формирование у учащихся собственных взглядов, размышлений, идей.
Девизом всех занятий могут служить слова «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э.Кант
Условия реализации программы:
Возраст детей:
Программа предназначена детей 11-13 лет
Расчитана на 2 года обучения.
Условия набора учащихся в группу:
В группу принимаются дети 11 -13 лет, на основании заявлений от родителей.
Наполняемость групп:
Группы | Наполняемость |
1 группа | 15 человек |
2 группа | 15 человек |
Формы и режим занятий:
Режим занятий:
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в неделю |
1-й год | 72часа | 2 часа | 1 занятие |
2-й год | 72часа | 2 часа | 1 занятие |
Формы и особенности занятий:
- лекции
- беседа
- комбинированные
- практические занятия
- защита проектов
- лабораторная работа
- викторина
- конкурс
Методы:
- словесный
- наглядный
- практический
- индивидуальный
- объяснительно-иллюстративный
- групповой
- в парах
Приёмы:
-показ (исполнение педагогом)
- показ видеоматериалов, иллюстраций
- тренинг
- работа по образцу
- упражнения
- работа на компьютере.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
В результате изучения курса «За страницами учебника математики» воспитанники должны иметь представление о различных системах счисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, разгадывать магические квадраты и кроссворды, решать логические и занимательные задачи.
Оценивание уровня подготовки с помощью
- оценки работ
- устного опроса
- конкурса
- оценивания проектов и т.п.
Контроль результативности выполнения программы осуществляется
при проверке самостоятельных работ, при защите проектов и творческих работ
К концу 1-го года обучения:
Знать:
- алгоритмы нестандартных приёмов устного счёта
- понятие «последовательность чисел»
- правила разгадывания ребусов- понятие софизма
- понятие графа
- принцип Дирихле
- способы решения логических задач и задач со спичками
Уметь:
- быстро вычислять
- конструировать различные фигуры
- составлять последовательности чисел
- разгадывать магические квадраты
- разгадывать ребусы и кроссворды- разгадывать софизмы
- решать задачи с помощью графов
- решать логические задачи и задачи со спичками
К концу 2-го года обучения:
Знать:
- различные системы счисления
- алгоритм Евклида для НОД и НОК
- понятие «множество»
-определения объединения и пересечения множеств
- правила сложения и вычитания множеств
- определения случайных и достоверных событий
- определения перестановок, выборок, размещений, сочетаний
Уметь:
- находить НОД способом Евклида
- находить НОК способом Евклида
- находить пересечение множеств
- находить объединение множеств
- складывать и вычитать множества
- решать комбинаторные задачи
Содержание программы
1год обучения:
Устный счёт:
Обучение нестандартным приёмам устного счёта
Теория: 2часа Практика: 2часа
Конструирование фигур:
Знакомство с миром многоугольников и многогранников, изготовление многогранников,
Теория: 4часа Практика: 4часа
Числовые последовательности и магические квадраты:
Знакомство с числовыми последовательностями, разгадывание правил размещения чисел в магических квадратах.
Теория: 2часа Практика: 4часа
Ребусы:
Знакомство с правилами составления и разгадывания различных ребусов
Теория: 2часа Практика: 4часа
Кроссворды:
Знакомство с правилами составления и разгадывания кроссвордов
Теория: 1час Практика: 3часа
Софизмы:
Знакомство с софизмами, разгадывание софизмов.
Теория: 2часа Практика: 2часа
Графы:
Знакомство с теорией графов, решение задач с помощью графов.
Теория: 2часа Практика: 4часа
Логические задачи:
Обучение решению логических задач.
Теория: 2часа Практика: 6часов
Задачи со спичками:
Обучение решению задач со спичками.
Теория: 2часа Практика: 4часа
Принцип Дирихле:
Знакомство с принципом Дирихле
Теория: 2часа Практика: 6часов
Занимательные задачи:
Решение задач на смекалку, на внимание, старинные задачи и пр.
Теория: 2часа Практика: 6часов
Заключительное занятие.
Теория: 0часов Практика: 2часа
Подготовка и проведение КВН
Теория: 0часов Практика: 4часа
На первом году обучения ребята знакомятся с правилами быстрого устного счёта, числовыми последовательностями, с правилами составления и разгадывания ребусов, числовых мозаик, софизмов и кроссвордов. Знакомятся с миром многоугольников , а также учатся решать логические и занимательные задачи.
Теория 22 часа:
- алгоритмы нестандартных приёмов устного счёта
- понятие «последовательность чисел»
- правила разгадывания ребусов
- понятие софизма
- понятие графа
- принцип Дирихле
- способы решения логических задач и задач со спичками
Практика 50часов:
- устный счёт
- конструирование фигур
- составление последовательностей чисел
- разгадывание магических квадратов
- разгадывание ребусы и кроссворды
- разгадывание софизов
- решение задач с помощью графов
- решение логических задач
- решение задач со спичками
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | ||
Теория | Практика | ||||
1 | Нестандартные приёмы устного счёта | 4 | 2 | 2 | |
2 | Конструирование фигур | 8 | 4 | 4 | |
3 | Числовые последовательности и магические квадраты | 6 | 2 | 4 | |
4 | Ребусы | 4 | 1 | 3 | |
5 | Кроссворды | 4 | 1 | 3 | |
6 | Софизмы | 4 | 2 | 2 | |
7 | Графы | 6 | 2 | 4 | |
8 | Логические задачи | 8 | 2 | 6 | |
9 | Задачи со спичками | 6 | 2 | 4 | |
10 | Принцип Дирихле | 8 | 2 | 6 | |
11 | Занимательные задачи. | 8 | 2 | 6 | |
12 | Заключительное занятие | 2 | 0 | 2 | |
13 | Резерв (КВН и творческий вечер) | 4 | 0 | 4 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Содержание программы
2год обучения
Системы исчисления:
знакомство с древнерусской, арабской, индийской системами исчисления,
с греческой и римской нумерацией, знакомство с двоичной , восьмеричной и десятичной системами счисления.
Теория: 4часа Практика: 6часов
Делимость чисел:
признаки делимости на4,6,7,8,11,
нахождение НОД и НОК способом Евклида.
Теория: 4часа Практика: 6часов
Элементы теории множеств:
Понятие множества, пустого множества,
подмножества, операции над множествами, решение задач с помощью кругов Эйлера.
Теория: 4часа Практика: 6часов
Элементы комбинаторики :
Перестановки, выборки, размещения, сочетания.
Теория: 2часа Практика: 4часа
Элементы теории вероятности:
Случайные , достоверные события, вероятность события.
Теория: 2часа Практика: 4часа
Геометрические головоломки:
Знакомство с миром многогранников, изготовление многогранников,
решение занимательных геометрических задач.
Теория: 4часа Практика: 4часа
Занимательные задачи:
Решение задач на смекалку, на внимание, шуточные задачи,
старинные задачи и пр.
Теория: 2часа Практика: 6часов
Конкурсные задачи:
Решение олимпиадных и конкурсных задач
Теория: 4часа Практика: 6часов
Заключительное занятие (обобщение )
Теория: 0часов Практика: 2часа
Подготовка и проведение КВН
Теория: 0часов Практика: 2часа
На втором году обучения ребята знакомятся с различными системами счисления, изучают способы Евклида нахождения НОД и НОК ,знакомятся с операциями над множествами, с элементами комбинаторики и теории вероятности, а так же решают олимпиадные задачи.
Теория 24 часа:
-
- НОК и НОД по Евклиду
- Признаки делимости на6,8,11,13
- множества и операции над ними
- Круги Эйлера
- перестановки ,выборки, размещения и сочетания
Практика 48 часов:
- системы счисления
- нахождение НОК и НОД способом Евклида
- решение задач по теории множеств
- решение комбинаторных задач
- решение конкурсных задач
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | ||
Теория | Практика | ||||
1 | Системы исчисления | 10 | 4 | 6 | |
2 | Делимость чисел | 10 | 4 | 6 | |
3 | Элементы теории множеств | 10 | 4 | 6 | |
Элементы комбинаторики | 6 | 2 | 4 | ||
Элементы теории вероятности | 6 | 2 | 4 | ||
Геометрические головоломки | 6 | 2 | 4 | ||
Занимательные задачи | 8 | 2 | 6 | ||
Конкурсные задачи | 10 | 4 | 6 | ||
Заключительное занятие | 2 | 0 | 2 | ||
Резерв (КВН и творческий вечер) | 4 | - | 4 | ||
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Список литературы для учителя
- Антонович Н.к «100 математических игр для учащихся5-8 классов».,Н.,1963 -174с.
- Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 -204с.
- Балк М.Б., «Организация и содержание внеклассных занятий по математике», М.,Учпедгиз,1866-94с
- Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971 -89с.
- Берман Г.Н «Счёт и число»,М.-Л.,ГИТТЛ,1956 -132с.
- Гаврилова Т.Г. «Занимательная математика.5-11классы» В., Учитель,2004 -96с.
- Германович П.Ю. «Вопросы и задачи на соображение»Л,Учпедгиз, 1960-135с.
- Германович П.Ю. «Математические викторины»Л,Учпедгиз, 1961-95с.
- Депман И.Я. «Из истории математики» М.-Л., Детгиз.1950 -116с.
- Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995-278с.
- Макарычев Ю.Н. «Элементы статистики и теории вероятностей» М,Просвещение,2006-78с.
- Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. «Старинные занимательные задачи» М., Наука,1985 -160с.
- Перельман Я.И. «Живая математика» ,М-Л.1958 -176с.
- Перельман Я.И. «Занимательная арифметика» ,М-Л.1956 -132с.
- Перельман Я.И. «Занимательнаягеометрия» ,М-Л.1958 -176с.
- Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, Учпедгиз, 1962- 94с.
- Пономарев С.А. и др. «Сборник упражнений по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1971- 247с.
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005-85с.
- Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. «Месячник математики в школе», У., БИУУ, 1992- 63с.
- Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Внеклассная работа по математике в 4-5 классах», М.,Просвещение,1974.
- Яргомский И.А. «Увлечь школьников математикой» , М.,Просвещение, 1992 -92с.
Список литературы для учащихся и родителей.
- Берман Г.Н «Число и наука о нём», М.-Л.,ГИТТЛ,1955 -93с.
- Берман Г.Н «Приёмы счёта», М.-Л.,ГИТТЛ,1956 -102с.
- Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008-298с.
- Виленкин Н.Я. «Рассказы о множествах» , М,Наука1969 -104с.
- Вилейнтнер Г.А. «История математики от Декарта до наших дней» .М., АН СССР,1960 -242с
- Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981-302с.
- Гербертс.м. «Как люди научились считать»,М.-Л.,Госиздат,1930 -74с.Гарднер М «Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки» М.,наука.1964 -243с.
- Германович П.Ю. «Сборник задач по математике на соображение» Л,Учпедгиз, 1960-95с.
- Гончар Д.Р. ,ЛурияА.П. «Устный счёт и память: загадки, игры», Д., Сталкер,1998. -464с.
- Депман И.Я. «Возникновение системы мер и способов измерения величин», М-Л.,Детгиз,1956 -78с.
- Депман И.Я. «Меры и метрическая система», М-Л.,Детгиз1953 -96с.
- Депман И.Я. «Мир чисел», М-Л.,Детгиз,1966 -124с.
- Депман И.Я. «Рассказы о математике» ,М -Л., Детгиз,1954 -139с.
- Кордемский Б.А. «Математическая смекалка», М-Л,. ГИТЛЛ,1958 -574с.
- Кордемский Б.А. «Удивительный квадрат», М.-Л,ГИТЛЛ,1952 -85с.
- Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984-235с.
- ПостниковН.В. «Магические квадраты»М.,Наука,1864 -94с.
- Пичугин Л.Ф.М. «За страницами учебника математики», М.,
Просвещение,1990-224с
- Чистяков В.Д «Рассказы о математиках» Минск,ВШ,1966-104с.
- Чистяков В.Д «Старинные задачи» Минск,ВШ,1966-84с.
- Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. «Сюрприз? Да, сюрприз!», Уфа, БИПКРО, 1994-102с.
- Шевкин А.В. «Сборник занимательных задач по математике для учащихся 5-6 классов», Москва, Русское слово, 2001-198с.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий
| Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов
| |
1 год обучения | ||||||
1 | Нестандартные приёмы устного счёта | Традиционное занятие | Словесно-наглядный Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
2 | Конструирование фигур | Комбинированное занятие Практическое занятие | Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
3 | Числовые последовательности и магические квадраты | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
4 | Ребусы | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
5 | Кроссворды | Практическое занятие Комбинированное занятие | Работа в группах | Карточки с заданиями | Взаимопроверка | |
6 | Софизмы | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Устный опрос | |
7 | Графы | Традиционное занятие | Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
8 | Логические задачи | Традиционное занятие | Работа в группах | Устный опрос | ||
9 | Задачи со спичками | Комбинированное занятие | Иллюстративный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
10 | Принцип Дирихле | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Устный опрос | |
11 | Занимательные задачи. | Традиционное занятие | Работа в группах | Карточки с заданиями | Взаимопроверка | |
12 | Заключительное занятие | Контроль знаний | Индивидуально-фронтальный | Карточки с заданиями | Тест | |
13 | Резерв (КВН и творческий вечер) | Творческое занятие | Работа в группах | |||
2 год обучения | ||||||
1 | Системы исчисления | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Математический диктант | |
2 | Делимость чисел | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Математический диктант | |
3 | Элементы теории множеств | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
4 | Элементы комбинаторики | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Устный опрос | |
5 | Элементы теории вероятности | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Математический диктант | |
6 | Геометрические головоломки | Практическое занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
7 | Занимательные задачи | Традиционное занятие | Индивидуально-фронтальный | Раздаточный материал | Устный опрос | |
8 | Конкурсные задачи | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Самостоятельная работа | |
9 | Заключительное занятие | Контроль знаний | Индивидуально-фронтальный | Карточки с заданиями | Тест | |
10 | Резерв (КВН и творческий вечер) | Творческое занятие | Работа в группах |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий
| Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов
| |
1 год обучения | ||||||
1 | Нестандартные приёмы устного счёта | Традиционное занятие | Словесно-наглядный Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
2 | Конструирование фигур | Комбинированное занятие Практическое занятие | Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
3 | Числовые последовательности и магические квадраты | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
4 | Ребусы | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
5 | Кроссворды | Практическое занятие Комбинированное занятие | Работа в группах | Карточки с заданиями | Взаимопроверка | |
6 | Софизмы | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Устный опрос | |
7 | Графы | Традиционное занятие | Работа по образцу | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
8 | Логические задачи | Традиционное занятие | Работа в группах | Устный опрос | ||
9 | Задачи со спичками | Комбинированное занятие | Иллюстративный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
10 | Принцип Дирихле | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Устный опрос | |
11 | Занимательные задачи. | Традиционное занятие | Работа в группах | Карточки с заданиями | Взаимопроверка | |
12 | Заключительное занятие | Контроль знаний | Индивидуально-фронтальный | Карточки с заданиями | Тест | |
13 | Резерв (КВН и творческий вечер) | Творческое занятие | Работа в группах | |||
2 год обучения | ||||||
1 | Системы исчисления | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Математический диктант | |
2 | Делимость чисел | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Карточки с заданиями | Математический диктант | |
3 | Элементы теории множеств | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Устный опрос | |
4 | Элементы комбинаторики | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Устный опрос | |
5 | Элементы теории вероятности | Комбинированное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Математический диктант | |
6 | Геометрические головоломки | Практическое занятие | Словесно-наглядный Работа в парах | Тематические иллюстрации (ИКТ) | Взаимопроверка | |
7 | Занимательные задачи | Традиционное занятие | Индивидуально-фронтальный | Раздаточный материал | Устный опрос | |
8 | Конкурсные задачи | Традиционное занятие | Словесно-наглядный | Раздаточный материал | Самостоятельная работа | |
9 | Заключительное занятие | Контроль знаний | Индивидуально-фронтальный | Карточки с заданиями | Тест | |
10 | Резерв (КВН и творческий вечер) | Творческое занятие | Работа в группах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Любимые страницы учебника
Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙестественно - научной направленности«За страницами учебника математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...
" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть
Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....
"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть
Данная презентация позволит с помощью интересных и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....
Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает тематическое планирование и материал для контроля знаний по каждой теме....