Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Крылосова Ирина Борисовна

Урок в 5 классе составлен на основе повторения сложения и вычитания десятичных дробей, новизна урока заключается в том, что он связан с исторической тематикой, а именно с исторической личностью Ермака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Действия с десятичными дробями

По следам Ермака

Цель

Больше чем четыре столетия назад началось освоение Сибири. И одну из главных ролей в этом событии играл казачий атаман, а кто он и откуда начал свой поход, мы сейчас с Вами и узнаем.

  • Реши примеры, из букв составь имя атамана, место откуда начиналось завоевание Сибири и кто были вдохновителями и спонсорами этого похода.

7,6-5,4

К

30,02+8,26

М

7,5-2,9

Р

2,5+0,6

Е

2,02+0,01

А

3,1

4,6

30,28

2,03

2,2

Е

Р

М

А

К

1,8+0,32

Е

1,6-0,8

У

5,23+2,3

О

6,14+1,14

Е

1,2+7,5

Н

6,48+3,52

Х

20,17-17,07

Р

6,98-3,98

В

13,4-8,4

Е

0,45+0,55

К

6,9-5,4

В

0,19+0,51

Ч

1-0,1

И

4-3,64

С

17,3-10

С

3

2,12

10,1

10

8,7

5

0,7

0,8

0,36

7,53

1,5

7,3

1

0,9

7,28

В

Е

Р

Х

Н

Е

Ч

У

С

О

В

С

К

И

Е

Городки

1,7

9,9

8

3,46

5

696,6

245,5

140,9

65,1

73

С

Т

Р

О

Г

А

Н

О

В

Ы

7-3,54

О

63+2,1

В

6,1-1,1

Г

700-3,4

А

1,4+0,3

С

74,9-1,9

Ы

3,1+4,9

Р

250-4,5

Н

10-0,1

Т

100+40,9

О

На это задание у вас 5 минут.

После выполнения задания Вы должны найти подсказку и узнать, что будет дальше.

Презентация 1 слайд (фото Ермак, Строгановы и Верхнечусовские городки)

На фото с другой стороны написано (собрать войско)

  • Но прежде, чем идти в поход надо собрать войско. Вот, что говорят историки, про войско Ермака: «Он не терпел распущенности, которая могла загубить самое лучшее войско.Четкой организации войска могли позавидовать царские воеводы.Дружину он делил на 5 полков во главе с есаулами.Полки дробились на полусотни и десятки. Численность войска тогда равнялась 540 бойцам». Сосчитайте сколько было примерно полусотен и десятков. (10 полусотен, 55 десятков) 2 минуты

Фото войско (карта)

  • Мы готовы.  А сейчас мы проложим маршрут.

1 сентября 1581 года дружина Ермака выступила в поход. Маршрут похода довольно точно прослеживается историками. Сначала он плыл по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой.Затем их путь пролегал по реке Серебрянке к Тагильским перевалам, где было удобнее перебраться через “Камень”.

Давайте попробуем этот путь отметить на карте, у нас в классе висят карты похода, подойдите 2 человека, и отметьте то что вы сейчас услышали, а подсказка на экране. (3 слайд с текстом, 4 слайд проверка, как надо было сделать) На карте с другой стороны (река)

  • Если их путь пролегал по реке, значит должны быть суда, такие суда назывались стругами.

В поход казаки выступили на стругах - речных беспалубных гребных судах. Струг имел длину от 10 до 12 метров, а ширину - 2-3 метра. Борта над водой возвышались на 70 см. Средний струг вмещал около 20 человек.(5 слайд фото струг) Фото «струг»

Вычислите, сколько стругов было у войска Ермака. (27)

Сильное встречное течение очень замедляло движение стругов.

С какой скоростью передвигалось войско по реке, если средняя скорость струга 9,2 км в час, а скорость течения реки 1,5 км в час. Если бы по реке им пришлось пройти 77 км, то сколько времени им бы понадобилось?

Ну поехали дальше.

  • Первоначально казаков насчитывалось около 540, затем их численность увеличилась до 1650 человек.

Вычислите на сколько примерно процентов увеличилось войско? (ответ округлите до единиц)Фото «струг»(битва)

  • Но Ермак знал, что главное сражение ждет его на берегах Иртыша,где находится ставка Кучума и собрались основные силы татар, поэтому торопился.

26 октября 1581. На Чувашовом мысу, на берегу Иртыша разгорелся грандиозный бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум.

Перед каждым сражением, сначала на поле выходили и мерились силами лучшие бойцы. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции.

Конкурс капитанов.

Кто быстрее решит уравнения? Не только быстро, но и правильно.

Х+5,95=761,5

Х-74,85=338,563

А пока наши капитаны решают, мы с вами тоже решим задачи.

  • В 1606 г. Строгановы перенесли свои родовые палаты из Орла-

городка в слободу Новое Усолье на берегу Камы. Так был основан город Усолье, вся жизнь которого связана с солеварением. К концу XVII в. там стояло 44 варницы, что составляло примерно четверть всего количества варниц в окрестностях. Сколько всего солевых варниц было в Усолье и его окрестностях?(176)

Владельцем города Соликамска и основателем Соликамского бота-

нического сада был Григорий Акинфиевич Демидов. У него родились три сынаи восемь дочерей, из них только пятеро осталось в живых. С женойАнастасией Павловной Демидов прожил в мире и согласии ровно столько лет,сколько в 5 раз больше оставшихся в живых детей. Сколько лет прожил Григорий Акинфиевич с женой?

У войска Ермака ручным огнестрельным оружием владело одна треть части войска(550), половина оставшихся воинов имели луки со стрелами (550), остальные сабли, копья, топоры, кинжалы(550). Сколько воинов владели разным типом оружия?

По данным тогдашнего Посольского приказа, Кучум мог вывести в поле около 10 тыс. воинов.

Какую часть войско Ермака составляла от войска Кучумы?(33/200)

 В этом бою войска Кучума были разбиты, Кучум бежал, а его столицу занял Ермак.

На карте отметьте победу Ермака. (на обратной стороне Клад)

  • Так начиналось освоение Сибири, это только небольшая часть похода Ермака в Сибирь. Одна из целей любого похода – это обогащение. Ходит очень много легенд про клад Ермака, и одна из легенд гласит, что дружина Ермака спрятала свой клад, в Кунгурской ледяной пещере.  6 слайд КЛП

Полная длина всех ходов пещеры 5,6 км, длина туристских

ходов 1,5 км. Вычислите длину нетуристских ходов пещеры, где может быть спрятан клад. Какую часть длины всех ходов пещеры занимают ходы, где может быть спрятан клад? (Переведите все единицы измерения в метры)

А мы с вами нашли свой клад? А какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"

Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....

Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"

Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Урок математики "Путешествие на планету "Десятичная дробь"

Открытый урок ко Дню космонавтики "Путешествие на планету "Десятичная дробь" в 5 классе. Урок обобщения и закрепления знаний по математики в разделе "Действия с десятичными дробями". Презентация по от...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....