Разработки уроков математики метапредметной направленности
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Марченко Виктория Нагдалиевна

Новый ФГОС образования, предполагает изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности и оторванности друг от друга различных учебных дисциплин. Метапредметный подход (МП) предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но усваивает УУД (универсальные учебные действия) и с их помощью сам добывает информацию о мире.

Таким образом, метапредметность в образовании требует от школы воспитания в ее учениках умения "эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов".                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе «Полет на планету Дробемудрия»

(Оформление кабинета: над доской плакат: «Сегодня, 17.12.13года в 8 часов 15 минут состоится полет на планету «Дробемудрия» на звездолете ОРИОН 37-6А)

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Цель урока: (учитель сообщает учащимся):

  • Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме;
  • Развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;
  • Применять изученную теорию на практике;
  • Решать нестандартные задачи;
  • Развивать межпредметные связи;
  • Формировать умения объективно оценивать себя и одноклассников;
  • Воспитывать социальную компетентность, интерес к изучению истории математики.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Хотя дроби мы изучаем обыкновенные, урок у нас с вами будет необыкновенный.

Мы отправимся в полет на далекую планету «Дробемудрия». На этой планете великие ученые-математики проведут пресс-конференцию с журналистами космовидения различных планет.

Итак, первый ряд – ученые – математики;

         второй ряд – инопланетяне;

         третий ряд – журналисты.

в путь…

На экране компьютера – космический корабль движется на фоне звездного неба.

  1. Актуализация опорных знаний

А.         Учитель: Наш космический корабль попал в магнитное поле звезды Теория и инопланетяне выразили недоверие ученым-математикам и решили проверить их знаний по теории.

Учащиеся задают друг другу вопросы:

- Как сложить  (вычисть) дроби с разными знаменателями?

- Какая дробь называется несократимой?

- Сформулируйте правила сравнения дробей.

- Что значит сократить дробь?

Б.        Учитель: Молодцы! На все вопросы даны правильные ответы. Полет продолжается.

Но путь по звездному небу опасен и не предсказуем. Нашему звездолету грозит Черная дыра. Чтобы избежать катастрофы, решим записанные на доске примеры.

Эстафета

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Учитель: Подведем итоги эстафеты. Победил ___ ряд. Какие правила нам понадобились для выполнения данного задания.

  1. Решение задач и упражнений

Учитель: Члены нашего космического экипажа получили загадочный конверт, в котором инопланетяне предлагают вам решить ряд задач.

А.        Задача1. Наблюдая новолуние, можем в первой фазе видеть  часть Луны, во второй фазе -  часть, в третьей фазе – оставшуюся ее часть. Какая часть луны видна в третью фазу новолуния?

Задача 2. Масса предметов на Луне составляет  массы этого же предмета на Земле. Какова будет масса штанги, поднятой спортсменом на Луне, если ее масса на Земле 120 кг?

Задача 3. На Солнце во время солнечной активности одновременно произошли три солнечные вспышки в точках А, В, С. Расстояние от А до В на  астрономических единицы больше, чем расстояние от В до С, а расстояние от А до С на 5,3 а.е. меньше, чем от А до В. Определите расстояния от А до В, от В до С и от С до А, если периметр треугольника АВС  а.е.

Задача 4. Во время солнечного затмения в первую фазу была закрыта диска, во вторую – 25%, в третью – 35%. Оставшаяся часть диска была закрыта в четвертую фазу. Определите, какая часть диска закрылась в четвертую фазу?

Учитель: Подведем итог.

Просмотрим фрагмент видеофильма о вспышках на Солнце, фазах Луны и солнечном затмении.

Б.        Учитель: Избежав катастрофы, наш космический корабль продолжает свой путь по просторам Вселенной. Ведь путь к планете «Дробемудрия» не близок и мы еще успеем выполнить разноуровневые задания.

Каждому учащемуся предлагается на выбор 3 карточки с кодовым ответом.

1 карточка

 ;

 ;

 ;

 .

Л-

У-

20

Н-

А-

2 карточка

;

;

;

;

;

.

К-

О-

М-

0,1

Е-

2,6

Т-

А-

3 карточка

;

;

;

.

М-

А-

Р-

С-

Учитель: Проверим решенные задания. Расшифруем закодированные слова: МАРС, КОМЕТА, ЛУНА.

Как вы успели заметить, тема нашего урока тесно переплетается с темой Космос. И это не случайно. Ведь на уроках географии вы недавно изучили тему «Вселенная». И узнали много нового и интересного о  планетах, спутниках Земли, звездах. А что вы еще можете добавить к увиденному? Ответы учащихся.

  1. Углубление межпредметных связей и знаний по истории математики

(Учащиеся заранее подготовили дополнительный материал по истории математики, музыке и др.)

Учитель: Итак, мы у цели. Ученые математики высадились на планете «Дробемудрия». Сейчас проходит пресс-конференция. Журналисты с других планет спешат задать нам вопросы. Их интересует буквально все:

- Когда возникли дроби?

- Какие ученые занимались изучением дробей?

- Как дроби связаны с музыкой и другими областями знаний?

Учитель: Спасибо журналистам, ученым-математикам. Подведем итог нашего полета.

  1. Подведение итогов

Учитель: Итак, подведем итог нашего полета. Можно сказать, что полет удался, т.к. наши математики с честью представили планету Земля и наш 6-А класс на далекой планете «Дробемудрия». Все предложенные задачи решены, на все вопросы даны ответы. Спускаемся на Землю.

На уроке получили такие оценки…

Могу отметить и похвалить…

Еще необходимо поработать по теме таким учащимся…

Повторить теоретический материал…

В целом, цели урока мы достигли. Запишем домашнее задание.

  1. Домашнее задание. Виленкин Н.Я., повт.§2 (п.8-12), № 406,408.



Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 9 классе

Тема урока: Квадратичная функция и ее свойства

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о квадратичной функции и ее свойствах;
  • Повторить особенности размещения графика квадратичной функции в ПСК;
  • Оценить уровень теоретической подготовки учащихся и умения применять знаний по теме «Квадратичная функция»;
  • Показать, как использование компьютера облегчает проводить исследования функции и строить графики;
  • Способствовать формированию развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Развивать память, логическое мышление, умение пояснять свои действия;
  • Воспитывать социальную компетентность, интерес к изучению предмета.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово «УРОК»?

У- успех;

Р- радость;

О- одаренность;

К- креативность

Надеюсь, сегодня на уроке, вы сможете продемонстрировать одаренность и творчество и нас ждет радость и успех.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: начнем наш урок с проверки домашнего задания.

  • Самопроверка (слайды №6,7)
  • Теоретический футбол

- Что называется функцией?

- Областью определения функции называется…

- Областью значений называется…

- Что называют нулями функции?

- Какая функция называется квадратичной?

- Что является графиком квадратичной функции?

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Молодцы! Теорию знаете, а теперь посмотрим, как вы применяете теорию на практике. Проведем игру «Поле математических чудес». На столах лежат задания, выполнив которые, вы отгадаете слово. (Слайд №8).

Учитель: Проверим как справились с заданием? Какое слово получилось? (Слайд №9). Историческая справка об ученом Б.Больцано (Слайд №10,11)

  1. Применение знаний, умений. Формирование навыков

Учитель: Что необходимо выполнить, чтобы построить график квадратичной функции? Вспомним алгоритм (Слайд №12).

Применим теорию на практике.

Задание: Построить график функции 1) ; 2) . Определить по графику: , промежутки знакопостоянства, возрастания и убывания функции.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что знания свойств квадратичной функции, умение строить и читать ее график пригодятся вам в других областях знаний?

1 группа – как используется график в физике (Слайд №14)

2 группа -  как используется в информатике (Зонтик, Кошка) – строят на компьютере с помощью программы GRAN.

Учитель: Спасибо группам. Но мы не должны забывать, что нужно готовиться к ВНО уже сейчас. Предлагаю вашему вниманию задание, которое часто встречается на ВНО.

Работа в парах (Слайд №15)

  1. Подведение итогов урока

Учитель: итак, сегодня на уроке мы повторили свойства квадратичной функции, особенности расположения графика квадратичной функции в прямоугольной системе координат. В нашей работе нам помогал компьютер. А так же мы использовали знания математики для решения физических задач.

Я довольна работой на уроке. Спасибо. А как вы считаете:

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что понравилось на уроке?

- Чем пополнили свои знания?

  1. Домашнее задание (Слайд №16)
  2. Подведем итог урока: (Слайд №17)

(Слайд №18)



Подписи к слайдам:

Властивості степеня з цілим показником
Мета:закріпити знання учнями означення та властивостей степеня з цілим показником;сформувати вміння використовувати їх для розв’язування вправ на обчислення значень числових виразів і перетворень виразів зі змінними;розвивати логічне мислення;формувати вміння аналізувати виконану роботу та оцінювати її.
Організаційний етап Доброго дня! У вас усе готово для роботи на уроці: підручник, зошит, ручка, олівець, на кожній парті є таблиця-підказка, а також картка самоконтролю. Підпишіть її будь ласка. Сьогодні на уроці ви спробуєте оцінити самостійно власну роботу. За кожен вид роботи ви будете нараховувати від 1 до 12 балів.Я розумію, що оцінити власну роботу складно, але правильне самооцінювання діяльності відіграє велику роль у житті людини. Це спонукає до аналізу роботи, розвиває критичність мислення, допомагає виявляти помилки та веде до їх усунення Звичайно, існують поняття “завищена самооцінка”, чи навпаки, занижена, але я вважаю,що ви сьогодні на уроці спробуєте оцінити свою діяльність адекватно, щоб виявити прогалини в знаннях та попрацювати над їх усуненням. Загадайте оцінку, яку б ви хотіли отримати сьогодні на уроці. І наприкінці уроку побачимо, заробили ви її, чи ні.Поставте її в картку самоконтролю. Епіграфом та девізом нашого уроку будуть слова римського оратора Марка Тулія Цицерона:”Пізнай самого себе” Марк Тулій Цицерон
“ Пізнай самого себе ” Повідомлення теми і завдань уроку На попередніх уроках ви ознайомилися з поняттям степеня з цілим показником та його властивостями. Сьогодні на уроці ми продовжимо опрацьовувати тему “Властивості степеня з цілим показником” та навчимося її застосовувати під час спрощення виразів та знаходження значення виразу. Що ми з вами повинні знати сьогодні на уроці?Що повинні вміти на уроці?МОЛОДЦІ!Під час уроку проведемо контроль знань.А на початку уроку Інформаційна хвилинка Інформаційна хвилинка Інформаційна хвилинка УЛЯНА: Поняття степеня виникло надзвичайно давно, ще в сиву давнину. Більш ніж два с половиною тисячоліття тому відомий грецький математик Піфагор Самосський кожному числу надавав назву за його властивості. Інформаційна хвилинка ЕМІНЕ: Числа 1,4,9,16 і т.д. він називав квадратними, оскільки якщо взяти 1,4,9,… точок, то з них можна побудувати квадрати. Цією назвою ми користуємось і донині. Піфагор починав із точок, а ми – з перевірки домашнього завдання. Перевірка домашнього завдання

Гра “ Знайдіть помилку ” № 275 1) 1 б2) 1 б3) 1 б8) 2 б Гра “ Знайдіть помилку ” № 277 3) 1 б4) 1 б Гра “ Знайдіть помилку ” № 279 1) 1 б 2) 1 б 5) 1 б 6) 2 б Виставте бали за цей вид роботи в картці самооцінки, проаналізуйте, скільки помилок ви знайшли самі, чи розібралися в тих помилках, які виправляли інші. Історична хвилинка А ми продовжимо розглядати історію виникнення степеня.До наших часів дійшли глиняні плити давніх вавилонян, що зберігали записи квадратів, кубів та їх обернених значень. Цікавими були назви у Давній Індії.“ва” – другий степінь, “гха”- третій степінь“гхата” – слово, що вказує на додавання степенів. “ва” – другий степінь“гха”- третій степінь“гхата” – слово, що вказує на додавання степенів.
Древняя Индия
Історична хвилинка Вавилон Актуалізація опорних знань А як ми називаємо степені та яки у них є властивості ? Перевіримо знання теорії за допомогою Математичного лото. 12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Математичне лото 1 Що називається степенем із натуральним показником? 2 Що називається степенем із від‘ємним показником? 3 Чому дорівнює нульовий степінь будь – якого числа, відмінного від нуля? 4 Як помножити степені з однаковими основами? 5 Як знайти частку степенів з однаковими основами? 6 Як піднести до степеня степінь? 7 Виконайте дії:- 8 + 13 8 Виконайте дії: - 12 + 7 9 Виконайте дії:- 13 + (- 4 ) 10 Виконайте дії:4 - 13 11 Виконайте дії:- 7 - 16 12 Виконайте дії:- 9 – ( - 4 ) Молодці!Оцініть участь у фронтальному опитуванні. Занесіть відповідний бал до картки самоконтролю. А ми продовжуємо! Історична хвилинка НІАЛЬ: Упродовж тривалого часу поняття степеня відносили до невідомих. У 3 ст. Діофант у своїй “ Арифметиці” увів терміни для позначення степенів і особливі позначки. Історична хвилинка АЛІМ: Другий степінь – “динамос” (сила), третій – “кубос”, четвертий – “динамо – динаміс”, п‘ятий – динамо – кубос”. У 16. ст. Стевен запропонував записувати степені поряд із числом у круглих дужках. Запис степенів, якими ми користуємось зараз, запропонував французький математик Рене Декарт. Дякуємо вам!Подивимось, як ви вмієте застосовувати властивості степенів під час спрощення виразів. “Коли розумієш свої помилки – можеш їх виправити”Роберт Бернс
Математичні сходинки Дайте оцінку своїй участі у виконанні завдань. Чи були ви на крок попереду, чи, можливо, і після пояснення для вас залишилися незрозумілі аспекти. Фізкультпауза Кожна людина має своє “я”, не здатне винести об‘єктивної самооцінки,схильне її завищувати. Та проти цієї оцінки виступає сумління людини, її орієнтування на високі загальнолюдські критерії. Відбувається внутрішня суперечка. Переможе сумління – продовжується подальший духовний розвиток людини. Робота з картками Заповніть порожні місця у виразі, щоб рівність була правильною (по 1 балу)1) 4)2)5)3) Оцініть роботі за картками. Результати занесіть у таблицю.
Цікавий матеріал УЛЬВІЄ: Дивна річ математика! Як тільки математик одержує спосіб коротко записувати що-небудь, то відразу намагається застосувати це до чого сь, чого не можна уявити. Здавалося б , здобувши запис вигляду , міг би заспокоїтися, але ні - математик відразу думає, а що вийде, якщо використати таке число
=
Цікавий матеріал САШКО: Цей запис означає, що потрібно спочатку піднести 10 до десятого степеня, а потім 10 піднести до цього степеня. Якщо взяти стрічку з такою кількістю клітинок, то знадобиться стрічка довжиною 50000 км. Такою стрічкою можна обгорнути земну кулю по екватору, та ще залишиться шматочок, щоб протягти до Північного полюса.А як записувати великі та маленькі числа, ми навчимося на наступних уроках. Підбиття підсумків уроку Підрахуйте загальну кількість балів та поставте оцінку за таблицею.Весь урок ми говорили про адекватну самооцінку. У кого співпала оцінка, яку ви поставили собі на початку уроку і наприкінці? У кого нижче?Будьте уважними! До написання контрольної роботи в нас ще є час відпрацювати навички!У кого вище? Молодці! Домашнє завдання Рефлексія Як ви вважаєте, чи виконали ми завдання уроку?Під час виконання яких завдань ви відчували труднощі?Який з видів роботи сподобався найбільше? Дуже приємно вчити таких розумних дітей!
Я пишаюся вами!


Предварительный просмотр:

Алгебра и начала анализа, 10 класс

Тема урока: Формулы сложения и следствия из них.  

Цель урока: совершенствовать навыки применения формул сложения, вывести формулы двойного аргумента, научиться применять полученные формулы при решении упражнений, оценивать свои знания, развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, умения работать в группе и паре, воспитывать гуманные отношения на уроке, дисциплинированность, трудолюбие, честность, ответственность, требовательность к себе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Отметить отсутствующих, готовности кабинета к работе.

  1. Мотивация.

Учитель: Давайте представим, что наш класс сегодня – НИИ. А вы, - его сотрудники, а именно сотрудники различных лабораторий по проблемам математики. Нас всех пригласили принять участие в заседании ученого совета, чтобы обсудить тему: «Формулы сложения и их следствия»(слайд №1)

В процессе работы мы должны с вами … (перечислить цели) (Слайд №2)

Давайте вместе подумаем, что мы должны знать, чтобы заседание совета прошло успешно. (Слайд №3) Что должны уметь (Слайд №3 вторая часть)

Учитель: Итак, перед вами оценочные листы. Впишите свою фамилию, здесь вы будете фиксировать свои достижения и в конце урока оцените себя, как сотрудника научной лаборатории. (Приложение 1)

  1. Проверка домашнего задания. Прежде, чем войти в лаборатория

института, нам нужно получить пропуск. И таким пропуском будет ваше домашнее задание. Поменяйтесь тетрадями. Внимание на экран. (Приложение 2) (Слайд №4,5,6). Верно выполненное задание отмечаем знаком «+».

Подведем итог: какими формулами пользовались для выполнения домашнего задания?

Выставьте оценку в листах самооценки.

  1. Актуализация

Примем участие в работе лаборатории теоретиков. Для успешной работы нам необходимо знать теоретический материал. Проведем теоретическую дуэль. Первый вариант задает вопросы второму варианту.

Учитель: Теоретические знания проверены. Посмотрим, как их мы умеем применять на практике.

Начинаем работать в лаборатории формул. (Слайд №7) На столах лежат смайлики трех цветов. Выберите тот, который соответствует вашему умению решать. Красный – выбирают те учащиеся, кто уверен, что справится с заданием  любой сложности. Желтый – те, кто считает, что решает на достаточном уровне. Зеленый – те, кто не очень уверены в своих знаниях. (Приложение 3)

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, а по желанию по одному ученику – у доски (различного уровня)

Проверка выполненного задания. (Слайд №8)

Итог: мы увидели, что формулы сложения применяются довольно часто в заданиях различного уровня сложности и их необходимо знать.

Оценили себя: зеленая карточка - +1 балл, желтая - +2 балла, красная - +3 балла. Поставьте баллы в оценочный лист.

  1. Физминутка. Зарядка для глаз.

  1. Формирование новых знаний.

Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока. Поговорим сейчас о следствиях из формул сложения. Есть такая группа формул, которая называется формулами двойного аргумента.

Как вы думаете, что означает выражение : «двойной аргумент»? Как, имея формулы сложения, перейти к формулам двойного аргумента?

Объединимся в группы по 4 человека и каждая из них попытается вывести формулу двойного аргумента. (Слайд №9)

Проверили. Кто верно вывел формулу, +3 балла поставьте в оценочный лист. (Слайд №10)

  1. Закрепление.

Учитель: Спасибо. Молодцы.

Сейчас выполним тест на применение полученных формул.(Приложение 3)

Проверяем (Слайд №11) Внесите полученные баллы в оценочный лист.

  1. Формирование межпредметных знаний.

Начинаем работать в лаборатории открытий. Ученик представляет самостоятельно подготовленную презентацию «Тригонометрия в других областях знаний».

  1. Домашнее задание. (Слайд №12)

  1.  Подведение итогов урока

Учитель: Давайте подведем итог нашей работе:

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что повторили?

- Чему научились?

- Над чем еще надо работать?

- Какой этап урока понравился больше всего?

  1. Рефлексия

Учитель: Постройте график вашего настроения на сегодняшнем уроке по 5-тибалльной шкале, ответив на вопросы (Слайд №13):

- Уровень моего интереса на уроке;

- Все ли понятно в ходе урока;

- Нравится ли преобразовывать выражения;

- Хочу продолжить изучение темы;

- Моя активность на уроке;

- Мое общее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

Уроки математики экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь – экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой,...

Методическая разработка урока английского языка направленного на развитие толерантности среди молодежи на тему: ”What is tolerance? How to be tolerant?”

Данный урок способствует совершенствованию лексических навыков по теме «Толерантность», развитию навыков чтения, аудирования и диалогической речи.Способствует развитию стремления быть терпимым в общес...

Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс

Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...