Алгоритм Евклида.
занимательные факты по алгебре (8 класс)
Слово «алгоритм» является русской транскрипцией латинизированного имени арабского математика ал – Хорезми Абу Абдуллы Мухаммеда ибн ал – Маджуси – (787- ок.850) и означает список команд, выполняя которые можно достигнуть требуемого результата. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя по заданным натуральным числам а и b изложил Евклид в IX книге «Начал».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_evklida.doc | 781 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм Евклида
Слово «алгоритм» является русской транскрипцией латинизированного имени арабского математика ал – Хорезми Абу Абдуллы Мухаммеда ибн ал – Маджуси – (787- ок.850) и означает список команд, выполняя которые можно достигнуть требуемого результата. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя по заданным натуральным числам и изложил Евклид в IX книге «Начал».
Пусть даны два числа , .
Имеем, следовательно, процесс оборвется максимум через шагов. Всякий делитель и делит. Если же просматривать эту цепочку равенств от последнего к первому, то видно, что , , и т.д., т.е. делит и . Поэтому - наибольший общий делитель чисел и , т.е. .
Этот алгоритм, кроме того, дает практический способ нахождения чисел и из таких, что .
Действительно, из цепочки равенств имеем:
Оценку количества делений в алгоритме Евклида дает следующая теорема, доказанная французским математиком Г.Ламе в 1845г.
Теорема 12 . Количество делений, необходимое для вычисления с помощью алгоритма Евклида наибольшего общего делителя двух положительных чисел, не превышает пятикратного количества цифр в десятичной записи меньшего из этих.
Пусть a ≥ b – натуральные числа и b записывается m цифрами в десятичной системе счисления. Это означает, что 10m-1 ≤ b < 10m. Требуется доказать, что алгоритм Евклида, применимый к числам a, b, выполнит не более 5m делений с остатком.
Положим r0=a и обозначим r1=b,r2,…,rn – последовательность делителей в алгоритме Евклида. Тогда ri-1=qiri+ri+1, 0≤ ri+1
Таким образом, рассматриваемое неравенство выполняется и при i=k+1. Это доказывает справедливость неравенства при всех i=1,2,…,n-1. Поскольку 10m>b и b=r1≥λn-1, видим, что m>(n-1)lgλ>(n-1)/5. В последнем неравенстве была использована оценка λ>101/5=1,58… Таким образом, n<5m+1.
Пример.
Пусть =252, =123. Запишем деление уголком, и каждый раз то, что было в уголке, т.е. делитель приписывается к остатку от деления с левой стороны, а остаток, как новый делитель, берется в уголок.
252|123
246|2
123|6
12 |20
6| 3
6|2
0
Запись того же самого в виде цепочки равенств:
252=123∙2+6
123=6∙20+3
6=3∙2
Таким образом, (252, 123)=3.
Линейное представление наибольшего общего делителя:
3=123–6∙20=123–(252 – 123∙2)∙20=123–252∙20+123∙40=252∙(-20)+123∙41,
и тогда и равны, соответственно, -20 и 41.
Т.е. 3=252∙(-20) + 123∙41.
Задачи
1. Найдите а) =(81719, 52003),
б) =(33649, 30107),
в) =(317811, 196418)
и их представление в виде ,
2. Придумать два разных трехзначных, затем четырехзначных и пятизначных числа и , и найти их наибольший общий делитель и его представление в виде , .
4.4. Неопределенные уравнение первой степени с двумя неизвестными
Определение. Алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, решения которых отыскиваются в целых или рациональных числах, называются диофантовыми (неопределенными).
Наиболее известной, решенной Диофантом, является задача «о разложении на два квадрата». Ее эквивалентом является известная всем теорема Пифагора. Эта теорема была известна в Вавилонии, возможно ее знали и в Древнем Египте, но впервые она была доказана в пифагорейской школе.
Проблема решения уравнений в целых числах решена до конца только для уравнений второй степени с двумя неизвестными. Для уравнений выше второй степени с двумя или более неизвестными весьма трудна не только задача нахождения всех решений в целых числах, но даже и более простая задача установления существования конечного или бесконечного множества таких решений.
При решении задач этой части используются понятия и , тождества . Но в большинстве случаев удобнее использовать алгоритм Евклида., он же может быть применен также для нахождения наибольшего общего делителя многочленов и других объектов более общей природы.
Рассмотрим линейное уравнение (1),
где , , - ненулевые целые числа.
Если не делится на , то уравнение (1) в целых числах не имеет решения.
Если , то на него все коэффициенты уравнения (1) можно сократить (предполагается, что решение у (1) есть). Поэтому далее будем рассматривать случай взаимно простых и , т.е. .
Пусть и удовлетворяют уравнению (1),
, с целым параметром задают все решения уравнения.
Итак, основной проблемой уравнения (1) является нахождение частного решения , . Разберем несколько примеров.
Пример 1. . Здесь частное решение легко подбирается , , поэтому общее решение: , .
Пример 2. . Решаем это уравнение относительно того из неизвестных, при котором наименьший (по модулю) коэффициент: . Подставляя вместо числа 0, 1, 2, 3, 4 (остатки при делении на 5), мы получим частное решение , , тогда общее решение ,
Пример 3. . Здесь использовать предыдущий способ затруднительно (придется подставлять 14 значений ). Поэтому мы приведем универсальный метод поиска частного решения. Из задачи 12.26 следует существование и таких, что . Тогда , будет частным решением нашего уравнения. Построим и явно. Из алгоритма Евклида имеем: , , . Из последнего равенства: , подставляя (из второго равенства), получим . Наконец, подставляя (из первого равенства), получим . Итак, , , , .
Другим универсальным методом является использование цепных дробей.
Последовательность равенств (1) можно записать в виде равносильной цепочки
, , , …
, . (2)
Поставим теперь задачу выразить отношение через одни только числа , , …, , . На основании равенств (2) находим:
(3)
В этом равенстве - целое число, , , …, - целые положительные числа. Выражение такого вида, как правая часть равенства (3), называется конечной цепной дробью.
Рассмотрим теорию уравнений первой степени с двумя неизвестными
ах+by+c=0 (1), где а и b – целые числа, отличные от нуля, а с – произвольное целое в общем виде. Будем считать, что коэффициенты а и b не имеют общих делителей, т.к. имеет место следующая теорема.
Теорема 1. Если в уравнении ах+by+c=0, (a,b)=d>1 и cd, то
оно равносильно уравнению a1х+b1y+c1=0, в
котором (a1,b1)=1.
Действительно, если наибольший общий делитель этих коэффициентов d=(a,b) отличен от единицы, то справедливы равенства a=a1d, b=b1d; уравнение (1) принимает вид
(а1х+b1y)d+c=0 (2)
и может иметь целые решения только в том случае, когда с делится на d. Таким образом, в случае (a,b)=d≠1все коэффициенты уравнения (1) должны делиться на d, и, сокращая (2) на d, придем к уравнению
a1х+b1y+c1=0, где ,
коэффициенты которого а1 и b1 взаимно просты.
Теорема 2. Если в уравнении ах+by+c=0, (a,b)=d>1 и с не
делится на d, то уравнение целых решений
не имеет.
Рассмотрим сначала случай, когда с=0. Уравнение (1) перепишется так: ах+by=0 (3).
Решая это уравнение относительно х, получим:
.
Ясно, что х будет принимать целые значения в том и только в том случае, когда у делится на а без остатка. Но всякое целое у, кратное а, можно записать в виде у=аt, где t принимает произвольные целые значения (t=0,±1,±2,…). Подставим это значение у в предыдущее уравнение, тогда
И мы получаем формулы, содержащие все целые решения уравнения (3): x=-bt, y=at (t=0,±1,±2,…).
Перейдем теперь к случаю с≠0.
Для нахождения всех целых решений уравнения (1) достаточно найти какое-нибудь одно его решение, т.е. найти такие целые числа х0, у0, для которых ах0+by0+c=0.
Теорема 3. Пусть a и b взаимно просты и [х0,у0] – какое-нибудь
решение уравнения ах+by+c=0. Тогда формулы
x=x0 - bt,
y=y0 +at
при t=0,±1,±2,… дают все решения уравнения (1).
Как же найти какое-нибудь одно решение [х0,у0] уравнения (1) в общем случае, когда с≠0? Начнем с примера, в котором воспользуемся непрерывными цепными дробями.
Пример 4. Найти все целые решения уравнения 127х - 52y+1=0.
Преобразуем отношение коэффициентов при неизвестных. Прежде всего, выделим целую часть неправильной дроби :
Правильную дробь заменим равной ей дробью .
Тогда получим:
Проделаем такие же преобразования с полученной в знаменателе неправильной дробью :
Теперь исходная дробь имеет вид:
Повторим те же рассуждения для дроби :
Тогда
Выделяя целую часть неправильной дроби :
Придем к окончательному результату:
Получили конечную цепную дробь. Отбросим последнее звено этой цепной дроби - , превратим получающуюся при этом новую цепную дробь в простую и вычтем ее из исходной дроби .
Приведем полученное выражение к общему знаменателю и отбросим его, тогда
127·9-52·22+1=0.
Из сопоставления полученного равенства с уравнением 127х-52y+1=0 следует, что х=9, у=22 будет решением этого уравнения, и согласно теореме все его решения будут содержаться в прогрессиях
х = 9 + 52t, y = 22 + 127t (t=0,±1,±2,…).
В общем случае для нахождения решения уравнения ах+by+c=0 надо разложить отношение коэффициентов при неизвестных в цепную дробь, отбросить ее последнее звено и проделать выкладки, подобные тем, которые были проведены выше.
Можно показать, что пара чисел [х0,у0], где
х0=(-1)n-1 cQn-1 , y0=(-1)n cPn-1 ,
является решением уравнения (13) и согласно теореме все решения этого уравнения имеют вид:
x=(-1)n-1 cQn-1 – bt, y=(-1)n cPn-1 +at (t=0,±1,±2,…).
Для решения таких уравнений может быть использован и так называемый метод «спуска». Алгоритм этого метода рассмотрим на конкретном примере.
Пример 5. Пусть дано уравнение 5x+8y=39.
Выберем неизвестное, имеющее наименьший коэффициент (в нашем случае это х), и выразим его через другое неизвестное:
Выделим целую часть:
Очевидно, что х будет целым, если выражение окажется целым, что, в свою очередь, будет иметь место тогда, когда число 4–3y без остатка делится на 5.
Введем дополнительную целочисленную переменную z следующим образом: 4–3y=5z. В результате получим уравнение такого же типа, как и первоначальное, но уже с меньшими коэффициентами. Решать его будем уже относительно переменной y, рассуждая точно также как в п.1: . Выделяя целую часть, получим:
Рассуждая аналогично предыдущему, вводим новую переменную u:3u=1-2z.
Выразим неизвестную с наименьшим коэффициентом, в этом случае переменную z:
Требуя, чтобы было целым, получим: 1–u=2v, откуда u=1–2v. Дробей больше нет, спуск закончен.
Теперь необходимо «подняться вверх». Выразим через переменную v сначала z, потом y и затем x:
Формулы x=3+8v и y=3–5v, где v – произвольное целое число, представляют общее решение исходного уравнения в целых числах.
Таким образом, метод спуска предполагает сначала последовательное выражение одной переменой через другую, пока в представлении переменной не останется дробей, а затем, последовательное «восхождение» по цепочке равенств для получения общего решения уравнения.
Рассмотрим линейное уравнение , (1)
где , , - ненулевые целые числа.
Если не делится на , то уравнение (1) в целых числах не имеет решения.
Если , то на него все коэффициенты уравнения (1) можно сократить (предполагается, что решение у (1) есть). Поэтому далее будем рассматривать случай взаимно простых и , т.е. .
Пусть и удовлетворяют уравнению (1). Докажите, что , с целым параметром задают все решения уравнения (1).
Итак, основной проблемой уравнения (1) является нахождение частного решения , . Разберем несколько примеров.
Решить: . Здесь частное решение легко подбирается , , поэтому общее решение: , .
Решить: . Решаем это уравнение относительно того из неизвестных, при котором наименьший (по модулю) коэффициент: . Подставляя вместо числа 0, 1, 2, 3, 4 (остатки при делении на 5), мы получим частное решение , , тогда общее решение , .
Решить: . Здесь использовать предыдущий способ затруднительно (придется подставлять 14 значений ). Поэтому мы приведем универсальный метод поиска частного решения. Из задачи 12.26 следует существование и таких, что . Тогда , будет частным решением нашего уравнения. Построим и явно. Из алгоритма Евклида имеем: , , . Из последнего равенства: , подставляя (из второго равенства), получим . Наконец, подставляя (из первого равенства), получим . Итак, , , , .
Другим универсальным методом является использование цепных дробей.
Последовательность равенств (1) можно записать в виде равносильной цепочки
, , , …
, . (2)
Поставим теперь задачу выразить отношение через одни только числа , , …, , . На основании равенств (2) находим:
(3)
В этом равенстве - целое число, , , …, - целые положительные числа. Выражение такого вида, как правая часть равенства (3), называется конечной цепной дробью и сокращенно обозначается .
Одной из популярных идей решений уравнений в целых числах является ограничение перебора. Для этого может быть использовано, например, разложение на множители.
Решить уравнение: xy + x–3y = –4
Решение. Уравнение приводится к виду , а можно разложить в произведение двух множителей только двумя способами: и . Отсюда получаем ответ: .
Другим способом решения этого уравнения является выражение через : . Так как должно быть целым число, то может быть равно только 1, , 7, .
Ограничить перебор можно преобразованием левой части уравнения к сумме неотрицательных функций:
Решить: .
Решение. Уравнение приводится к виду . Отсюда имеем , а так как - целое число, то может быть только равен 0, 1, . Легко видеть, что только возможен. Тогда и .
Если относительно одного из неизвестных уравнение является квадратным, то ограничить перебор можно, используя неотрицательность дискриминанта:
Решить: .
Решение. Относительно это уравнение – квадратное: . Условием существования решения является , т.е. . Таким образом, достаточно перебрать случаи .
Ответ. , .
Другой идеей является сравнение левой и правой частей уравнения по какому-то модулю (или сравнение остатков):
Решить: .
Решение. Так как , то , а .
Ответ. Решений нет.
Решить в целых числах: .
Решение. Если , то левая часть , значит, если решение есть, то четно, т.е. . Тогда . Но , значит, если решение есть, то и должно быть четным, т.е. . Итак, в результате имеем , или . Отсюда , , т.е. , . При получаем второй ответ: .
Популярными становятся такие задачи не только в олимпиадных заданиях, а также в тестах ЕГЭ задачи С6. Например,
C6 Решите уравнение в целых числах:
C6 Решите уравнение 2 + − 6 − 12 = 0 в целых числах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм Евклида
Алгоритм Евклида- это алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух целых неотрицательных чисел....
Алгоритмы Евклида
Исследовательская работа по математике...
Урок по теме "Алгоритм Евклида"
Конспект урока информатики и ИКТ (9 класс)...
Конспект урока по ФГОС по теме:"Алгоритм Евклида" 9 класс
Урок разработан в соответсвии с ФГОС. Это самостоятельная учебная деятельность по карточкам. В карточке описание всех этапов построения модели....
Алгоритм Евклида
Алгоритм Евклида для нахождения НОД...
Алгоритм Евклида
Материал для проведения урока информатики и ИКТ в 9 классе...
Электронный образовательный ресурс на тему: "Учимся находить НОД чисел, используя алгоритм Евклида"
Обучающая презентация по нахождению НОД чисел с помощью алгоритма Евклида...