Урок математики "Наш край родной"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

 Сафина Лола Миноваровна

 

Цель урока: показать  использование  современных  образовательных  технологий (компьютерная  графика, слайды  и т д) на  интегрированном  уроке  (математика  и  биология) как  средство,  способствующее  более  эффективному    обучению, нахождение путей решения экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наш край родной

Интегрированный урок математики и биологии.

Сафина Л.М., учитель математики

г. Вятские Поляны, МКОУ СОШ с УИОП №2

Цель урока: показать  использование  современных  образовательных  технологий (компьютерная  графика, слайды  и т д) на  интегрированном  уроке  (математика  и  биология) как  средство,  способствующее  более  эффективному    обучению, нахождение путей решения экологических проблем.

Задачи:

  • повторить все действия с натуральными числами;
  • применить знания при решении задач экологического содержания;
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами местности;
  • продолжить формирование навыков работы  умения анализировать, размышлять, делать выводы;
  • воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
  • воспитывать бережное отношение и любовь к зеленым друзьям планеты обратить  внимание  учащихся  на  острую  проблему- уничтожение  лесов;

Тип урока: интегрированный урок математики и биологии.

Метод обучения: беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический).

Форма  проведения: урок-презентация

Оборудование: ноутбук, презентация,  мультимедийный  проектор

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Запись темы.  
Сегодня у нас необычный урок и тема урока тоже необычна - «Наш край родной». Мы проведём интегрированный урок и будем говорить о теме урока с позиций двух школьных предметов - математики и биологии.

3. Мы не записали дату. Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В какое удивительное время мы живём! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Мы  безмерно богаты! Мы владеем  целой планетой с умеренным климатом, с атмосферой, водой, плодородной почвой. Человек уникален! Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования.     Человек покорил океан, воздух, землю. Человек – царь природы, ее венец. Человек, как биологический вид, претендует на главную роль, так как имеет важное преимущество – разум….

     Ребята! Всегда ли человек совершает разумные поступки?

  Поэтому,  наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Словарная работа

Экология – «ойкос» по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания в природе растительных и животных организмов между собой и со средой»
Вопрос классу: Ребята как вы понимаете, что такое экологическая  проблема, какие экологические проблемы вам известны?
- Можете ли вы прокомментировать причины названных экологических проблем и возможные последствия?

Вывод: Да действительно человек научился перерабатывать получаемое сырьё от растений и животных, полезные ископаемые из недр Земли и при этом ведёт себя по отношению к природным ресурсам как единоличный хозяин и поэтому на сегодняшний день на планете наблюдается напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой. И тогда возникает экологическая проблема. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Все очень ясно и просто: хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Экологические проблемы

  • Снижение биоразнообразия
  • Загрязнение бытовым мусором
  • Загрязнение и разрушение почвы
  • Загрязнение мирового океана
  • Парниковый эффект
  • Разрушение озонового экрана
  • Загрязнение окружающей среды
  •  Массовая  вырубка лесов

Поговорим сегодня о лесных богатствах

Цели  нашего урока – мы будем выяснять как дети, школьники могут помочь в решении экологических проблем, какой вклад вы можете внести в сохранение природных богатств. Как помогут вам в этом знания школьных предметов.

Что же делать, как сохранить леса?      

 Карта Кировской области. Леса России представляют собой экологический каркас биосферы не только нашей страны, но и всего северного полушария планеты. 22 % площади лесов и 25 % древесных запасов мира принадлежат России. В России леса занимают 69 % площади суши. Площадь территории Кировской  области  120800 кв. км.  3/ 4 территории области занимают леса. Лес – основное богатство нашей области. Ежегодно его заготавливают более 4400000 кубических метров. В основном, это ель, сосна, берёза. Встречаются и редкие породы, такие как ольха и осина.

Более  3000000 кубических метров леса область продаёт не только соседним регионам, но и за границу. Губернатор Никита Юрьевич Белых признал лесопромышленный комплекс  бюджетообразующим для Кировской   области.

      Зачем же нужен лес человеку? Зелёное богатство используется людьми давно. Существует  множество профессий, где использование леса необходимо.

 Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя, химика, врача, плотника, музыканта...

(Высказывания детей.)  Из дерева изготавливают корабли, бумагу, шпалы, тетради, лаки, краски, удобрения, пластмассы, лекарства, рабочие инструменты, музыкальные инструменты

Стихотворение «Что такое лес?»

        Из всех творений природы лес — самый удивительный и необыкновенный дар. Он и нетронутый, на корню — несметное богатство, “легкие” планеты. Дает пристанище и пищу зверям, птицам, насекомым, оберегает огромные плантации ягодников, грибов, цветов, лекарственных растений. Сохраняет живительную влагу родников, питающих озера и реки. Лес кормит, лечит, одевает, согревает…  Да разве можно перечислить все, что значит лес для человека?
       Лес хорош в любое время года. Тем, кто хорошо его знает, он всегда дарит радость и успокоение. Едва ли найдется человек, которые не любил бы его.

Запись в тетради. 

Лес это

Источник древесины Место отдыха Дом для растений, животных, грибов Защита воздуха, почвы, водоёмов Источник кислорода

 Лес - источник древесины. Дерево окружает нас везде и всю жизнь. Рассмотрим предметы, которыми вы пользуетесь, которые нас окружают.

Из древесины

Изделия из древесины.

     По запасам хвойной древесины Россия занимает первое место в мире. Более 30 тысяч предметов можно изготовить из древесины, например: из 1м3 можно получить около 200 кг бумаги, или 220 кг глюкозы, или волокна для изготовления 65 костюмов, или 1 млн. спичек.

Запись в тетради.

      С каждым годом древесины требуется всё больше и больше. Каждую секунду в России вырубается 1 дерево. После вырубки или пожара лес восстанавливается только через 100 лет. Часто люди становятся виновниками лесных пожаров не соблюдая правила поведения в лесу. Примером безответственного отношения к лесу стало жаркое лето 2010 года. К сожалению леса, и без того малочисленные горели и в нашей республике. (фотография сгоревшего леса) Людям необходимо бережно использовать леса, восстанавливать их после рубки или пожара.

Решение задачи.

     Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.

Задача 1.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса    для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт.Г.В. Дорофеев, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)

2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

3. Выразить результат в квадратных метрах.

4. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 17см на 22 см, т.е. площадь равна

1)22*17=374 (см2)- площадь 1 страница

2) 374*370=138 380 (см2)-площадь бумаги 1 учебника

3)Чтобы перевести в м2 надо разделить на 10 000

138380 380 см2/10 000=13 м2 8380 см2=14 м2

4)тираж 30 000 экземпляров (найти на последней странице учебника)

14*30 000= 420000 (м2) –площадь бумаги тиража учебника

5) Леса уходит в 3 раза больше

420 000 м2*3=1 260 000 (м2) –леса необходимо на тираж 1 учебника

Учитель: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)

Было проведено   мини-исследование такого плана:  после уроков  в кабинете математики  собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 54,8г бумаги. Продолжим исследование.

Задача 2

1)Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков?

2)Сколько за 210 учебных дней?

3)Сколько всего школ в нашем городе? (5) 

4)Посчитать, сколько бумаги будет потрачена впустую.

5)Посчитать, сколько деревьев будет вырублено впустую, бесполезно, для мусорной корзины?

Решение.

В кабинете на столах после уроков остается 54,8 г бумаги, в нашей школе 49 кабинетов. Значит,  в школе ежедневно выбрасывается  54,8 * 49 = 2685,2 г бумаги.

Зная, что в городе 5 школ, посчитаем, сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 2685,2* 5=13 426г.

В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят 13426*210=2819460г=2т. 819кг.460г.

В нашей стране за год производится 6000 т.

Макулатура. В течение одной недели каждой четверти учащиеся нашей школы собирали макулатуру. Для чего они это делали? На что она используется?

Физкультминутка

Учитель: Лес – это ещё и место отдыха. Как вы отдыхаете?
Слайд.  (Детские санатории)

Учитель: Леса Кировской области позволяют им быть известной здравницей. В живописных местах лесного массива находятся детские санатории, лагеря, дома отдыха, где можно отдохнуть, набраться сил и здоровья.

Учитель: Лес – не только чистый воздух, но  и полезные дары природы.

Слайд. (Лес – источник питания)

Учитель: Что можете добавить?
Ученики: В лесу собирают грибы, ягоды.    

Учитель: Да, это так. Ежегодно в нашей области заготавливают грибы, чернику, голубику, морошку, бруснику. Но основное богатство  наших лесов – это, конечно, клюква. Эти лесные дары поступают не только в магазины области и соседних областей, но и продаются за границу, так как признаны экологически чистыми продуктами. Как вы думаете, где собирают эту полезную ягоду – клюкву?
Ученики:  На болотах.

Учитель: Какие болота в нашем районе вы знаете?
Ученики:  Перечисляют.                                                          

Экологическая задача.

       Благодаря вашим усилиям часть лесов будет спасена. Самый удивительный и необыкновенный дар природы будет радовать  многие поколения людей.

Человек неотделим от природы. Мы должны уважать законы природы, заботится о красоте родного края, того места где живём. Судьба природы – это наша судьба! Мы держим её в своих руках.

        Мы считаем, что этот урок для вас был поучительным и полезным. Надеемся, что вы увидели связь между предметами, изучаемыми в школе математикой и биологией. В школе, как и в жизни всё взаимосвязано.
     Но сегодня вы школьники, а завтра ждет вас взрослая жизнь. Кто-то вплотную займется вопросами экологии, кто-то, будет решать судьбу леса, или от него будет зависеть, водиться ли рыбе в соседней реке.
    «Много бед способен натворить равнодушный человек. Простым росчерком пера уничтожить березовую или дубовую рощу, отравить всю рыбу в реке, сбросить на лес столько ядохимикатов, что все живое в нем погибнет. И произойти это может потому, что человек никогда в своей жизни не посадил ни одного дерева, к природе же относился как к неисчерпаемой кладовой, из которой брать можно не, сколько нужно, а на всякий случай и про запас: пропадет – не страшно. Еще можно взять.
       Заманчиво сломать по весне красивую цветущую ветку черемухи или собрать ландышей. Однако нужно научиться запрещать себе совершать  такие поступки, вырабатывать волю и характер. И тогда долго можно любоваться по весне цветущими ландышами и наслаждаться пением птиц в сказочных чертогах леса»

 Вывод урока.  Мы хотим, можем  помогать лесу, если будем:

  • бережно относиться к учебникам, книгам
  • активно участвовать в сборе макулатуры
  • разумно и экономно  использовать бумагу.

Домашнее задание.

  Рефлексия.

Что было легко? Трудно? Почему именно так?
Ученики: аргументируют свой выбор.

Слайд. «Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живёшь» 

Можем ли мы гордиться Вятским краем? Почему?  Какое его основное богатство?

А что мы с вами можем сделать сейчас, чтобы наш край стал богаче и красивее?

Ученики: беседуют с учителем.

 Сегодня вы очень плодотворно поработали на уроке. Всем спасибо.

Интернет - источники.

http://festival.1september.ru/articles/100007/

http://festival.1september.ru/articles/512016/

http://www.fotoved.ru/ -фотографии природы

http://lib.gmsib.ru/page.php?article=92&item=138
Литература:

  1. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас родной природы. М., 2000г.
  2. В.С. Рохлов. Популярный словарик по экологии. М., 1997г.
  3. В.М. Сенкевич. «Экология и мир». М., 1994г.
  4. Словарь экологических понятий и символов. М., 2000г.
  5. Газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября». 1999г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 города Вятские Поляны Кировской области

Программно-методический материал городского этапа областного конкурса «Подрост»

(«За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам России»)

Тема: «Наш край родной» (разработка урока по математике)

Выполнила: учитель математики

Сафина Лола Миноваровна

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Мой край родной - Новошешминск"

Урок развития речи в 9 классе рассчитан на  подготовку учащихся к сочинению на тему "Мой край родной - Новошешминск",  урок проводится   в форме ролевой игры с использованием национальн...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"

Данный урок относится к  теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...

Открытый урок: "Мой край родной, симбирский"

Урок нацелен на обобщение знаний учащихся о родном крае - Ульяновске....

Презентация к уроку "Мой край родной"

Презентация к уроку "Мой край родной". Презентацию можно использовать в разных классах....

Презентация к уроку "Мой край родной"

Презентация к уроку "Мой край родной". Презентацию можно использовать в разных классах....