Групповая форма обучения
учебно-методический материал по алгебре (7 класс) на тему
Материал "Групповая форма обучения" рассчитана на учеников 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klevakina_v._p._gruppovaya_forma_obucheniya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Клевакина Валентина Пантелеймоновна
Учитель математики МАОУ СОШ №1 города Лабытнанги ЯНАО
8 34 992 23427, 8 922 6979583
629400 ЯНАО г. Лабытнанги улица Гагарина -28-24
«Клевакина Групповая форма обучения»
Аннотация
«Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике»
Автор придерживается общедидактических принципов и подходов в своей педагогической деятельности, в поисках наиболее эффективных путей обучения использует новые педагогические образовательные технологии (технология В.М.Монахова). При сочетании различных видов работы автор особое внимание уделяет устной работе, работе с учебником, самостоятельным работам ( групповым и индивидуальным), считает, что взаимоконтроль способствует развитию самоконтроля. Автор отмечает положительные и отрицательные результаты своей работы над проектом, особую роль отводит индивидуальным занятиям с обучающимися.
Ключевые слова : Развитие, целенаправленность, групповая работа, разнообразие, неутомляемость, приоритетные методы, технологии, варьирование.
Обобщение
педагогического опыта учителя математики МАОУ СОШ №1
города Лабытнанги ЯНАО Клевакиной Валентины Пантелеймоновны
по теме «Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике»
Клевакина Валентина Пантелеймоновна
Учитель математики МАОУ СОШ №1г.Лабытнанги ЯНАО
Математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. Причем отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Математическое образование должно расширяться за счет исторических сведений, за счет занимательности и практической значимости решаемых задач. Кроме того, необходимо воспитывать уважение к науке – тяжелому труду человеческого ума.
Цель моей педагогической деятельности как предметника:
Добиться повышения качества математического образования обучающихся на основе расширения его вариативности.
Образование вообще и математическое в частности я понимаю, в первую очередь, как управление, как руководство развитием. Я считаю, что в образовании не столь важен упор на знания и умения сами по себе, сколь важно воздействие на развитие ребенка. Я учу своих учеников логически мыслить, думать, ценить мнение других и отстаивать свое.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на труды ученых, психологов, дидактов, методистов,: Бабанского Ю.К., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Талызиной Н. Ф. и др.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих общедидактических принципов и подходов:
- личностно-ориентированный деятельностный подход;
- коммуникативная и социокультурная (познавательная) направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- гуманизация и гуманитаризация процесса обучения;
- проблемный подход;
- принцип развивающего обучения;
- принцип творческой активности;
- мотивационная обеспеченность процесса обучения.
Формирование познавательной компетенции обучающихся.
Перед учителем постоянно встает проблема многовариантности моделей учебного процесса, неоднозначности усвоения учебного материала в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности, развития навыков учебного труда и общего интеллектуального развития, а также многих других факторов.
В поисках наиболее эффективных путей обучения стараюсь использовать педтехнологии. Далеко не любая педагогическая новация может быть классифицирована как образовательная технология. Образовательная технология – целостный проект образовательного процесса, системно определяющий структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (учителя и ученика), имеющий целью достижение планируемых результатов (минимальных) с поправкой на индивидуальные особенности его участников и воплощение этого проекта на практике.
Образовательное пространство быстро заполняется различными технологиями. Перед каждым учителем встает проблема выбора технологии, затем её освоение и внедрение в практику работы.
Среди причин, вызвавших пристальное внимание к образовательным технологиям, можно выделить следующие: необходимость строить образовательный процесс на принципах системно – деятельного подхода; потребность реализовать личностно – развивающее обучение; возможность обеспечить гарантированность результатов обучения.
Известно, что знания, которые даются ученикам в готовом виде, часто поверхностны и непрочны, ценится только то, что добыто собственным трудом. Поэтому успешное усвоение математики происходит только в разумном сочетании работы под руководством учителя, самостоятельных работ учащихся на уроках и дома, групповых и коллективных форм работы. Я стараюсь сочетать различные виды работы.
Считаю важным - научить детей считать устно, работать с учебником, выделять главные мысли, правильно строить устный ответ, работать парно и в коллективе, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и, при необходимости, принимать мнения других. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.
Урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.
Урок получения знаний обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля.
Кроме всего этого я уделяю большое внимание самостоятельным работам.
«Ты уже не будешь брать все явления мира из вторых и третьих рук.
Ты перестанешь смотреть глазами давно умерших или питаться призраками.
И моими глазами ты не станешь смотреть.
Ты не возьмешь у меня ничего,
Ты выслушаешь и тех и других и профильтруешь все через себя.»
(Уолт Уитмен, «Песня о себе»).
Формирование у обучающихся умений и навыков работы с учебником я провожу на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Но успешной такая деятельность может быть при условии обучения рациональным приёмам работы с учебником.
Каждого ребенка надо научить начальным логическим приемам мышления:
выделять в предметах свойства;
отличать существенные свойства от несущественных;
владеть приемом сравнения;
владеть приемом подведения под понятие и приемом определения понятия;
учить делать выводы;
классифицировать;
доказывать.
Чтобы обеспечить более высокий уровень обученности, необходимо интерактивное включение учащихся образовательный процесс. Я этого добиваюсь путем внедрения в свою работу элементов инновационных технологий: технологии В. М. Монахова, технологии развивающего и модульного обучения, технологии проектного обучения.
Широкое многоэтапное внедрение эксперимента (внедрение технологии Монахова В. М.) в разных регионах России позволяет выдвинуть гипотезу о необходимости построения модели учебного процесса. В педагогической технологии В. М. Монахова предложено параметрическое задание модели учебного процесса:
Целеполагание – информационное представление о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей.
Диагностика – информационное представление о факте достижения (или недостижения) микроцели.
Дозирование – информационное представление об объёме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, необходимую (и достаточную) для гарантированного прохождения диагностики.
Логическая структура – информационное представление о переводе методического замысла учителя в целостную и логически наглядную модель учебного процесса.
Коррекция – представляет информацию о педагогическом браке, то есть учениках, не прошедших диагностику, и о содержании методических путей коррекции.
Такое представление модели учебного процесса дает достаточно полное и завершенное задание учебного процесса (происходит целостное моделирование учебного процесса).
Ранее велась работа над исследовательским проектом:
«Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и учащихся в процессе обучения математике».
- На предварительном этапе была изучена литература по теме:
В. В. Котов «Организация на уроках коллективной деятельности учащихся»;
И. В. Кузнецова «Почему нужно работать в группах?»;
С. А. Танцоров «Групповая работа в развивающем образовании»;
А. Гин «Организация работы в группах»;
Н. Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности учащихся» и др.
Таким образом, была изучена проблема, определены условия проведения работы над проектом, выбран для работы класс, спланированы условия проведения эксперимента и т. д.
- Последние несколько лет осуществлялась непосредственная работа над проектом на практике. На этом этапе групповая форма работа проводилась практически на разных типах уроков и на разных этапах урока математики, алгебры и геометрии.
- Эта форма работы применяется не только мной, но и другие учителя используют ее в своей работе. Это позволяет сделать некоторые выводы.
Положительные результаты.
Наиболее эффективно групповая форма обучения осуществлялась на уроках повторения, закрепления и обобщения знаний по теме. Учитывая возраст учащихся, и чтобы избежать однообразия и перегрузок, групповая работа проводилась в сочетании с другими формами работы (фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа и т. д.)
В 8 классе наиболее удачно прошли уроки с групповой формой работы по следующим темам: (алгебра) «Решение квадратных уравнений», «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»;
(геометрия) обобщающий урок по теме «Подобные треугольники», урок по решению задач на применение теоремы Пифагора.
В 9 классе такие обобщающие уроки прошли успешно: (алгебра) «Квадратичная функция и её график », «Уравнения и системы уравнений второй степени», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Степень с рациональным показателем»; (геометрия) «простейшие задачи в координатах», «Длина окружности и площадь круга».
В 10 и 11 классах применять групповую форму работы эффективно не только на уроках повторения и обобщения знаний, но и на уроках усвоения новых знаний.
Группы формировались разными способами: чаще – сильные и слабые учащиеся в разных группах; по желанию учащиеся или группы смешанного состава. Это позволяло не только в группе разобрать найденный способ решения, но и объяснить тем учащимся, которые не сумели справиться самостоятельно, а так же способствовало отысканию наиболее рациональных способов решения и решению задач в группах разного уровня трудности. Если в группе двое или трое сильных учащихся, то группа способна решать задачи и повышенной сложности. Можно сделать вывод, что учащиеся научились выслушивать замечания товарищей, правильно реагировать на замечания, тактично критиковать. Групповая форма работы дала возможность учащимся общаться во время урока, высказывать и отстаивать своё мнение. Чаще учащимся давались вопросы и задачи по одной теме, но разного уровня трудности, иногда опережающего характера или задачи, требующие нестандартного подхода к решению. Например, одной группе – решение уравнений первой и второй степеней, другой – решение неравенств второй степени, а также решение текстовых задач по данным темам или разные задания, работающие на один результат.
Если все задания группам даются одинаковые, это хорошо при изучении нового (сложного) материала, т. к. позволяет выслушать представителей разных групп по одному вопросу. Многократное (как правило 3-4 раза) выслушивание одного вопроса позволяло принять участие в работе и тем учащимся, которые не отличаются быстрым восприятием.
Если группы получали разные задания, но работали на один результат, то это вызывало интерес и активность при обсуждении. В результате подведения итогов групповой работы выступления учащихся не были однообразными и утомительными.
На этом этапе было проведено анкетирование – отзыв о групповой форме работы. Со стороны учащихся эта форма работы получила высокую оценку: учащиеся отметили, что на таких уроках они успевают много сделать: быстро повторить вопросы теории и много решить разных интересных задач. Так же учащиеся отмечают положительные оценки работы, некоторые отмечают, что быстро пролетает время урока и поэтому они не устают.
Но есть и недостаточные результаты групповой работы. В связи с тем, что в классе имеются учащиеся с разной математической подготовкой и разными интересами к изучаемым темам, то на некоторых уроках получения новых знаний возникла сложность в работе некоторых групп, т. к. не все учащиеся подготовлены к работе с учебной литературой. Во время урока приходилось менять состав групп, чтобы подготовленные учащиеся смогли помочь своим товарищам освоить тему или практически применять правило. Сильным учащимся в это время приходилось давать другое задание.
Все вопросы и задачи, даже их различные способы решения необходимо учителю рассмотреть накануне, иначе очень трудно ориентироваться, а, следовательно, возможны незамеченные ошибки.
Есть учащиеся, которые считают работу в группах трудной, т. к. приходится «думать весь урок», иногда при обсуждении вопросов и задач возникает спор, бывает шумно.
Считаю целесообразным работу над данной темой продолжить в дальнейшей работе с учетом положительных и отрицательных результатов.
Практика работы убедила меня в мысли о том, что в образовании должна преобладать ориентация на индивидуальность и личность ребенка. Именно поэтому школа должна создать одинаково благоприятные условия для учения школьников и открыть возможности тем, кто способен учиться с опережением на повышенном уровне. Учитель же должен создать свою неповторимую систему работы. С целью реализации этой идеи я работаю с учащимися, которые интересуются математикой, индивидуально.
Особенность курса индивидуальных занятий по математике – приоритет развивающей функции обучения над информационной, усиление практической значимости изучаемого материала, широкие возможности для реализации уровневой дифференциации в обучении. Индивидуальные занятия по математике строятся как углубленное изучение вопросов, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно – теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки курса образовательного стандарта, но уровень их трудности – повышенный, превышающий обязательный.
Цель индивидуальных занятий состоит в том, чтобы систематизировать и обобщить опорные знания учащихся по математике, развить их логическое мышление, помочь разобраться в ситуациях проблемного характера.
Достижению этих целей служат специально подобранные задачи. Систематические упражнения в решении таких задач помогут обеспечить действенность приобретаемых учащимися знаний по математике. На индивидуальных занятиях рассматриваются задачи, решение которых не требует дополнительных к предусмотренным программой основного курса знаний, но эти знания используются в новых нетривиальных ситуациях.
При решении отдельных задач требуются углубленное знание некоторых теоретических вопросов, рассмотрение различных тонкостей, которые нецелесообразно рассматривать на уроках. На индивидуальных занятиях рассматриваются задачи поискового характера, предусматривающие математическое моделирование реальных ситуаций и интерпретацию результатов, а также задачи, направленные на развитие сообразительности и логического мышления. Учащиеся имеют возможность решать задачи теми способами и средствами, которыми располагают в результате изучения материала основного курса. Естественно многие задания допускают несколько способов решений, которые рассматриваются и разбираются на индивидуальных занятиях. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований и т. д.
По опыту многих лет, как предметник, пришла к выводу: при сохранении интереса к предмету в целом, большая часть выпускников делает сознательный выбор в пользу продолжения изучения математики по программе профильного обучения, т. к. дети ориентированы на выбор продолжения образования в вузах финансово - экономического, юридического, информационно – технического и др. направлений. Этот переход полностью соответствует реализации одного из направлений Концепции модернизации российского образования, от которой невозможно остаться в стороне.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В ходе инновационной работы продолжаю решать задачи:
- Какие выбрать приоритетные методы, технологии, формы проведения уроков чтобы внедрить программу по алгебре и началам анализа в профильных и общеобразовательных классах школы;
- Как организовать разработку и внедрение программ спецкурсов с приложениями в соответствии с образовательной программой школы;
На путях оптимизации профильного математического образования считаю возможным:
- перераспределение количества учебных часов между разделами и темами программы;
- изменение самого содержания программ в доступных по стандарту пределах;
- изменение порядка следования некоторых учебных тем;
- варьирование «глубины» требований условия в рамках стандарта;
- перестановка «акцентов» внутри учебной темы;
- изменение набора учебных заданий в развивающем плане;
- использование межпредметных связей;
- использование наглядности, в том числе средств информационных технологий;
- организация профильного «уклона» в том числе за счет спецкурсов и внеклассной работы.
Преподавание в профильном классе должно быть не только более глубоким по содержанию, но и отличаться от обычного класса по форме. В классах, где обучающиеся выбрали образовательную дорогу сознательно, отказываюсь от различных форм мелочной опеки, заменяя на возможности зачетной системы по наиболее глобальным разделам. Строю работу более крупными блоками, как того требует более сложный материал, предлагаемый программой. Опыт многолетней работы подсказывает, что система уроков по программе профильного курса, обеспечивающая ее реализацию должна быть следующая:
- Уроки лекционного типа, на которых ставятся задачи для дальнейшей проработки, анализируются истоки возникновения новых математических методов и результаты, которые с их помощью удалось достичь. Проблемный и проблемно – поисковый метод – наиболее востребован в таких уроках.
- Уроки – беседы, уроки « сотворчества», на которых совместными усилиями учителя и учеников доказываются те или иные теоремы, решаются наиболее сложные задачи.
- Уроки – практикумы, на которых обучающиеся самостоятельно решают задачи, добиваясь отработки тех или иных навыков.
- Уроки - семинары, на которых учащиеся рассказывают о проделанной работе, скажем, о совместном решении какой либо задачи, разделенной на несколько частей.
- Уроки – коллоквиумы, на которые выносится материал, изученный на 10-12 уроках, т.е. по итогам прохождения тем, если необходимо проверить усвоения принципиально новых тем.
Одной из важных форм работы с обучающимися остаются зачеты. Важность зачетов состоит в том, что они позволяют контролировать усвоение нового материала как цельной системы. Вместе с тем, зачеты остаются обучающим мероприятием, так как дают возможность организовать длительную самостоятельную работу обучающихся.
Применяется система индивидуальных заданий, рассчитанных на длительный срок выполнения. Циклы этих заданий носят личностно ориентированный характер, включают в себя наиболее важные и трудные идеи и методы, иногда даются с опережением. По ходу подготовки к зачету, обучающиеся получают возможность предвидеть всю тему целиком как по теоретической части зачета, так и по практической. В соответствии с этим происходит и личностно направленная система консультаций.
Использую опыт известных педагогов – математиков, практикующих системную работу в классах с углубленным и профильным обучением математике: Звавича Л.И, Рыжика В.И., Добровой О.Н., руководителя ассоциации учителей математики России Б. Пигарева, Б.Г. Зива, А.П. Карпа, А.А. Окунева и др., с которыми по профилю предметной деятельности пересекалась в работе неоднократно. Опыт подсказывает, что одной из важных деталей в работе с классом, изучающим предмет углубленно, является возможность обучить каждого ребенка работать со специальной литературой, мультимедийными продуктами, сопровождающими программу. Учащиеся должны уметь подбирать специальную литературу, находить аналогии при решении, использовать методы и приемы решений указанные в книге, найденные и прочитанные в Интернете, в тестирующих и обучающих программах. Для этого мы используем собранную библиотеку и медиатеку по предмету.
Реализуя выбранные программы, добилась устойчивых результатов (коэффициент обученности по алгебре и геометрии в среднем за последние 2 года составляет- 3,6 балла).
Как учитель активно участвую в работе городского методического объединения. Имею опыт работы во всех параллелях учебного предмета по программе для классов базового уровня, по программе для школ (классов) с углубленным изучением предмета, адаптирую программы для классов математического и гуманитарного профиля. Постоянно делюсь опытом своей работы, имеющимися разработками авторских программ по дополнительному математическому образованию («Специальные главы математики», для обучающихся 14-16 лет, «Специальные главы математики» для обучающихся 15-17 лет, «В царстве смекалки» для обучающихся 11-14 лет), разработками уроков, применяемыми в преподавании технологиями и методиками. Владею технологией работы по В.Ф.Монахову, групповыми формами работы. В 2008-2009 учебном году получила право и заказ на разработку заданий для 2 тура пятой Международной Олимпиады по основам наук Уральского Федерального округа. Регулярно принимаю участие в работе жюри предметных олимпиадных работ, в проверке работ ЕГЭ и ГИА с развернутым ответом выпускников 11 и 9 классов.
Неодноратно являлась экспертом и рецензентом различных материалов по математике. Выступления на заседаниях МО и конференциях имеют научно-практическое значение для педагогического сообщества.
Всегда уделяю время работе по предмету с одаренными обучающимися. Ежегодно обучающиеся принимают участие в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», где показывают достаточные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика
Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации процесса физ...
Групповая форма обучения на уроках черчения
В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся. Да...
Доклад "Индивидуально-групповая форма обучения с использованием ИКТ"
ппрьвлдапзыпоьзщыуопчальпызуворячмиывпдварлыекворьвплджорьыуегуерварвагроолвпрлвншлвеншг...
Принцип коммуникативного взаимодействия как одно из преимуществ групповой формы обучения
Принцип коммуникативного взаимодействия (наряду с личностным, поэтапным и другими) не просто соотносится с совокупностью приёмов обучения иностранному языку, называемой методом, но отражается в каждом...
Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика
Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации процесса физического восп...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...