Урок обществознания в 11 классе по теме "Правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
Урок построен на использовании технологии развития критического мышления и работы с текстами нормативно-правовых актов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravootnosheniya_otkrytyy_urok.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 11 классе.
Тема урока: «Правоспособность и дееспособность»
Цели урока:
1) образовательная – организация усвоения понятий, «правоспособность» и «дееспособность», определение объема дееспособности;
2) воспитательная – формирование отношения к праву как общественной ценности, повышение уровня правовой культуры учеников;
3) развивающая – формирование умения анализа информации, вынесения обоснованных суждений, использования теоретических знаний для решения практических задач
Используемая педагогическая технология: технология развития критического мышления.
Используемые методы работы: «корзина понятий», работа с текстом в методике «инсерт», составление кластера
Содержание урока: актуализация темы путем введения юридической задачи, изучение понятий «правоспособность», «дееспособность» посредством работы с текстом нормативно-правовых актов, обобщение и закрепление полученных знаний через составление кластера, решение юридической задачи на этапе контроля усвоения знаний
Планируемый результат: ученики могут дать характеристику рассматриваемым понятиям, определить их сущностные признаки, использовать полученные знания для решения юридической задачи.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этап урока | Содержание | Формы работа, задания классу |
1. Вводный. Актуализация знаний | Просмотр фрагмента из фильма (?) На основе сюжета формулирование темы урока Формулирование проблемного вопроса: чтобы решить, кто из героев прав, необходимо определить, каков их правовой статус, через понятия «правоспособность» и «дееспособность» | О чем фрагмент? Как можно назвать отношения, возникшие между героями? Кто из них прав? |
2. Основная часть | 2.1. Составление «корзины понятий»: что такое правоспособность и дееспособность | Самостоятельное формулирование понятий, затем в парах, затем коллективно |
2.2 Подведение итогов: Человек как участник правоотношений является физическим лицом, и для участия в правоотношениях ему необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. Возможность участия граждан в гражданских правоотношениях определяется наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности. Правоспособность гражданина - Способность иметь гражданские права и нести обязанности. Одинакова у всех граждан Обладая правоспособностью, человек не всегда может реализовать свои права в полном объеме. Объем и возможность реализации этих прав определяется гражданской дееспособностью -способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. | Запись основного содержания понятий в тетрадь | |
2.3. Дееспособность различается объемом в зависимости от возраста. Сейчас мы попытаемся выяснить, как может быть ограничена дееспособность граждан. Чтение текстов статей 26-28 Гражданского кодекса РФ (см. приложение 1) | Учитель предлагает учащимся ознакомиться со ст. 17 ГК РФ для определения понятия “гражданская правоспособность”. Работа в методике инсерт | |
2.4 Подведение итогов: что мы узнали о понятии и объеме дееспособности, чем она ограничена (см. приложение 2) | Беседа | |
2.5. Возвращение к проблемному вопросу: можно ли на основании полученной информации решить поставленную задачу? | Решение юридической задачи | |
3. Рефлексия | Каким же образом объединяются рассмотренные нами понятия: правоотношения, правоспособность, дееспособность, физическое лицо? Давайте попробуем составить схему. | Составление кластера, самостоятельно, затем в парах, затем коллективно |
4. Домашнее задание | Решение юридических задач на основе материалов урока (приложение 3) |
Приложение 1
Гражданский кодекс РФ (извлечение)
Статья 21. Дееспособность гражданина
1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Гражданский кодекс РФ (извлечение)
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами.
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
Статья 28. Дееспособность малолетних
1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Приложение 2
Название вида дееспособности | Условия возникновения | В чем заключается |
Полная дееспособность | Наступает с 18 лет (совершеннолетие) или при эмансипации. | Возможность осуществлять все, не запрещенные законом сделки, иные действия, права. |
Дееспособность несовершеннолетних | Наступает с 14 лет до достижения совершеннолетия. | Возможность осуществлять сделки с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей, попечителя), за исключением оснований п.2 ст26ГК РФ |
Дееспособность малолетних | Дети до 14 лет | Сделки от имени малолетних осуществляются законными представителями, за исключением мелких бытовых сделок. |
Определите, в каких случаях человеку необходимо обладать правоспособностью/п/, а для каких требуется наличие и дееспособности/д/:
- Быть владельцем (собственником) какой-либо вещи.
- Покупать в магазине телевизор.
- Получать премию за опубликованное произведение литературы.
- Брать на хранение ценные вещи.
- Быть квартиросъемщиком.
- Пользоваться жилым помещением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...