конспект урока математики в 6 классе "Столбчатые диаграммы"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Конспект содержит полное описание действий учителя и ученика. К конспекту прилагаются рисунки. В материал урока включены задания на повторение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_diagrammy.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока | |
Тема | Столбчатые диаграммы |
Автор | Корбан О.А. |
Дата | 13.10-19.10.14 |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Пререквизиты |
- названия компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении; - правила выполнения действий с рациональными числами (при сложении, вычитании, умножении, делении) 2) То, что ученик мог забыть (и надо повторить): - умение решать уравнения , содержащие скобки, а так же слагаемые с буквами в обеих частях уравнения. |
Цели урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
План урока |
|
Ход урока
Этап 1: Устный счет
Доска | Учитель | Ученик | Тетрадь |
Столбчатые диаграммы | Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы опять будем учиться читать диаграммы. Подпишите дату и тему урока «Столбчатые диаграммы». | Столбчатые диаграммы | |
а) -4,5+2,1; -5,3+ 8,7; 3,2-4,9; 4,1 -6,4; | Но начнем урока с устного счета. | ||
а) -4,5+2,1 | Что получится в этом примере? | -2,4 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Какие числа складываем? | -4,5 и 2,1 | ||
С одинаковым знаком слагаемые или с разным? | С разным | ||
-4,5+2,1 | Назовите число с большим модулем. | -4,5 | |
-4,5+2,1= - | Какой знак ставим перед результатом? | Минус | |
-4,5+2,1= -2,4 | Как считали? | Из 4,5 вычитаем 2,1. Получим минус 2,4. | |
-5,3+ 8,7 | Что получится в этом примере? | 3,4 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Какие числа складываем? | -5,3 и 8,7 | ||
С одинаковым знаком слагаемые или с разным? | С разным | ||
-5,3+ 8,7 | Назовите число с большим модулем. | 8,7 | |
-5,3+ 8,7= | Какой знак ставим перед результатом? | Плюс. | |
-5,3+ 8,7= | Знак плюс можно не ставить перед результатом. | ||
-5,3+ 8,7=3,4 | Как считали? | Из 8,7 вычтем 5,3. Получим 3,4 | |
3,2-4,9 | Верно. Что получится в этом примере? | -1,7 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Какие числа складываем? | 3,2 и – 4,9 | ||
С одинаковым знаком слагаемые или с разным? | С разным | ||
3,2-4,9 | Назовите число с большим модулем. | -4,9 | |
3,2-4,9= - | Какой знак ставим перед результатом? | Минус | |
3,2-4,9 = -1,7 | Как считали? | Из 4,9 вычтем 3,2. Получим минус 1,7 | |
4,1 -6,4 | Что в этом примере получится? | -2,3 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Какие числа складываем? | 4,1 и – 6,4 | ||
С одинаковым знаком слагаемые или с разным? | С разным | ||
4,1 -6,4 | Назовите число с большим модулем. | -6,4 | |
4,1 -6,4 = | Какой знак ставим перед результатом? | Минус | |
4,1 -6,4 = -2,3 | Как считали? | Из 4,9 вычтем 3,2. Получим минус 1,7 | |
б) -2,5 -1,1; -2,6 -1,8; -4,3 – 1,6; -3,4- 1,7. | Хорошо. Ещё несколько примеров. | ||
б)-2,5 -1,1 | Что получится в этом примере? | -3,6 | |
-2,5 -1,1= -3,6 | Правильно. При сложении отрицательных чисел складываем их модули и перед результатом ставим минус. | ||
-2,6-1,8 | Что в этом примере получится? | -4,4 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как складывали модули? | Сложили 2целых и 1целую, получилось 3 целых. Сложили 6 десятых и 8 десятых, получилось 14 десятых. | ||
14 десятых- это 1 целая и 4 десятых. Да еще было 3 целых. Сколько получится? | 4 целых 4 десятых. | ||
-2,6-1,8= - 4,4 | Складывали отрицательные числа. Значит, сколько будет в ответе? | Минус 4 целых 4 десятых. | |
-4,3 – 1,6 | Сколько здесь будет? | Минус 5 целых 9 десятых. | |
-4,3 – 1,6= -5,9 | [В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | Сложили 4,3 и 1,6 , получится 5,9. И перед результатом поставим минус. Будет -5,9. | |
-3,4-1,7 | И последний пример. Сколько получится? | -5,1 | |
-3,4-1,7= -5,1 | [В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | 3,4 плюс 1,7 , получится 5,1. И перед результатом поставим минус. Будет -5,1. | |
в) -6*0,6 -1,2 :4 +3,9 ? | В следующих примерах результат примера из первой строки будет являться первым числом в действии из второй строки , а результат примера из второй строки будет являться первым числом в действии из третьей строки и так далее | ||
в) -6*0,6 | Что здесь получится? | -3,6 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | 6 умножили на 0,6, будет 3,6 . И поставили минус . В примере получится – 3,6 | ||
-3,6 -1,2 | А в этом примере? | -4,8 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | Сложили модули чисел, будет 4,8 и поставили минус. Получилось минус 4,8 | ||
-4,8:4 | Сколько здесь получится? | -1,2 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | Разделили 4,8 на 4 и поставили минус. Будет минус 1,2. | ||
-1,2+3,9 2,7 | Что в итоге? | 2,7 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | Из 3,9 вычли 1,2 . Результат будет положительным. | ||
г) -0,4*(-4) +5,3 :(-3) -3,2 ?
| И ещё один столбик примеров. | ||
-0,4*(-4) | Чему равно произведение? | 1,6 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | При умножении отрицательных чисел умножают их модули. Значит, 0,4 умножили на 4. | ||
1,6 +5,3 | Чему равна сумма? | 6,9 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | 5 целых и 1 целая будет 6 целых. 6 десятых и 3 десятых будет 9 десятых. Всего получится 6 целых 9 десятых. | ||
6,9 :(-3) | Чему равно частное? | -2,3 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | 6, 9 разделили на 3 и поставили минус. Будет минус 2,3 | ||
-2,3-3,2 -5,5
| Что в последнем примере получится? | -5,5 | |
[В случае ошибки, спросить о вычислениях] Как считали? | Складывали 2 отрицательных числа. Сложили модули 2,3 и 3,2 и поставили минус. Поучилось минус 5,5 | ||
Вы справились со всеми примерами, молодцы. |
Этап 2: Проверка домашнего задания
Доска | Учитель | Ученик | Тетрадь |
№2 В фермерском хозяйстве выращивают коров, свиней и овец. Каких животных в данном хозяйстве больше? А каких меньше ? | Давайте теперь перейдем к выборочной проверке домашней работы. В №2, используя столбчатую диаграмму, вы должны были определить : каких животных в фермерском хозяйстве больше, а каких меньше всего. | ||
Ур80_прил4 | Как вы рассуждали? | На диаграмме чем столбик выше, тем величина больше. | |
Каких животных в хозяйстве больше? | Больше свиней. | ||
А каких животных меньше? | Меньше коров | ||
Почему? | На диаграмме столбик, соответствующий коровам, самый маленький. А чем столбик меньше, тем величина меньше. | ||
Ответ:больше свиней, меньше коров. | Все верно. | ||
Ур80_прил5 | А теперь посмотрите на этот рисунок. На этом рисунке тоже изображена диаграмма. Но это уже не столбчатая, а круговая диаграмма. | ||
Глядя на эту диаграмму, вы пришли бы к тем же выводам. | |||
Посмотрите. Круг разбит на части (сектора). Большая часть соответствует свиньям. Значит, можно сделать какой вывод? | Что свиней больше. | ||
В этой задаче у вас получилось, что меньше всего в хозяйстве коров. Посмотрите, какая часть круговой диаграммы соответствует коровам: большая или меньшая? | Меньшая. | ||
Значит, при работе с круговой диаграммой мы будем придерживаться того же принципа: чем меньше часть диаграммы, тем соответствующая величина меньше, а чем больше часть диаграммы, тем соответствующая величина больше. |
Этап 3: Закрепление изученного материала
Доска | Учитель | Ученик | Тетрадь | ||||||
№1 Постройте столбчатую диаграмму по следующим данным:
| Сейчас мы выполним задание, в котором нужно будет построить столбчатую диаграмму по следующим данным: построили 15домов под железной крышей, 45- под черепичной, 30- под шиферной. | ||||||||
[На доске появился прямой угол. На горизонтальной оси подписаны названия материала ж,ч, ш Ур81_прил1 | Нарисуем прямой угол (две перпендикулярные оси) и отметим на горизонтальной его стороне(оси) материал, которым покрыта крыша, [Учитель выполняет построение на доске, ученики аналогичные действия – в тетради] | ||||||||
Давайте вместо первого названия «железная» запишем только первую букву из названия «ж», отступив 1 клетку от начала оси. | [Учитель выполняет построение на доске, ученики аналогичные действия – в тетради] | ||||||||
Столбики будем рисовать шириной в 2 клетки | |||||||||
Следующие названия будем записывать тоже только первыми буквами «ч» и «ш». | |||||||||
Между столбиками оставим по 2 клетки. | |||||||||
Нам нужно выбрать единичный отрезок на вертикальной оси. | |||||||||
В условии задачи указаны большие числа. поэтому у нас 1 клетка не может соответствовать 1 дому. Столбик не поместится на рисунке. | |||||||||
| Посмотрите, в условии даны числа 15,45,30. На какое число они все делятся? | На 5 ( Возможен вариант ответа: на 15) | |||||||
Давайте 1 клетка на вертикальной оси будет соответствовать 5 домам | |||||||||
Вдоль вертикальной оси проставим числа 0, 5, 10,15,20 и т.д, так как в задаче говорится о 15,45 и 30 домах. | |||||||||
Над каждым названием материала будем строить столбик (прямоугольник). Его высота будет соответствовать количеству домов. | |||||||||
Ур81_прил1[На доске постепенно появляется столбик над буквой ж] | Домов с железной крышей 15. На 1 единичный отрезок – 1 клетку - у нас приходится 5 домов. Сколько клеток будет соответствовать 15 домам? [Учитель выполняет построение на доске, ученики аналогичные действия – в тетради] | 3 клетки | |||||||
15:5=3 | Правильно, потому что в каждой клетке 5 домов. А 15 разделить на 5 будет 3 | [Учитель выполняет построение на доске, ученики аналогичные действия – в тетради] | 15:5=3 | ||||||
Нарисуем столбик высотой в 3 клетки, а шириной в 2 клетки. | |||||||||
Домов с черепичной крышей сколько? | 45 | ||||||||
Какой высоты столбик нужно построить ? [Учитель выполняет построение на доске, ученики аналогичные действия – в тетради] | 9 клеток | ||||||||
45:5=9 | Как получили ? | 45 разделили на 5, будет 9. | 45:5=9 | ||||||
Ур81_прил1[На доске постепенно появляется столбик над буквой ч] | Отступим от предыдущего столбика 2 клетки, построим следующий столбик над буквой ч. Высотой 9 клеток, а шириной опять 2 клетки. | ||||||||
Ур81_прил1[На доске постепенно появляется столбик над буквой ш] | Третий столбик постройте самостоятельно. | Ур81_прил1 | |||||||
[Через 1 мин учитель спрашивает]Справились? | Да | ||||||||
Какой высоты третий столбик построили? | 6 клеток | ||||||||
30:5=6 | Как нашли? | 30 разделили на 5 | 30:5=6 | ||||||
У нас появилась диаграмма. | |||||||||
По ней наглядно видно, что каких домов больше? | С черепичной крышей | ||||||||
А каких меньше? | С железной. | ||||||||
А как узнать, сколько всего построили домов? | Сложить 15,45 и 30 | ||||||||
15+45+30= | Верно, эти данные можно взять из таблицы. Но они есть и на диаграмме. | 15+45+30= | |||||||
Сколько всего построили домов? | 90 | 15+45+30=90 (домов) | |||||||
15+45+30=90 (домов) | Верно. Значит, с помощью диаграммы можно находить и общее количество каких-то величин. В этом задании это было общее количество построенных домов. | ||||||||
№2 Ур81_прил 2 Ур81_прил 3 Ур81_прил 4 На диаграммах показано расстояние от некоторых планет до Солнца, выраженное в миллионах километров. От какой из предложенных планет расстояние самое большое? Какая планета расположена ближе всего к Солнцу? Каково расстояние от Земли до Солнца? На сколько миллионов километров Земля дальше от Солнца, чем Венера? | Диаграммы бывают разного вида. Но читать их несложно. Выполним следующее задание. Подпишите №2 . На диаграммах показано расстояние от некоторых планет до Солнца, выраженное в миллионах километров. От какой из предложенных планет расстояние самое большое? | №2 | |||||||
Ур81_прил 2 От какой из предложенных планет расстояние самое большое? | Посмотрите на эту диаграмму. Это круговая диаграмма. Можете ли вы по ней ответить на первый вопрос: от какой из предложенных планет расстояние самое большое? | Да, от Марса | |||||||
Верно, а как вы догадались? | Самая большая часть круга соответствует Марсу. | ||||||||
Ур81_прил 3 Какая планета расположена ближе всего к Солнцу? | А посмотрите на эту объемную диаграмму. (Здесь изображены конусы.)Можете ли вы по этой диаграмме ответить на второй вопрос: какая планета расположена ближе всего к Солнцу? | Да, это Меркурий | |||||||
Почему вы так решили? | Самая маленькая фигура (конус) соответствует Меркурию. | ||||||||
А вот чтобы ответить на следующий вопрос задачи, удобно иметь диаграмму, на которой данные будут записаны прямо на рисунке. | |||||||||
Ур81_прил 4 Каково расстояние от Земли до Солнца? | Посмотрите на эту диаграмму. Как мы называем такой вид диаграммы? | Столбчатая. | |||||||
Глядя на неё, скажите, каково расстояние от Земли до Солнца? | 150 миллионов километров. | ||||||||
Ур81_прил 4 На сколько миллионов километров Земля дальше от Солнца, чем Венера? | Правильно. Чтобы ответить на последний вопрос в этом задании, что нам нужно знать? | Расстояния до Солнца от Земли и от Венеры. | |||||||
150 млн.км | Расстояние от Земли до Солнца мы уже находили по диаграмме. Чему оно равно? | 150 миллионов километров. | |||||||
108 млн.км | Чему равно расстояние от Венеры до Солнца? | 108 миллионов километров. | |||||||
Как найти , на сколько Земля дальше от Солнца, чем Венера? | Нужно от150 вычесть 108. | ||||||||
Вычислите. | [Ученики на местах считают] | 150 -108 42 | |||||||
150-108=42 (млн.км)- на столько Земля дальше от Солнца, чем Венера. | Сколько получилось? | На 42 миллиона километров Земля дальше от Солнца. | 150-108=42 (млн.км)- на столько Земля дальше от Солнца, чем Венера. | ||||||
Ур81_прил 2 Ур81_прил 3 Ур81_прил 4 | В этом задании нам были предложены различные виды диаграмм. Как много информации мы смогли почерпнуть из них. | ||||||||
По этим диаграммам мы находили не только самую большую или самую маленькую величину, но и узнавали, на сколько одна величина больше другой. | |||||||||
№3.Ур81_прил7 На диаграмме представлены данные о продажах овощей (картофель, свекла, лук) и фруктов (яблоки, апельсины) в магазине за день. Сколько продано лука за день? Сколько картофеля было продано за день? Сколько апельсинов было продано за день? Сколько всего килограммов фруктов было продано за день? | Выполним еще задание с диаграммами. Подпишите №3 [Учитель организует фронтальную работу с классом] | №3 | |||||||
На столбчатой диаграмме представлены данные о продажах овощей (картофель, свекла, лук) и фруктов (яблоки, апельсины) в магазине за день. Скажите, скольким килограммам соответствует одно деление на вертикальной оси? | 50 кг | ||||||||
Сколько продано лука за день? | Сколько продано лука за день? | 50 кг | |||||||
Лук- 50 кг | Верно, в 1 делении -50 кг. | Лук- 50 кг | |||||||
Сколько картофеля было продано за день? | Для того, чтобы определить сколько картофеля было продано за день, нужно посмотреть, какова величина соответствующего столбика на диаграмме. | ||||||||
Сколько клеток приходится на картофель? | 7 | ||||||||
50*7=350(кг)-картофеля | Какое действие надо выполнить, если известно, что в одной клетке 50 кг и столбик картофеля имеет величину 7 клеток? | 50 умножить на 7. | 50*7=350(кг)-картофеля | ||||||
Картофеля-350 кг | Сколько будет? | 350 кг | Картофеля-350 кг | ||||||
Сколько апельсинов было продано за день? | Сколько апельсинов было продано за день? | 250 кг | |||||||
Апельсинов-250 кг | Как нашли? | 50 умножили на 5 | Апельсинов-250 кг | ||||||
Почему? | Апельсины изображены столбиком высотой в 5 делений. | ||||||||
Сколько всего килограммов фруктов было продано за день? | Чтобы ответить на этот вопрос, скажите сначала, какие фрукты продавал магазин? | Апельсины и яблоки | |||||||
Чтобы сказать, сколько всего килограммов фруктов было продано за день, что нужно знать? | Сколько продали апельсинов и сколько продали яблок. | ||||||||
Сколько продали апельсинов? | 250 кг | ||||||||
А сколько продали яблок? | 200 кг | ||||||||
Какова величина столбика на диаграмме, соответствующего яблокам?. | 4 клетки | ||||||||
Яблок- 200 кг | Какое действие надо выполняли, зная, что в одной клетке 50 кг и столбик яблок имеет величину 4 клетки? | 50 умножили на 4, получили 200 | Яблок- 200 кг | ||||||
Как найти, сколько всего? | Сложить 250 и 200 | ||||||||
250+200=450 (кг)- фруктов продали за день. | Запишем действие в тетрадь. | 250+200=450 (кг)- фруктов продали за день. | |||||||
Сколько получилось? | 450 килограмм | ||||||||
Хорошо, вы справились с этим заданием. В нем мы с помощью диаграммы находили сумму некоторых величин. |
Этап 4: Повторение
Этап 5: Подведение итогов урока
Доска | Учитель | Ученик | Тетрадь |
Сегодня на уроке мы имели дело с наглядным представлением информации. | |||
С помощью чего была представлена информация в заданиях? | С помощью диаграмм | ||
Какие виды диаграмм вы сегодня встретили на уроке? | Столбчатые, круговые. | ||
Различных видов диаграмм очень много. Главное, что вы понимаете, как можно читать диаграммы. |
Этап 6: Постановка домашнего задания
Доска | Учитель | Ученик | Тетрадь | |||||||||||||||
№1. В ателье было 1872 м полотна. Из него сшили 440 мужских рубашек. Сколько полотна осталось, если на каждую мужскую рубашку расходовали 3 м полотна? | В домашней работе у вас будут похожие задания. Я думаю , вы легко справитесь с работой. | №1. Решение. 1872м
440 *3 1320
1872 - 1320 552 | ||||||||||||||||
Ответ: 552 м | ||||||||||||||||||
№2. Решите уравнение: 4(х-0,3)= 6х+7,1 | №2. Решение 4(х-0,3)= 6х+7,1 4х-1,2=6х+7,1 4х-6х=7,1+1,2 -2х=8,3 х= 8,3: (-2) х= - 4,15
Ответ: -4,15 | |||||||||||||||||
№3. №3.Ур81_прил 5 На диаграмме показано количество деревьев в парке. Каких деревьев больше всего в парке? А каких меньше? На сколько деревьев лип больше, чем рябин? Сколько ещё нужно посадить берез, чтобы их стало столько же, сколько кленов? | №3 120-90=30(д.) 200-70= 130(д.) Ответ: больше кленов, меньше берез, на 30 деревьев, 130 деревьев. | |||||||||||||||||
Оценки за домашнюю работу: «5»-верно выполнены 3 задания «4»-выполнены 3 задания, но имеются 1-2 вычислительных ошибки «3»--выполнены 2 задания | ||||||||||||||||||
Возможные ошибки: №1 -вычислительные; -в ходе решения задачи №2 - при переносе слагаемых; -при приведении подобных слагаемых; -вычислительные №3 - при выборе наибольшей (наименьшей) величины; -при ответе на вопросы « на сколько больше…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Построение диаграмм и графиков"
План конспект урока на тему: "Построение диаграмм и графиков"Была поставлена цель: · познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процес...
конспект урока Круговые диаграммы
Конспект урок разработан для учеников 6 класс, обучающихся по учебнику под ред. Никольского . К уроку разраблтана презентация Круговые диаграммы 6 кл...
План-конспект урока «Построение диаграмм и графиков» (9 класс)
Урок-практикум «Построение диаграмм и графиков» по предмету "Информатика и ИКТ", 9 класс....
Конспект урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»
Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»8 классРаздел программы: Информационное моделирование;Цель урока: помочь учащимся получить представление ...
План-конспект урока:"Столбчатые диаграммы"
Урок математики в 5 классе....
Конспект урока в 5 классе "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере"
Цель урока:1. расширить представление обучающихся о разнообразии наглядных форма представления информации;2. сформировать умение создания столбчатых и к...