Устный счет на уроках математики
презентация к уроку на тему
Материал публикуется на основе личного опыта. Применяется на уроках математики для формирования ЗУН и развития мышления, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_ustnyy_schet.doc | 681.5 КБ |
prezentatsiya_ustnyy_schet.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение:
«Устная работа на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков учащихся»
Введение
Я хочу представить свой личный педагогический опыт в работе «Устная работа на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков учащихся». Работая в школе учителем математики 17 лет, и исходя из личного опыта, выбор темы не случаен. Если раньше я немного уделяла вниманию устной работе, то в настоящее время поняла, какую роль играют устные вычисления в формировании вычислительных навыков. Важнейшей задачей обучения математике, как отмечается в программе, является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки учащихся в системе общего образования. Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время общеобразовательная школа ощущает быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без устных вычислений.
Проблема
Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики, я отвожу 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Устный счет на уроках математики является способом направленного и всестороннего развития способностей детей. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремленности.
В моих классах есть учащиеся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенною стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры школьников. Такие школьники, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях и в лучшем случаи за свой ответ получат отметку «удовлетворительно».
В последнее время я все чаще стала замечать, что уровень навыков вычислений и тождественных преобразований у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов.
В этом учебном году я решила вплотную заняться этой темой и усилить работу по формированию вычислительных навыков через устный счет. Я работаю в 4 классах: 5, 7, 8, 9. В каждом классе есть сильные и слабые учащиеся. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи. Особенно много трудностей возникает у учащихся, не владеющих навыками устного счета. Бывает так, что часть учеников в начале 5 - го класса не знают таблицу умножения, не могут выполнить простые вычисления, имеют смутное представление о порядке выполнения действий. Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки навыков устного счета.
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях.
Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
-низкий уровень мыслительной деятельности;
-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
-отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
-неразвитое внимание и память учащихся;
-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
-отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения
Цели и задачи
Поэтому я ставлю перед собой следующую цель: ознакомить учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решение заданий ГИА.
Задачи:
- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
- разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков.
- провести и проанализировать результаты диагностики.
Актуальность темы
Устный счет способствует формированию основных математических понятий, более глубокому ознакомлению с составом чисел из слагаемых и сомножителей, лучшему усвоению законов арифметических действий и др.
Упражнениям в устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления.
Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Всем известно, что хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включиться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения таких упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений. Они составлены с таким расчетом, что отражают важные элементы курса.
Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали работу с легкого, а затем постепенно брались за вычисление все более и более трудных примеров. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята, обнаружив своё собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.
Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания. А ведь всем известно, чем больше учащиеся решают задачи и упражнения, тем лучше и глубже усваивается программа по математике.
Формы устной работы
Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер.
Приемов устного счета много, но как ни велика их педагогическая и практическая ценность, учитель должен стоять на позиции сознательного их выбора, а не механического применения. Кроме того, большое значение имеет выбор формы устного счета:
– беглый слуховой;
при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
– зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
– комбинированный.
Опишу коротко известные мне формы устной работы, которые я применяю на уроках.
Беглый счёт.
Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает её. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают ответы. Карточки быстро сменяют друг друга. Последние задания предлагаются без карточек, только устно.
«Равный счет».
Учитель на доске записывает упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять верно ли составлен пример.
«Графический диктант»
- слуховой
Учитель читает высказывания. Учащиеся отвечают, рисуя отрезок или уголок. Ответ «да», то отрезок, если «нет», то уголок.
- зрительный
Учащиеся устно выполняют действия, либо устно сравнивают. Ответ «да» соответствует отрезку, ответ «нет» - уголку.
«Математическое лото»
Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. Из оставшихся незакрытых букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока.
Кроссворды.
Учащиеся разгадывают кроссворд и отгадывают тему урока.
«Круговые примеры»
Примеры записаны на карточках, карточки прикреплены к доске. Суть этого устного счета заключается в том, что результат одного примера является началом следующего.Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они показывают стрелками следующие примеры.
«Геометрия на готовых чертежах»
На уроках геометрии применяю таблицы с готовыми чертежами по отдельным темам. Учащиеся с помощью этих таблиц решают устно задачи.
Устный счет можно превратить в увлекательную игру.
«Лесенка». На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из двух человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.
2×1/3
1/6×2 1/5×5
0,4:2 2:1/4
0,2×2 0,8×2
Рис. к «Лесенке»
«Торопись, да не ошибись». Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.
С активным внедрением ИКТ в учебный процесс появилась замечательная возможность разнообразить свои уроки, сделать их ярче и интереснее.
Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную «вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – весьма трудная задача. Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений - таблицы. Они предназначены как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома.
Основное их назначение - формирование у обучающихся прочных навыков вычислений, эффективно развивая при этом внимание и память - необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Учителю на уроке они помогают организовать, сделать более продуктивной и насыщенной устную работу, каждодневную тренировку детей в устных и письменных вычислениях. Обратим особое внимание на то, что все таблицы в течение учебного года можно использовать многократно.(Приложения 1 и2)
Тематика таблиц (тренировочных заданий) для устных вычислений.
- Сложение натуральных чисел.
- Вычитание натуральных чисел.
- Умножение натуральных чисел.
- Деление натуральных чисел.
- Действия с десятичными дробями.
- Сократите дробь.
- Действия с рациональными числами.
- Выполните вычитание (100-; 200-; 300-;)
- Выполните умножение(2,3,4,5на числа).
- Выполните деление(100:,600:,1000:)
Данные таблицы размножаются и выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект имеется в каждом классе и у учителя. На этом этапе используются следующие формы работы:
- Устный фронтальный опрос по карточкам, проводимый как учителем, так и учащимися.
- Решение у доски во время опроса.
3.Разбор образцов решений и их оформление.
4.Отработка алгоритмов вычислений.
5.Математические эстафеты.
6.Цепочные вычисления
7. Работа в парах (по таблицам называют ответы).
8.Соревнование: «Кто быстрее?»
9.Математический диктант
Диагностическая работа
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
С целью изучения интереса детей к вычислительным приемам мною был проведен письменный опрос, который включал следующие вопросы:
- Любишь ли ты выполнять вычисления?
- С удовольствием ли ты находишь значения выражений?
- Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях?
- Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?
- Нравится ли тебе самостоятельно открывать новые способы вычислений?
- Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений?
Экспериментальные данные, позволили получить следующие результаты: 67 % детей любят выполнять вычисления, но делают это наполовину без удовольствия, ошибки в основном делают при умножении и делении- 69%.
Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 70 % учащихся. Детям нравиться открывать новые способы вычисления – 67%, но мало кто делает проверку вычислений.
Мною была проведена диагностика контрольных работ по математике в 5 классе за 1 полугодие и за 3 четверть.
Выводы: в первом полугодии оценки контрольных работ в процентном соотношении « 4»и «5» составляет 23%, а «2» и«3» – 77%
В 3 четверти: «4» и «5» - 37%, а «2» и «3» - 63%.
Диагностика контрольных работ
в 5 классе
\
Из результатов диагностики контрольных работ, благодаря применению
различных форм устной работы, мне удалось улучшить вычислительные умения учащихся. И если есть улучшение результатов, то есть и стимул двигаться дальше, применяя все новые разнообразные формы устной работы.
Заключение
Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждого ученика, в какой момент они предлагаются. Устная работа должна проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков, но если она используется с целью закрепления только что изученного материала, то нецелесообразно торопить учащихся. При выполнении устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников.
Устные упражнения помогают учителю добиться оптимального решения педагогических задач на всех этапах обучения.
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Этим, кстати, объясняется столь стремительное развитие удобных калькуляторов. Тем не менее, калькулятор не может обеспечить ответ на все возникающие вопросы. Он не всегда имеется под рукой и бывает достаточно определить лишь примерный результат.
Работая над этой темой, приходишь к выводу, что формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
В связи с введением обязательного ГИА и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования прочных вычислительных навыков учащихся осознают все участники процесса обучения. Отработку вычислительных навыков можно осуществлять с помощью устных упражнений. Считаю, что систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ГИА и ЕГЭ.
Литература
- Арутюнян Е.Б. “Математические диктанты”, Москва, Просвещение, 1997г.
- Кононов А.Я. “Устные занятия по математике” “Столетие”, Москва, 1997г.
- Рабинович Е.М. “Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах”. «АСТ-ПРЕСС», Москва, 1998г.
- А. П. Попова. Поурочные разработки по математике 5-6 класс – М.: «ВАКО» 2008 г.
- Интернет ресурсы.
Приложение №1
Проверка вычислительных навыков для учащихся 6 - 9 классов.
В - 1 | В - 2 |
1) 1 | 3 - |
2) 5 + 3 | 2 + 5 |
3) 3 + 5 | 7 - 1 |
4) 8 - 3 | 3 + 7 |
5) 3 + 4 | 4 + 1 |
6) 5 - 2 | 2 - |
7) | 3 - 2 |
8) 6 | |
9) 6 : 4 | 6 |
10) 1,1 : 0,2 | 10) 6 7 |
11) 17 : 0,02 | 5,6 : 0,8 |
12) 0,75 100 | 21 : 0,07 |
13) 76 0,1 | 5,2 100 |
14) 5,4 : 9 | 36 0,1 |
15) 20 - (- 5,8) | 0,24 : 8 |
16) 2 - 1 | 2 - 5,3 |
17) - 15,7 + 11,3 | - 3 - 2,1 |
18) 7 - 2,34 | 2,6 - (- 5,5) |
Приложение №2
10.14:(61-54)∙3+28; 11. 80:8-2∙2+55; 12. 59+24:(41-5∙7); 13.54:(17-5∙2+2); 14. 16:(17+19-28)∙9; 15. 9∙4+16:(11-9); 16. 56-18:3∙5+17; 17. (23+49-68)∙10:5; 18. 4∙(12-6):3+14; 19. 9∙10+36:6-27; 20. 60:(59-56+3∙1); 21. 49:7∙6+(52-33); 22. 2∙(46-42+2):4; 23. (2+3)∙6-20:10; 24. (9-12:3+3)∙4; 25. 3∙9-24:(3+5); 51. 6∙8-25+14:2; 52. 38+46-90:(2∙5); 53. 97-(19+9):4∙2; 54. (14-72:9)∙(2+2) 55. 83-(6+15:5)∙6; 56. (47+6∙6-27):8; 57. 8:2∙9-17+48; 58. 32-(9∙3+8):7; 59. 61-40:(4∙2)+17; 60. 19+(10∙5-42:6); 61. (74-65)∙(2+70:10); 62. 5+6∙3-81:9; 63. 76-(8∙8+30:6); 64. 7∙(3+6)-50:10; 65. (89-78+3∙7):4; | 26. 10∙2-42:7+58; 27. 27:(9∙5-36)+68; 28. 25:5∙10-(18+19); 29. 8:(39+32-7∙10); 30. 4∙5:(35+24-57); 31. 24+63:(15-6)∙8; 32. (5+9:9)∙2-9; 33. 30:3-5+2∙8; 34. 59+(50:5-3)∙3; 35. (96-8∙7):(6+4); 36. (97-7∙5+28):9; 37. 99-(3+2)∙8:4; 38. 19+(10∙9-80):5; 39. 36:4+65-5∙4; 40. (7+9∙7):(53-46); 41. 16:4∙(57+25-79); 42. (∙8-27+43):6; 43. 36:(27-18)+3∙3; 44. 72:(5∙5+19-36); 45. 8+18:2∙(45-37); 46. 70-(8∙2+4):4; 47. 5∙3+75-45:5; 48. 64:(2∙4)-3+37; 49. (51-6∙7):3+78; 50. (75-19):(2+3∙2); 66. (8+8:4)∙(91-88); 67. 49+21:3-5∙9; 68. 37+(80-8∙6):8; 69. 10∙8+(83-48):5; 70. (9∙2+79-17):10; 71. 57-7∙7+56:7; 72. 98-8∙(1+63:7); 73. 102-(79+6:2∙5); 74. 6∙9-(36+48:8); 75. 2∙(45-38)+45:9; 76. 48-27:3+4∙4; 77. (54+24-3∙8):6; 78. 10∙4-(9+9):6; 79. 41-(3∙4:6+21); 80. 27+37-18:9∙10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет на уроках математики в 5-6 классах
Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....
Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Устный счет на уроках математики
Методика устных вычислений на уроках математики...
Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики
Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...
Рационализация устного счета на уроках математики
Доклад по самообразованию...