Устные упражнения на уроках математики
статья по теме
Перегруженность программы, отсутствие системы приемов рациональных вычислений, недостаточность осознания конечных целей обучения математике – причины понижения интереса к предмету. В наших учебниках много определений, правил, алгоритмов, которые надо понять, усвоить и научиться применять. Большинство учеников просто не в состоянии запомнить чересчур обширный материал. Обилие теоретических сведений — еще одна причина трудностей восприятия учебного предмета. Между тем очень часто можно наблюдать знакомую картину — ученики старших классов не могут быстро и точно выполнить простейшие вычисления в уме. На это приходится тратить драгоценное время, вместо того чтобы заняться решением более трудных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_schyot.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Составитель: учитель математики Николаева О.Г.
2013г
Перегруженность программы, отсутствие системы приемов рациональных вычислений, недостаточность осознания конечных целей обучения математике – причины понижения интереса к предмету. В наших учебниках много определений, правил, алгоритмов, которые надо понять, усвоить и научиться применять. Большинство учеников просто не в состоянии запомнить чересчур обширный материал. Обилие теоретических сведений — еще одна причина трудностей восприятия учебного предмета. Между тем очень часто можно наблюдать знакомую картину — ученики старших классов не могут быстро и точно выполнить простейшие вычисления в уме. На это приходится тратить драгоценное время, вместо того чтобы заняться решением более трудных задач.
Решение разных уравнений, изучаемых в старших классах, в основном сводится к решению квадратных уравнений. А много ли учеников применяют теорему Виета, знают формулу корней квадратного уравнения со вторым четным коэффициентом, помнят о разложении квадратного трехчлена на множители? Подобных «мелочей» наберется немало. Все это происходит оттого, что в свое время этим вопросам не уделили достаточно внимания, не отработали практические навыки на простом и стандартном материале. Формирование прочных вычислительных навыков — главный момент при изучении математики. Владение системой вычислительных приемов — основа для восприятия и понимания материала каждого урока. С учеником просто общаться и легко обучать, если он хорошо считает, помнит простейшие вычислительные правила.
Устные упражнения важны тем, что они активируют мыслительную деятельность учащегося; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений они могут играть немаловажную роль в повышении эффекта урока. Основное условие при этом - рассматривать устное упражнение не как дополнительный материал, а как органически необходимую часть урока. Среди различных видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. За ними закрепилось название “устный счет».
Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Уроки математики имеют ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а кроме этого и к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.
Виды упражнений для устных вычислений.
1) Нахождение значений математических выражений.
- Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение:
- найдите разность чисел 1000 и 1.
- найдите значение выражения А - В , если А = 1000, В = 1.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 1000 - 1; 1000 минус 1
- уменьшаемое 1000, вычитаемое 1, найдите разность
- найти разность чисел 1000 и 1
- уменьшить 1000 на 1 и т.п.
Выражения могут быть со скобками или без скобок, в одно или несколько действий.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
- Рассмотрим следующий прием. Умножение двузначных чисел на 11.
23×11=253; 42×11=462; 51×11=561; 34×11=374…
Предложить обучающимся самим объяснить приём умножения.
- Умножение чисел, оканчивающихся на 5.
При умножении пары чисел, у которых цифры десятков были четные или нечетные, а цифра единиц 5, надо перемножить цифры десятков и к их произведению прибавить полу-сумму этих цифр. Получим число сотен. К числу сотен надо прибавить произведение 5*5= 25.
Например:
85*45=(8*4+(8+4)/2)сотен+5*5=38*100+25=3825
35*55=(3*5+(3+5)/2)сотен+5*5=19*100+25=1925
2) Сравнение математических выражений.
Эту форму устных упражнений удобно применять при прохождении соответствующей темы.
3) Решение уравнений.
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Хорошо специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Не следует проводить устный счёт в конце урока, так как дети уже устали.
Когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
Таким образом, устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных видов устных упражнений на уроке математики.
Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является идея гуманизации и гуманитаризации образования.Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно...
Презентация "Устные упражнения на уроках математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»"
Презентация "Обыкновенные дроби V класс"...
Устные упражнения на уроках математики в старшей школе.
Известо, что если длительное время не повторять изученный материал, то со временем полученные знания забываются. А устные упражнения при небольшой затрате времени позволяют повторить обширный материал...
Устные упражнения на уроках математики 7 класс
Устные упражнения на уроках математики 7 классСистема упражнений по теме «Формулы сокращенного умножения»...
Развитие межпредметных компетенций посредством устных упражнений на уроках математики
презентация у работе...
Устные упражнения на уроках математики.
Выступление на ШМО...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
laquo;Устный счет - математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счеты и тому подобное) и приспособлений (ручка, бумага, каран...