Метод проектов при изучении математики
статья по теме
При введении обязательного ЕГЭ по математике методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути реализации рационализации и возрастания эффективности процесса обучения математике. В этих условиях в практику внедряются личностно – ориентированные педагогические технологии. Это весьма своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность, которую можно считать наиболее эффективной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Принято» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от«____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 15 п. Березайка» _____________ Приказ № ___ от «___» ____2013 г. |
МЕТОД ПРОЕКТОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Составитель: учитель математики Николаева О.Г.
2013г.
При введении обязательного ЕГЭ по математике методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути реализации рационализации и возрастания эффективности процесса обучения математике. В этих условиях в практику внедряются личностно – ориентированные педагогические технологии. Это весьма своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность, которую можно считать наиболее эффективной.
Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Изучить математику более глубоко помогает так называемый метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед».
Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Типы проектов:
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте. Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукт. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Главные цели введения метода проектов:
- показать умения обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету математики;
- продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития.
Условия работы над проектом по математике:
- Тематика проектов должна быть известна заранее.
- Проблема формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Этапы работы над прпоектом:
Первый этап – этап планирования. Это этап подготовки проекта. Прежде всего необходимо определиться с темой проекта. Причем тему надо выбрать такую, чтобы она была интересна каждому участнику проекта.
Второй этап – этап выполнения проекта. Обычно этот этап разбивается на два: аналитический этап и этап обобщения информации. На аналитическом этапе происходит самостоятельное исследование, поиск и обработка информации. Когда вся необходимая информация для выполнения проекта получена, ее необходимо обработать. То есть наступает этап обобщения информации. Здесь необходимо привести полученные данные в систему, обобщить их.
На последнем этапе работы над проектом необходимо поработать над тем, как представить результат всей работы остальным участникам. Здесь надо описать все этапы работы, методы и приемы, которые использовались. Выявить трудности, с которыми столкнулись, как они были преодолены.
Проектная технология – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Этапы | Деятельность учителя и учащихся. |
Предварительная подготовка | Мотивация учащихся для работы над проектами |
Выявление мотивированных детей | |
Познавательно – просветительная работа с учащимися | |
Собственно подготовка | Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта. |
Получение дополнительной информации | |
Формирование рабочих групп | |
Планирование | Выработка индивидуальных и групповых планов работы |
Формулирование задач | |
Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез | |
Планирование работы | |
Выбор формы и установление сроков отчета | |
Распределение задач и обязанностей между членами групп | |
Исследование | Выполнение исследований под руководством учителя |
Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования) | |
Анализ информации и формулировка задач и выводов | |
Отчет (презентация) | Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая и другие) |
Оценка | Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.) |
Коллективный анализ деятельности. |
Если защита проекта происходит на уроке, то можно предложить заполнить «оценочны лист». Так как работу над проектом происходит, открыто, то всем легко будет заполнить лист.
№ п.\п. | фамилия | Сбор и анализ информации | Подготовка презентации | Техническое исполне ние презентации | Эстетичность презентации | Степень участия в уроке | Речь и эмоциональность участника проекта | Итоговая оценка |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Пример проекта на уроке математики при прохождении темы «Площадь» многоугольника - «Паркет».
Учащиеся делятся на группы, получают задание. Покрыть паркетом пол определённых размеров. Ребята подсчитывают сколько паркетных плиток нужно уложить и какой формы. Можно придумать рисунок паркета, выполнить презентацию.
«Плюс» проектной деятельности – это создание в школе или классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:
- повысить мотивацию;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы;
-развить умение выступать перед аудиторией;
- пользоваться дополнительной и справочной литературой, Интернет – ресурсами, то есть самостоятельно добывать свои знания.
Роль учителя: роль консультанта и эксперта. В такой роли выступать нелегко, и к ней нужно готовиться. В проектной работе прослеживается педагогика сотрудничества.
Организация обучения математике по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников, чего зачастую так не хватает на уроках математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.
Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...
Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»
«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...
Метод проектов при изучении математики
Сегодня в нашей стране резко возросли возможности для проявления личной инициативы, человеку приходится регулярно принимать важные решения и при этом нести полную ответственность за качество принятых ...
Применение метода проектов при изучении темы "Арифметическая прогрессия"
Презентация содержит исследование результатов использования метода проектов на уроках математики по теме "Арифметическая прогрессия"...
Применение метода проектов при изучении темы "Арифметический квадратный корень"
Презентация содержит исследование по применению метода проектов на уроках математики....
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...