Конспект урока математики по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок выполнен в технологии деятельностного подхода в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolesovaea_praktiko-znachimaya_rabota_po_teme.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа по теме:
«Конспект урока математики по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
(5 класс)
Выполнила:
Колесова Елена Анатольевна,
учитель МБОУ СОШ №14
г.о. Коломна
Коломна
2014
Содержание
Конспект урока математики в 5 классе
Источники, используемые при подготовке к уроку
Каталог электронных ресурсов по теме проекта.
Пояснительная записка.
Сегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.
В связи с тем, что на момент изучения арифметики десятичных дробей у учащихся уже сформированы навыки вычислений с обыкновенными дробями возникает возможность провести уроки по данной теме в форме самостоятельного открытия детьми новых правил. Алгоритмы действий с десятичными дробями выводятся учащимися как частные случаи соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями.
По этой же причине учащиеся более осознанно воспринимают правила действий с десятичными дробями. Так, при сложении (вычитании) десятичных дробей учащиеся, зная, что при сложении смешанных чисел отдельно складываются целые и отдельно дробные части, понимают, почему десятичные дроби записываются указанным в алгоритме способом и могут объяснить, почему в ответе «запятая» оказывается «под запятыми».
Задания для формирования умения применять построенный алгоритм сложение и вычитания десятичных дробей очень разнообразны: игровые, требующие перебора вариантов, расширяющие кругозор учащихся и пр.
Кроме того, что данный вид заданий помогает активизировать их деятельность на уроке в конце учебного года, эти игры предполагают взаимодействие учащихся друг с другом и могут стать средством для формирования коммуникативных УУД.
Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Данный урок является уроком в технологии деятельностного метода по программе «Школа 2000…»
Основными целями урока являются:
1.Формирование способности к сложению и вычитанию десятичных дробей, точному и последовательному выстраиванию рассуждений, оцениванию собственной деятельности на уроке.
2.Повторение и закрепление записи, сравнения и чтения десятичных дробей.
Данный урок является 1 уроком темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы следующих технологий: деятельностного метода, групповой и игровой деятельности, ИКТ, уровневой дифференциации.
Урок представляет интерес для тех, кто переходит в 5 классе на новые ФГОС, желает поработать в технологии деятельностного метода.
Конспект урока математики в 5 классе
по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон в технологии деятельностного метода по программе "Школа 2000..."
Тип: Открытие нового знания.
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс: 5 «В».
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, маркерная доска, доска, мел, учебник.
Основные цели:
- Сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей, точно и последовательно выстраивать рассуждения, оценивать собственную деятельность на уроке.
- Повторить и закрепить запись, сравнение и чтение десятичных дробей.
Ход урока:
1 Этап Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- включить учащихся в УД;
- определить содержательные рамки урока: продолжение работы с десятичными дробями.
– Здравствуйте, ребята!
– Какую серьёзную тему мы изучаем в этой четверти? …десятичные дроби
– Чему мы уже научились? …читать, записывать, переводить, сравнивать, округлять и изображать на числовой прямой.
УУД: личностные (смыслообразование)
2 Этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
- актуализировать учебное содержание необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись чисел в виде десятичной дроби, сравнение выражений;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация;
- зафиксировать индивидуальное затруднение.
Задание 1:
Запишите число 12 в виде десятичной дроби тремя способами.
Задание 2:
Назовите число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых: 2 + 0,5 + 0,06 + 0,0004
Задание3:
Не выполняя вычислений, сравните выражения:
2,003+1,02 и 2,31+1,21
Задание 4:
Можно ли утверждать, что выражения имеют одинаковые значения?
1) и 4,01+5,07;
2) и 7,9 – 3,7;
3) и 1,2+2,5.
– Как вы думаете, чему мы еще должны научиться? Куда мы будем двигать дальше в изучении десятичных дробей? …выполнять действия
– С каких действий начнём? …сложения и вычитания
– Откройте тетради и запишите тему урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Задание 5:
Выполните действия:
1) 13,6 + 5,14
2) 4,002 – 1,5
– Можем ли мы выполнить это задание?
– Как это можно сделать? …представить дроби виде обыкновенных дробей?
Выполните задание и запишите ответ в виде десятичной дроби. На выполнение задания 3 мин.
УУД: познавательные общеучебные (осознанное построение речевого высказывания).
3 Этап Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
организовать коммуникативные взаимодействия, в ходе которых выявляется и фиксируется задание вызвавшее затруднение в УД.
Анализ результатов.
– Кто выполнил оба задания, одно задание, не справился с заданиями?
– Почему? …не хватило времени
– Почему? …долго переводить из десятичной дроби в обыкновенную и обратно
– Подходит нам такой метод? …нет
– Какой известный метод позволяет быстрее производить вычисления над большими числами? …в столбик
– Можно применить его к десятичным дробям? …да, т.к. их записи похожи
– Сформулируйте гипотезу о новом методе сложения и вычитания десятичных дробей
Гипотеза: Десятичные дроби, как и натуральные числа можно складывать и вычитать «в столбик».
УУД:
ПоУУД: осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной цели)
Коммуникативные УУД.
4 Этап Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью алгоритма.
Групповая работа: В группах по 4 человека ребятам необходимо проверить гипотезу и попробовать сформулировать алгоритм. На альбомном листе запишите свои вычисления в столбик. Один человек от группы производит защиту своей гипотезы.
- 1,2+0,3607
- 38,5 – 3,85
– Как определить какая группа права? Как доказать? Проверить через обыкновенные дроби.
Группа, которая выполнила вычисления, верно, описывает свой алгоритм.
- 2)
Вместе формулируем алгоритм:
1)Уровнять в дробях количество знаков после запятой;
2)Записать их «в столбик» так, чтобы запятая оказалась под запятой;
3)Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4)Поставить запятую под запятой.
– Молодцы, вы сами сформулировали алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и можете убедиться в этом, открыв учебник на странице 179.
Каждый ученик получает алгоритм.
– Что будем делать дальше? …учиться использовать алгоритм.
УУД:
ПоУУД: информационный поиск, знаково-символические действия, выбор способов решения.
Коммуникативные: построение речевых высказываний, учебное сотрудничество
5 Этап Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
– Выполним №836 (а, г, е, ж, м) вместе.
Ученик у доски проговаривает каждый пункт алгоритма.
УУД:
Регулятивные: планирование, составление последовательности действий.
6 Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
– Проверить как вы усвоили алгоритм нам поможет самостоятельная работа №836 (б, д, з, и, к) с самопроверкой по образцу.
б) – | 12,7 | д) + | 7,50 | з) – | 91,900 | и) + | 6,300 | к) – | 2,1045 | |
3,5 | 0,75 | 0,919 | 49,756 | 0,8700 | ||||||
9,2 | 8,25 | 90,981 | 56,056 | 1,2345 |
– Отметьте правильные ответы и исправьте карандашом ошибки, рядом с каждой ошибкой поставьте её номер.
УУД:
Регулятивные: контроль (сличение с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий), коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения)
7 Этап Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решением задач и уравнений
– Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке? …решение задач и уравнений.
№845(1) - уравнение
Х+5,95=761,5
Х=761,5-5,95
Х=755,55
№868 - задача
Решение:
1) 8,36+4,14=12,5 (кг) – красной краски
2) 12,5+8,36=20,86 (кг) – зелёной и красной краски вместе
3) 20,86-6,32=14,54 (кг) жёлтой краски
Ответ: 14,54 кг.
№864 – самостоятельно с проверкой по образцу
Решение:
1) + | 2,9 |
0,7 | |
3,6 (т) – масса бегемота | |
2) - | 8,1 |
3,6 | |
4,5 (т)- масса слона |
Ответ: 4,5 т.
* Дополнительное задание: Восстановите пропущенные цифры:
6*7,5* *,**1 3,**5 3,7*02
3*,*6 0,125 *,62* *,*3**
729,47 0,876 7,004 1,8194
Образец для самопроверки:
697,51 1,001 3,375 3,7502
31,96 0,125 3,629 1,9308
729,47 0,876 7,004 1,8194
УУД:
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самоопределение.
8 этап Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей УД;
- Обсудить и записать ДЗ.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель ставили в начале урока?
– Цель достигнута?
– Что помогло справиться с затруднением?
– Какие знания пригодились при выполнении заданий?
– Кто в классе внес больший вклад в открытии нового знания?
Оцените свою работу. Для этого:
- Выпишите номера истинных для вас высказываний:
- Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби».
- «Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм».
- «В самостоятельной работе у меня не было ошибок».
- «В самостоятельной работе у меня были ошибки:…» - «На каком шаге алгоритма я допустил ошибку?»
- Какую работу нужно выполнить дома?
Домашнее задание: выучить алгоритм, №892, №894, №897(1).
УУД:
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).
Личностные: самоопределение (благодарят партнера), самопознание.
Заключение.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
Освоение курса «Математика» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности через формирование базовых национальных ценностей.
В курсе «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории и гордости за них; осознанию важности труда, через ознакомление с миром профессий; осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности; бережному отношению к окружающему миру; здоровому и безопасному образу жизни. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал.
Благодаря урокам с использованием современных образовательных технологий формируется представление о метапредметных связях математики с другими предметами. Это помогает школьникам усваивать учебный материал в комплексе, формирует современное представление о способах применения знаний в повседневной жизни.
Источники, используемые при подготовке к уроку
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
- Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989.
- Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
- Окунев А. А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1998. 340 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
- Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...», издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
- Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов средней школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»,Автор/создатель: Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.,2007
Учебно-методического комплект
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., Математика, 5 класс. Части 1, 2. Издательство «Ювента» - 2011.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., программа «Учусь учиться» курса математики для 5-6 классов средней школы, Москва, 2007.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., «Математика 5-6 классы. Методические материалы к учебникам», Москва, 2005.
- Смирнова Е. С. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Москва 2004.
- Кубышева М. А. Сборник самостоятельных и контрольных работ. Москва 2005.
Каталог электронных ресурсов по теме проекта.
- http://festival.1september.ru
- http://nsportal.ru/ap/shkola/algebra/library/issledovatelskaya-rabota-po-matematike-5-klass
- http://do.gendocs.ru/docs/index-39837.html?page=14
- http://schoolguide.ru/index.php/midschool-matem/matematika-dorofeev-peterson/5class.html
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://www.fcior.edu.ru
- http://rudocs.exdat.com/docs2/index-576175.html
- http://do.znate.ru/docs/index-31266.html
- http://www.prosv.ru/print.aspx?ob_no=28152
- http://www.it-n.ru
- http://www.sch2000.ru
- http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1447450
- http://www.proshkolu.ru/user/trubnikova1960/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе. Тема: Вычитание десятичных дробей.
Урок математики в 5 классе. Тема: Вычитание десятичных дробей....
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Конспект урока математики на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Сложение и вычитание десятичных дробей...
Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе разработан с элементами использования ресурсов "Учи.ру"....
Конспект урока математики по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Конспект урока по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....