6 класс "Координатная плоскость"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

6 класс урок по теме "Координатная плоскость" (1 занятие) с приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_koordinatnaya_ploskost.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Координатная плоскость

1.ФИО (полностью)   Собянина Светлана Леонидовна

2. Место работы         МАОУ «Ныробская СОШ»

Чердынский район п. Ныроб

3. Должность              Учитель информатики

4. Предмет                  Математика

5. Класс                        6

6. Тема и номер урока в теме              Координатная плоскость №1  ( из 3)

7. Базовый учебник   Математика. 6 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-24-е изд., стер. –М. :Мнемозина, 2010.-288 с. :ил.


Урок на тему «Координатная плоскость»

 математика 6 класс

Цели урока.

Образовательные.

  • Ввести понятие координатной плоскости;
  • Научить учащихся строить точки на координатной плоскости;
  • Научить  учащихся определять координаты точек, построенных на координатной плоскости
  • Демонстрация тесной связи предметов истории, географии, астрономии и математики.

Развивающие.

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  • Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  • Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
  • Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Задачи урока:

  • закрепить у учащихся понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки;
  • закрепить у учащихся умения и навыки определять координаты точки, заданной в координатной плоскости, и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости;
  • ставить цели и планировать деятельность по их достижению;
  • уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее;
  • совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;
  • вносить посильный вклад в достижение общего результата;
  • умение брать на себя ответственность при руководстве мини-группой;
  • прививать навыки самостоятельной творческой работы;
  • учить грамотно использовать в речи математические термины;
  • учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;
  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • совершенствовать графическую культуру.

Оборудование: компьютер,проектор, карточки.

Тип урока: Урок введения новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( 1 мин)

Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. (Учитель оценивает готовность учащихся к уроку) Садитесь.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки,

Мы не будем тратить время зря,

И приступим дружно все к работе

Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.

Работа с координатной прямой. (Внимание на экран). Слайд 2.

  1. Актуализация опорных знаний (3 мин)

1.Что мы называем координатной прямой?

2.Как называется точка с координатой (0)?

3.Как расположены числа на координатной прямой?

4.Что показывает координата точки?

5.Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой

6.Какие прямые называются параллельными и перпендикулярными?

  1. Проблемная ситуация (5мин)

Понимание темы о которой мы сегодня поговорим необходимо каждому человеку.

Прикладное значение данной темы велико и затрагивает  все стороны нашей жизни.

-В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты».  Что означает это выражение?  

Задания:

  1. Наш урок мы начнем культурной программой. Предлагаю вам посетить театр. У билетов разная стоимость. Почему? Слайд 3 На какую информацию в билете нужно обратить особое внимание? По билету найдите место в зрительном зале. Слайд 4
  2. Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный клуб. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать…..координаты шахматной фигуры. Определите местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы? Слайд 5
  3. Кто из нас не мечтал отправиться в путешествие вместе с капитаном Врунгелем. Для такого приключения нужно знать, что такое… географические координаты. Определите с помощью атласа по географии местоположение городов: Москва, Минск, Кант, Екатеринбург, Пермь Слайд 6

Вернемся к координатной прямой. Назовите координату точки Q (точка не лежит на координатной прямой) Слайд 7

Как это сделать? Чего тебе не хватает, что бы сделать это легко?

  • сетки
  • единичного отрезка
  • начало отсчета
  • направления движения

Тема нашего урока «координатная плоскость» Слайд 8

  1. Немного истории.(3 мин)

Кто был – Рене Декарт?  (Рассказ учеников). (Фото Декарта на Экране.) Слайд 9

Еще греческий ученый Гиппарх (100 л. до н.э.) предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами, то есть ввел теперь хорошо известные географические координаты, обозначив их числами. И только через 1600 лет, в XV веке французский математик Оресм ввел по аналогии с географическими координатами координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой, то, что мы сейчас называем абсциссой и ординатой. Это нововведение оказалось чрезвычайно продуктивным. На его основе возник метод координат, связывающий геометрию с алгеброй. Точка плоскости  — геометрический объект — заменяется парой чисел (х; у), то есть алгебраическим объектом. Основная заслуга в создании метода координат принадлежит французскому математику Рене Декарту (1596 – 1662). Он стал основателем аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат. Известно высказывание Декарта: “Я решил все задачи!”. Он имел в виду геометрические задачи своего времени. С тех пор координатная плоскость иначе называется декартовой системой координат.

Рене Декарт – французский философ, физик, математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук.

Его знаменитое изречение: “Я мыслю, следовательно, я существую”.

  1. Введение новых знаний (7 мин)

Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите в них число.

Классная работа.

Тема урока: Координатная плоскость.

Скажите, какие учебные задачи мы сегодня можем перед собой поставить на нашем уроке?

Значит, учебными задачами нашего урока будут:

  • Дать определение координатной плоскости;
  • Научиться  определять координаты точек
  • Научиться строить координатную плоскость
  • Строить точки на координатной плоскости по заданным координатам

А может ли кто-нибудь из вас сейчас дать определение координатной плоскости? Ответы учащихся

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, давайте прочитаем стр. 95 - 2-3 абзац учебника.

Так что же такое координатная плоскость?

Верны ли были ваши предположения?

Давайте посмотрим, что такое система координат на плоскости 

Учащиеся открывают учебник читают текст в учебнике

Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом обозначают номер ряда, а вторым — номер кресла в этом ряду (см. рис. на форзаце). При этом места (3; 8) и (8; 3) различны: первое является креслом № 8 в третьем ряду, а второе — креслом № 3 в восьмом ряду.

Слайд 10. Подобным образом можно обозначить и положение точки на плоскости. Для этой цели на плоскости проводят две перпендикулярные координатные прямые — х и у, которые пересекаются в начале отсчета — точке 0 Эти прямые называют системой координат на плоскости, а точку 0 — началом координат. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью.

Слайд 11. Пусть А — некоторая точка координатной плоскости. Проведем через нее прямую МА, перпендикулярную координатной прямой х, и прямую MB, перпендикулярную координатной прямой у. Так как точка М имеет координату 6, а точка В — координату 4, то положение точки А определяется парой чисел (6; 4). Эту пару чисел называют координатами точки А. Число 6 называют абсциссой точки А, а число 4 называют ординатой точки А. Координатную прямую х называют осью абсцисс, а координатную прямую у — осью' ординат.

Точку А с абсциссой 6 и ординатой 4 обозначают так: А (6; 4). При этом всегда на первом месте пишут абсциссу точки, а на втором — ее ординату. Если переставить координаты местами, то получится другая точка

Определите координаты точки В. Точка В имеет координаты (-3,5)

Определите координаты точек Т,К,М,Н,Р (работа в парах).

  1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а (2 мин)

ЗАРЯДКА

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

  1. Закрепление нового материала

Отметим в системе координат точки и соединим их линиями

Рыба меч (-14;7) (-7;5) (-5;6) (-4;6) (0;3) (4;5) (5;5) (2;2) (6;0) (7;0) (10;2) (10;3) (13;6) (11;2) (14;0) (12;0) (11;1) (7;-3) (4;-3) (2;-2) (-2;0) (-2;-2) (-5;2) (-9;4) (-8;4) (-14;7)

Выполняем в тетрадях и у доски Слайд 12

А теперь попробуйте самостоятельно построить дельфина Слайд 12

«Красивые задания на плоскости» Слайд 13 и каждый учащийся получает карточку. (приложение 1)

  1. Подведение итогов урока
  1. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
  2. С какими трудностями столкнулись?
  3. Молодцы!

Оцените вашу работу на уроке Слайд 14 : «Я все понял, было интересно», «Понял не все, кое-что было интересно», «Я ничего не понял, да и интересного ничего не было»

  1. Домашнее задание (приложение 2)

Запишите домашнее задание

Уровень А

  • Материал урока.
  • Задание: в тетради нарисовать систему координат и отметить на ней точки А (-2; 5), B (4; 1), С (-7,5; -3), D (3; 6).

Уровень В

  • Материал урока.
  • Задание: в тетради нарисовать систему координат и отметить на ней точки А (-2; 5), B (4; 1), С (-7,5; -3), D (3; 6). Проведите через точку А прямую, параллельную оси абсцисс. Найдите координаты точки пересечения этой прямой с осью абсцисс.

Уровень С

  • Материал урока.
  • Задание: в тетради нарисовать систему координат и отметить на ней точки А (-2; 5), B (4; 1), С (-7,5; -3), D (3; 6). Проведите через точку К (-3; -3) прямую, перпендикулярную прямой АВ.  Найдите  координаты точки пересечения этой прямой с прямой АВ.

Резерв: Постройте окружность радиуса 5 единичных отрезков с центром в точке О (3; -4). Найдите координаты течек пересечения этой окружности с осями координат.

Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Построение углов между плоскостями, между прямой и плоскостью"

Практическая работа по геометрии ,10 класс. Хотя данную работу можно провести при подготовке к ЕГЭ по математике, при решении задач типа С2. Работа содержит 8 заданий на построение угла между прямой и...

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями

Данные задачи могут быть использованы при изучении темы "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями." Задачи представлены в табличной форме....

Презентация по теме "Координаты на плоскости", часть 1 "Прямые на плоскости"

Первая часть блока обучающих презентаций "Координаты на плоскости"прямые, лучи, отрезки, параллельные прямые, параллельные лучи, параллельные отрезки, построение параллельных прямых, перпендикулярные ...

Презентация по теме "Координаты на плоскости", часть 2 "Координатная плоскость"

Вторая часть блока обучающих презентаций "Координаты на плоскости"координаты, оси координат, система координат на плоскости, координатная плоскость, абсцисса точки, ордината точки...

Тесты по теме "Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости", "Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости"

Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...

координатный метод для нахождения угла между прямой и плоскостью, между плоскостями.

рассмотреть координатный метод с применением уравнения плоскости для решения задач на нахождение углов. Показать преимущество этого метода перед другими и  эффективность использования этого метод...