рабочая программа по математике (алгебре) для 11 класса (учебник Никольского)
календарно-тематическое планирование по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса (базовый уровень) по учебнику Никольского (3 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-algebra-11.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Речицкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Речицкой СОШ _____ /Гребенникова Н.В./ «___» _________ 20___г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
(АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА)
(базовый уровень)
11 класс
Составитель: Лукьянчева Елена Владимировна,
учитель математики высшей категории.
С. Речицы
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике (алгебре и началам математического анализа) для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала анализа 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009, составитель Т.А.Бурмистрова.
Выбор программы обусловлен тем, что в основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре и началам анализа осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность реализовать не только цели обучения математике в школе, но и цели Программы развития Речицкой средней школы (социализация обучающихся, формирование активной жизненной позиции).
Целямии задачами данной программы обучения являются:
- совершенствование проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решение широкого класса задач из различных разделов курса, развитие поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирование и осуществление алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использование самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнение расчетов практического характера;
- построение и исследование математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- совершенствование самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире.
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями,необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу:
№ п.п | Разделы и темы | Количество часов | |
примерная | рабочая | ||
Наличие тем | 13 | 13 | |
Объем часов на прохождение всех тем | 102 | 99 | |
Объем часов на прохождение каждой темы | |||
1 | Функции и их графики | 6 | 6 |
2 | Предел функции и непрерывность | 4 | 5 |
3 | Обратные функции | 3 | 3 |
4 | Производная | 8 | 8 |
5 | Применение производной | 15 | 15 |
6 | Первообразная и интеграл | 11 | 8 |
7 | Равносильность уравнений и неравенств | 2 | 4 |
8 | Уравнения-следствия | 6 | 5 |
9 | Равносильность уравнений и неравенств системам | 6 | 5 |
10 | Равносильность уравнений на множествах | 8 | 4 |
11 | Равносильность неравенств на множествах | 8 | 3 |
12 | Метод промежутков для уравнений и неравенств | 4 | 5 |
13 | Системы уравнений с несколькими неизвестными | 7 | 5 |
14 | Повторение, в т.ч. резерв | 14 | 23 3 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовиться к ЕГЭ.
Программа соответствует учебнику Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников. А.В.Шевкин]. – 8-е изд. – М.: Просвещение. 2012. – 464 с.
На преподавание алгебры и начал математического анализа в 11 классе отведено 3 часа в неделю, всего 99 часа в год. На итоговое повторение отведено 23 часов в конце учебного года, в том числе резерв на диагностические работы -3 часа. В ходе изучения предмета в 11 классе проводится 6 тематических контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Основным типом урока является комбинированный.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты;
- устные опросы: собеседование, зачеты, фронтальные опросы.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения алгебры и начал анализа в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
- находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля
- построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характер
Учебно – тематический план.
Содержание учебного материала | Количество часов | Количество контрольных работ |
Глава 1. Функции. Производные. Интегралы. | ||
Функции и их графики | 6 | |
Предел функции и непрерывность | 5 | |
Обратные функции | 3 | 1 |
Производная | 8 | 1 |
Применение производной | 15 | 1 |
Первообразная и интеграл | 8 | 1 |
Глава 2. Уравнения. Неравенства. Системы. | ||
Равносильность уравнений и неравенств | 4 | |
Уравнения-следствия | 5 | |
Равносильность уравнений и неравенств системам | 5 | |
Равносильность уравнений на множествах | 4 | 1 |
Равносильность неравенств на множествах | 3 | |
Метод промежутков для уравнений и неравенств | 5 | |
Системы уравнений с несколькими неизвестными | 5 | |
Повторение | 23 | 1 |
Содержание обучения
1.Функции и их графики
Элементарные функции. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. Основные способы преобразования графиков.
2. Предел и непрерывность функций
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале, на отрезке. Непрерывность элементарных функций. Разрывные функции.
3.Обратные функции
Понятие обратной функции. Взаимно обратные функции. Обратные тригонометрические функции.
4. Производная
Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Непрерывность функций, имеющих производную, дифференциал. Производные элементарных функций. Производная сложной функции. Производная обратной функции.
5. Применение производной
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Приближенные вычисления. Возрастание и убывание функции. Производные высших порядков. Выпуклость графика функции. Экстремум функции с единственной критической точкой. Задачи на максимум и минимум. Построение графиков функций с применением производной. 6. Первообразная и интеграл
Понятие первообразной. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Приближенное вычисление определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Свойства определенных интегралов. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах.
7. Равносильность уравнений и неравенств
Равносильные преобразования уравнений и неравенств.
8.Уравнения-следствия
Понятие уравнения-следствия. Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Приведение подобных членов уравнения. Освобождение уравнения от знаменателя. Применение логарифмических, тригонометрических и других формул.
9. Равносильность уравнений и неравенств системам
Решение уравнений с помощью систем. Уравнения вида f(α(х))=f(β(х)). Решение неравенств с помощью систем. Неравенства вида f(α(х))>f(β(х)).
10. Равносильность уравнений на множествах
Возведение уравнения в четную степень. Умножение уравнения на функцию. Логарифмирование и потенцирование уравнений, приведение подобных членов, применение некоторых формул.
11. Равносильность неравенств на множествах
Возведение неравенства в четную степень и умножение неравенства на функцию, потенцирование логарифмических неравенств, приведение подобных членов, применение некоторых формул. Нестрогие неравенства.
12. Метод промежутков для уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций.
13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Использование областей существования, неотрицательности, ограниченности, монотонности и экстремумов функции, свойств синуса и косинуса при решении уравнений и неравенств.
14. Системы уравнений с несколькими неизвестными
Равносильность систем. Система-следствие. Метод замены неизвестных. Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений.
15. Повторение курса алгебры и начал математического анализа за 10-11 классы
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№$. | № урока | Содержание учебного материала | Кол. часов | Дата по плану | Дата фактически, корректировка программы | Форма урока | Виды и формы контроля | ||
§1 Функции и их графики | 6 | ||||||||
1 | Элементарные функции | 1 | |||||||
2 | Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции | 1 | 05.09 04.09 | Традиционная | |||||
3 | Четность, нечетность, периодичность функций | 1 | 07.09 | Традиционная | |||||
4 | Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции | 1 | 12.09 11.09 | Традиционная | |||||
5 | Исследование функций и построение их графиков элементарными методами | 1 | 14.09 | Традиционная | |||||
6 | Основные способы преобразования графиков | 1 | |||||||
§2 Предел функции и непрерывность | 5 | 21.09 | Лекция | ||||||
7 | Понятие предела функции | 1 | 26.09 25.09 | Традиционная | |||||
8 | Односторонние пределы | 1 | |||||||
9 | Свойства пределов функций | 1 | |||||||
10 | Понятие непрерывности функций | 1 | |||||||
11 | Непрерывность элементарных функций | 1 | |||||||
§3 Обратные функции | 3 | 28.09 | Традиционная | ||||||
12 | Понятие обратной функции | 1 | 03.10 02.10 | Практикум | |||||
13 | Взаимно обратные функции | 1 | |||||||
14 | Контрольная работа N 1 | 1 | |||||||
§4 Производная | 8 | 05.10 | Традиционная | ||||||
15-16 | Анализ контрольной работы. Понятие производной | 2 | 10.10 09.10 | Традиционная | |||||
17 | Производная суммы. Производная разности | 1 | 12.10 | Традиционная | |||||
18-19 | Производная произведения. Производная частного | 2 | 19.10 | Лекция | |||||
20 | Производные элементарных функций | 1 | 24.10 23.10 | Традиционная | |||||
21 | Производные сложных функций | 1 | 26.10 | Традиционная | |||||
22 | Контрольная работа N 2 | 1 | 31.10 30.10 | Традиционная | |||||
§5 Применение производной | 15 | 09.11 | Работа в группах | ||||||
23-24 | Анализ контрольной работы. Максимум и минимум функции | 2 | 16.11 | к/р | |||||
25-26 | Уравнение касательной | 2 | |||||||
27 | Приближенные вычисления | 1 | |||||||
28-29 | Возрастание и убывание функции | 2 | 21.11 20.11 | Традиционная | |||||
30 | Производные высших порядков | 1 | |||||||
31-32 | Экстремум функции с единственной критической точкой | 2 | 23.11 | Традиционная | |||||
33-34 | Задачи на максимум и минимум | 2 | 28.11 27.11 | Традиционная | |||||
35-36 | Построение графиков функций с применением производной | 2 | 30.11 | Традиционная | |||||
37 | Контрольная работа № 3 | 1 | 05.12 04.12 | Традиционная | |||||
§6 Первообразная и интеграл | 8 | 07.12 | Традиционная | ||||||
38-39 | Анализ контрольной работы. Понятие первообразной | 2 | 12.12 11.12 | Традиционная | |||||
40 | Площадь криволинейной трапеции | 1 | 14.12 | Традиционная | |||||
41 | Определенный интеграл | 1 | 19.12 18.12 | Традиционная | |||||
42-43 | Формула Ньютона-Лейбница | 2 | 21.12 | Практикум | |||||
44 | Свойства определенного интеграла | 1 | 26.12 25.12 | Традиционная | к/р | ||||
45 | Контрольная работа N 4 | 1 | 28.12 | Лекция | |||||
§7. Равносильность уравнений и неравенств | 4 | 11.01 15.01 | Традиционная | ||||||
46-47 | Анализ контрольной работы. Равносильные преобразования уравнений | 2 | 16.01 18.01 | Традиционная | |||||
48-49 | Равносильные преобразования неравенств | 2 | 18.01 22.01 | Традиционная | |||||
§8. Уравнение-следствие | 5 | 23.01 25.01 | Традиционная | ||||||
50 | Понятие уравнения-следствия | 1 | 25.01 29.01 | Традиционная | |||||
51-52 | Возведение уравнения в четную степень | 2 | 01.02 | Традиционная | |||||
53 | Потенцирование логарифмических уравнений | 1 | Традиционная | ||||||
54 | Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | 1 | Работа в группах | ||||||
§9. Равносильность уравнений и неравенств системам | 5 | ||||||||
55 | Основные понятия | 1 | |||||||
56-57 | Решение уравнений с помощью систем | 2 | |||||||
58-59 | Решение неравенств с помощью систем | 2 | |||||||
§10. Равносильность уравнений на множествах | 4 | ||||||||
60 | Основные понятия | 1 | |||||||
61-62 | Возведение уравнения в четную степень | 2 | |||||||
63 | Контрольная работа №5 | 1 | |||||||
§11. Равносильность неравенств на множествах | 3 | ||||||||
64 | Анализ контрольной работы. Основные понятия | 1 | |||||||
65-66 | Возведение неравенства в четную степень | 2 | |||||||
§12. Метод промежутков для уравнений | 5 | ||||||||
67-68 | Уравнения с модулями | 2 | |||||||
69-70 | Неравенства с модулями | 2 | |||||||
71 | Метод интервалов для непрерывных функций | 1 | |||||||
§14.Системы уравнений с несколькими неизвестными | 5 | ||||||||
72-73 | Равносильность систем | 2 | |||||||
74 | Система - следствие | 1 | |||||||
75-76 | Метод замены неизвестных | 2 | |||||||
Повторение | 23 | ||||||||
77-79 | Функции | 3 | |||||||
80-85 | Алгебраические уравнения и неравенства и их системы | 6 | |||||||
86-90 | Показательные, логарифмические уравнения и неравенства и их системы | 5 | |||||||
91-95 | Тригонометрические уравнения и неравенства и их системы | 5 | Практикум | ||||||
96 | Итоговый тест | 1 | Традиционная | к/р | |||||
97-99 | Резерв | 3 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004.
- Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2010;
- Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы / М.К.Потапов. М.: Просвещение, 2010;
- Алгебра и начала математического анализа: Книга для учителя / М.К.Потапов. М.: Просвещение, 2010;
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
- Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
«Согласовано»
Протокол заседания учителей
математики, физики и информатики
от_________________№________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ Речицкой СОШ
_______/Лукьянчева Е.В./
«___» _________ 20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 8 класса (учебники А.Г.Мордкович "Алгебра-8", Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9")
Готовая рабочая программа, по которой проводились уроки. Полезна начинающим педагогам. Примечательна тем, что в пояснительной записке имеется памятка по ведению и проверке тетрадей по математике....
Рабочая программа по математике для 9 класса (учебники А.Г.Мордкович "Алгебра - 9", Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9")
Рабочая программа разработана в соответствии государственных стандартов по авторским программам базового курса. Особенность пояснительной записки является то, в ней содержится выписка из методического...
Рабочая программа по математике 5-9 класс (Учебник Никольского)
Рабочая программа по математике 5-9 класс (учебник Никольского)...
Рабочая программа по математике для 5 классов (по Никольскому)
Рабочая программа по математике для 5 классов (по Никольскому)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. Алгебра. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.
Данная рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы.Автор-составитель И.Е. Феоктистов, - М., Мнемозина, 2010г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.
Рабочая программа по математике для 7 «А» класса составлена на основе:- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;- примерной програм...
Рабочая программа по математике (алгебра). 9 класс. Учебник А.Г.Мордкович и др.
Рабочая программа составлена соответственно требованиям ФГОС....