Игровые моменты на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока.Этому способствуют дидактические игроавые моменты. В этом материале приведены примеры таких игровых моментов, а также небольшие комментарии к их использованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_momenty_na_urokakh_matematiki.doc | 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые моменты на уроках математики.
Несколько десятилетий назад в одной стране нашлись организаторы любопытного конкурса. Они предложили соревнование в написании сочинения на весьма своеобразную тему : « Как жил человек без математики» . Победителю была обещана большая премия , но эта награда осталась не выданной. Ни одной работы на конкурс не поступило. Между тем премия прельщала многих.
Многие люди щедро одарены фантазией. Однако , даже самая богатая оказалась бессильна представить жизнь человека без математики.
Математика – одна из древнейших наук. В наше время чрезвычайно расширились связи математики с другими науками. Теперь она с успехом используется и в таких областях научного знания, о которых еще недавно думали, что они не допускают внедрения математических методов. Такое мнение существовало о биологии, медицине, языкознании и некоторых отраслях общественных наук. Поэтому, если серьезно задуматься о своем будущем, то поймешь, что надо наполнять голову математикой и достаточно основательно.
Наполнять голову начинают в школе на уроках математики. И то того как будет проходить этот процесс, может зависеть многое.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения познавательного интереса, любознательности. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках. Дидактическим игры , игровые упражнения и занимательные задачи содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно- волевых качеств, формированию познавательного интереса учащихся.
Игра- творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. Увлекшись, дети не замечают, что учатся , познают , запоминают новое. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием.
Игровые упражнения более содержательны и целенаправленны. Они помогают углубить и закрепить материал, уменьшают степень нервно-психологического напряжения ,вызывают положительные эмоции и результативность овладения знаниями.
Нельзя считать , что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.
Я хочу поделиться тем, как я использую на своих уроках игровые моменты. Это опыт, который я переняла у других ,который меня заинтересовал и который мне очень нравится.
Многие задания в математике сводятся к работе по алгоритму. Чем больше мы будем тренироваться, тем лучше будем выполнять обязательный уровень, тем больше времени у нас будет оставаться на обдумывание и решение более сложных заданий, нестандартных задач .И , конечно же, маленьким ребятам( ученикам 5-6 классов) однотипные задания могут быстро наскучить, что ведет к потере сосредоточенности и влияет на качество решения. А вот с помощью игровых моментов этого чаще можно избежать.
Таких игровых моментов, которые можно использовать на уроках достаточно много. Буду говорить о тех, которые я использу на уроках.
Задания с буквами
Отрабатывая алгоритм решения задач по определенной теме, чтобы избежать усталости от однообразной работы, можно в наборе заданий с помощью букв зашифровать какое-либо слово. После решения всех заданий ребята смогут его расшифровать и узнать для себя что-то новое, полезное из разных областей знаний. Здесь можно использовать интересные факты из географии , истории, биологии, музыки, литературы и т.д.
Такие задания можно использовать как в процессе общей работы, так и на самостоятельных . Хорошо пригодятся такие задания и для индивидуальных заданий.
5-ый класс.
Действие деление очень сложно, длительно. Вот набор зашифрованных примеров.
7245 : 9 42120 : 54 168192 : 24
23104 : 76 336340 : 67 402500: 175
195360 : 48 295354 :59 2198560 :728
Вы можете дать на самостоятельное решение, можете решать по одному примеру и т.д. , но обязательно найдутся ученики, которые попытаются сделать быстрее и заработать оценку.
ТЕМА « Обыкновенные дроби»
Для того , чтобы хорошо и быстро решать примеры с использованием дробей, надо уметь работать со смешанными числами и переводить в неправильные дроби эти числа.
Вариант задания:
А) Выдели из неправильной дроби целую часть и расположи полученные числа в порядке убывания; в ответе получится второе имя древнеримского императора Августа.
Б) Переведи смешанные числа в неправильные дроби и расположи их в порядке возрастания :
Расшифруйте имя английского писателя конца- начала века.Ребят попросить к следующему уроку подробнее рассказать об этом писателе и его произведениях.
Тема « Делимость и признаки делимости»
А) Расшифруй название одного из филиппинских горных народов, расположив числа, которые не кратны 9. в порядке возрастания :
41202 12853 30517 61304
30570 52386 17055 9199
Б) Выбери дроби, у которых в разряде десятых стоит четная цифра , а в разряде сотых- нечетная цифра, кратная 3. Из букв, соответствующих выбранным дробям, составь название реки.
Н 3,940 0,876 5,2394 0,56666
8,235 6,198 4,7139 5,23941
0,413 9,401 0,2945 1,699508
Такие задания очень помогают во время отработки навыков действий с дробями. Есть задания с буквами, в которых уже предложены ответ, надо выбрать верный. Их можно использовать в устой работе.
А) Зная, что 832 * 6507 = 5413824 ,найди правильные ответы. Из соответствующих букв составь названия созвездия.
8,32 * 65,07 | 54,13824 ( н ) | 5413,824 ( о ) | 541,3824 ( в ) | 5,413824 ( й ) |
83,2 * 0,6507 | 0,5413824( а ) | 541,3824 ( р ) | 5,413824 ( д ) | 54,13824 ( е ) |
8320* 6,507 | 541,3824 ( б ) | 54,13824 ( й ) | 5413824 ( с ) | 541382490(м) |
8,32 * 0,6507 | 0,5413824( л ) | 5,413824 ( ы ) | 54,13824 ( ы ) | 541,3824 ( к ) |
Б) Не вычисляя, найдите в строке правильные ответы. Из соответствующих им букв составь фамилию известного ученого философа века , который разработал гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности. В какой стране жил этот философ ?
1,218 : 4 | 3.045 ( и ) | 30 ,45 ( г ) | 0,3045 ( к ) | 304,5 ( е ) |
121,8 : 4 | 304,5 ( а ) | 3, 045 ( р ) | 30,45 ( е ) | 3045 ( о ) |
0,1218 : 0,04 | 30,45 ( е ) | 0,3045 ( к ) | 304,5 ( м ) | 3,045 ( н ) |
1,218 : 0,04 | 0,3045 ( ь ) | 30,45 ( м ) | 3,045 ( у ) | 304,5 ( б ) |
И по такому принципу можно составлять задания на действия с положительными и отрицательными числами, на отработку основного свойства пропорции, при решении уравнений.
Игровой момент « Проще простого»
Проводится по аналогии с игрой « крестики – нолики». Из предложенных чисел надо выбрать пару чисел, а затем найти их частное. Если частное принадлежит таблице, игрок отмечает его соответственно « крестиком» или « ноликом». Выигрывает тот, кто первым заполнит строку, столбец, диагональ. Игру можно организовать по командам. От каждой команды выбирается представитель, который записывает решение на доске. Члены команды полностью диктуют ему решение.
25 | 0,05 | 12 |
2,4 | 100 | 5 |
0,18 | 20 | 0,2 |
0,01 | 500 | 3 |
8 | 0,25 | 10 |
200 | 0,12 | 0,25 |
40 | 250 | 0,04 |
18 | 50 | 3,6 |
4,5 | 125 | 4 |
Этими же таблицами можно пользоваться, поменяв десятичные дроби на обыкновенные.
Игровой момент « Кто быстрее»
Эту игру лучше использовать как вид устной работы.
Найди в таблице строчку, столбик или диагональ , сумма чисел в которых равна числу , записанному над таблицей. Докажи правильность своего решения с помощью
вычислений.
0,4 | 0,9 | 0,6 |
0,5 | 0,8 | 0,3 |
0,3 | 0,5 | 0,2 |
3,2 | 1,4 | 0,2 |
1,5 | 2,6 | 2,8 |
0,4 | 4,9 | 0,3 |
6,9 | 8,2 | 4,3 |
8,4 | 5,6 | 7,6 |
3,7 | 9,1 | 8,5 |
В следующем наборе заданий обязательно делать прикидку.
0,7 | 2,5 | 9,1 |
0,3 | 1,4 | 5,6 |
2,2 | 7,8 | 3,9 |
1,9 | 7,3 | 6,4 |
5,7 | 8,5 | 3,8 |
2,4 | 1,2 | 0,6 |
Можно использовать такие таблиц, проверяя признаки делимости. Ответ может быть не единственным.
15
300 | 245 | 315 |
420 | 405 | 185 |
225 | 120 | 730 |
6
72 | 824 | 54 |
356 | 108 | 171 |
126 | 78 | 342 |
3
21 | 105 | 72 |
18 | 33 | 171 |
86 | 273 | 43 |
Свойства степени
128 | ||
32 | 4 | |
2 | 16 | 64 |
27 | 9 | |
243 | ||
81 | 3 |
Умножение многочленов
Числовой лабиринт
При движении по таблице вправо , числа складываются, а при движении – вычитаются. Найди путь , ведущий от левого верхнего угла в нижний правый так, чтобы получилось число , записанное рядом с таблицей.
Образец:
10
Круговые примеры.
А) Ответы предыдущего примера подставь в следующий пример
1) 0,5 * 6,2 =
2)
- + 175,52 =
- Х *2,6 =
4) ( : 3 – х)* 25,4 = 269,24
5) 2
=
6) х * - 20,4 = 251,922
7) х: - 6= 0
8) Найди объем куба со стороной
9) ( * 0,004 + х ) * 5 – 30,6 = 28,9
- - 2,9 =
Последний ответ ставим в журнал.
Б) Ответ каждого примера – первое число в следующем примере. Прочитай девиз, которым руководствуются многие люди. А у тебя есть свой девиз?
1,2 * 8 10 : 15 5,4 – 4,8
0,25 + 2,5 12,5 * 0,8 0,3 * 18
0,5 + 5,5 3,6 * 0,5 6,8 : 0,4
0,8 +0,4 9,6 + 4 1: 0,01
6 : 20 17 – 4,5 100 : 125
« Волна»
В этом игровом моменте может участвовать весь класс. Хорошо применять при отработке алгоритма.
Можно проводить следующим образом:
- Вызываются к доске учащиеся , сидящие на первых партах ( можно компоновать по «силам»)
- Всем дается одинаковое задание
- Тот , кто решает первый и правильно, получает +.
Класс в это время выполняет тоже задание, у нескольких учеников, решивших быстрее, можно проверить и тоже поставить +. Можно оценить всех правильно решивших у доски..
Обычно списывают крайне редко и ребята сразу это замечают. Если в решении допускают ошибку, то ее находим и разбираем.
Варианты заданий по темам:
- Запись одночлена в стандартном виде
2) Степень
3)Умножение многочлена на одночлен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые моменты на уроках математики
Выступление на заседании районного МО учителей математики...
Игровые моменты на уроках математики 5 класса
Игровые моменты на уроках математики 5 класса...
Игровой момент на уроках математики
Применение игровых заданий на уроках математики в группах НПО, а так же примеры таких заданий...
Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитае...
Игровые моменты на уроках математики
Использование игровой технологии на уроках математики...
Игровые моменты на уроках математики
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе....
Игровые моменты на уроках математики
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В своей работе в качестве...