Внедрение элементов технологии "Поэтапного формирования навыков" в обучении математики
учебно-методический материал по алгебре по теме

Клопцова Надежда Семеновна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Технология формирования поэтапного обучения Гальперина»

Учителя: Клопцовой Н.С.

2006-2007 уч. год

   Часто учитель сталкивается с отказом ученика сделать задание, выполнить домашнюю работу, выйти к доске. За этим стоит одна причина: ученик не понял тему и стесняется признаться в этом, порой даже не идет на конфликт с учителем. В дальнейшем это непонимание может перейти в нежелание учиться, неуспеваемость по предмету и пропускам уроков по неуважительным причинам.

     Как избежать этого? Как сделать так, чтобы изучение новой темы было понятно всем и каждому?

На эти вопросы, как мне кажется, лучше всего дает ответ технология поэтапного формирования умений Гальперина.

     В каждом классе, как правило, присутствуют учащиеся 4-х типов:

- не компетентные, не достигшие ещё минимального уровня, не умеющие пока решать шаблонные       задачи;

- достигшие минимального уровня;

- достигшие базового уровня;

- вышедшие на продвинутый уровень.

   В ходе учебной процесса каждый ученик должен иметь возможность пройти на столько, на сколько он может или хочет все уровни усвоения материала. Учителя, работающие по этой технологии, добивались поразительных успехов. Ученики, неуспевающие в прошлом по математике сдавали экзаменационные работы в 9 классе на «хорошо» и «отлично».

     Правда применение технологии в полной мере имеет свои трудности:

       во-первых, учебный процесс должен будет составлен так, чтобы уроки математики в расписании стояли парами т. к. прохождение 3 этапов за 1 урок не возможно;

       во-вторых, изучение новой темы должно сопровождаться следами умственной деятельности, которые учитель должен разработать сам;

       в-третьих, эти следы умственной деятельности должны фиксироваться в отдельной тетради, которая должна храниться и пополняться в течении 5 лет.

     Поэтому из-за невозможности выполнения всех условий, я использую лишь элементы технологии Гальперина.

      При подготовке к объяснению новой темы весь материал разбивается на несколько шагов, и каждый шаг сопровождается следами умственной деятельности: значками, указателями, стрелочками, скобками и т.д.

   Так же вводятся формулировки новых определений, теорем, свойств, законов. Они делятся на отдельные смысловые фрагменты, нумеруются или вписываются в схему. Ученик перечисляет эти фрагменты, порой заменяя сложные слова  более доступными и понятными ему словами или слово-сочетаньями, не искажающими смысл формулировки.

     Сведем воедино все рассмотренные принципы использования технологии Гальперина:

    - новый материал изучается пошагово;

    - каждый шаг имеет свой символ или номер;

    - для усвоения и запоминания этих шагов и символов используется сначала полный контроль, затем         частичный и наконец самоконтроль;

      - символы применяются до тех пор, пока материал полностью не усвоен учащимися, причем учащимися первых двух типов они могут использоваться до конца обучения, а учащимися двух последних типов, как правило, 1-2 урока.

     Апробация технологии Гальперина учителями математики показала, что если даже ученик теряет навык той или иной операции, то при напоминании следов умственной деятельности по тетради в памяти восстанавливается алгоритм выполнения задания, значит, эта технология повышает прочность знаний

Доклад на тему

«Применение элементов технологии

Гальперина на уроках математики»

Учитель: Клопцова Н.С.

2007-2008 уч. год

Будучи на курсах  ВИПКРО меня заинтересовал опыт работы ковровской учительницы математики по технологии Гальперина. Подобрав и прочитав соответствующую литературу, я приступила к разработке уроков с применением элементов этой технологии. Меня привлекло то, что она позволяет в равной мере обучать учеников различного уровня интеллектуального развития.     В каждом классе, как правило, присутствуют учащиеся 4-х типов:

- не компетентные, не достигшие ещё минимального уровня, не умеющие пока решать шаблонные       задачи;

- достигшие минимального уровня;

- достигшие базового уровня;

- вышедшие на продвинутый уровень.

 Прежде чем рассказывать о применении технология Гальперина «Поэтапного формирования  умений» на моих уроках математики, вспомним основные её принципы:

  • новый материал изучается пошагово;
  • каждый шаг имеет свой символ или номер;
  •  для усвоения и запоминания этих шагов и символов используется сначала полный контроль, затем         частичный и наконец самоконтроль;
  •  символы применяются до тех пор, пока материал полностью не усвоен учащимися, причем учащимися первых двух типов они могут использоваться до конца обучения, а учащимися двух последних типов, как правило, 1-2 урока.

      При подготовке к объяснению новой темы, задачей  которой является формирование умения  учащимися производить математическую операцию, данная операция разбивается на несколько шагов, и для каждого шага разрабатываются следы умственной деятельности: значки, указатели, стрелочки, скобки и т.д.

Рассмотрим примеры.

Пример 1.

В теме «Умножение многочленов» 7 класс операция умножения разбивается на следующие шаги:

( А + Б ) ( С + Д ) =

1) умножение каждого члена 1-го многочлена на 2-ой многочлен

= А ( ______  )  +  В  ( _______ ) =  А ( С  +  Д )  +  В  (  С  +  Д )  =

                                                 след умственной деятельности

2) умножение одночлена на многочлен

=  А ( С + Д ) + В ( С + Д ) =  А С  + А Д  +  В С  +  В Д

следы умственной деятельности                                

                                

3) приведение подобных слагаемых.

Пример 2.

В теме «Деление десятичных дробей» в 5 классе операция деления так же разбивается на 3 шага:

1) перенос запятой сначала в делителе, а затем в делимом на одинаковое количество десятичных знаков так, чтобы делитель стал целым числом

1 ,   7 6 8 : 0,  1 6   =

следы умственной деятельности

2) разделить получившееся делимое на целый делитель

1 7 6,  8  1 6__

                │                    

3) поставить запятую в частном перед тем, как снести 1-ый десятичный знак

1 7  6,  8 │ 1 6

                     │1 1, 0 5

Если же вводиться формулировка определения, правила, свойства, закона или теоремы, то поступаю аналогичным способом: формулировка делится на несколько смысловых частей, нумеруется или укладывается в схему и запоминается с помощью перечисления этих частей. Возможна замена учащимися некоторых слов или словосочетаний, сходными по смыслу.

Пример 3

В курсе геометрии 7 класса вводится определение геометрической фигуры «угол». Для лучшего запоминания этой формулировки можно разбить её на 4 части:

1) название объекта                                 –   геометрическая фигура;

2) составные элементы                           –   состоящая из двух лучей;

3) взаимное расположение элементов         -    исходящих из одной точки;

4) заключение                                         -     называется углом.

Рассмотреть  важность каждого пункта определения на примерах или рисунках, в которых отсутствует хотя бы один из них.

Как показал мой опыт работы по применению пошагового формирования умений учащихся, даже если ученик теряет навык той или иной операции, то при напоминании следов умственной деятельности у него быстро восстанавливается алгоритм данной операции, следовательно данная технология повышает прочность знаний и умений учащихся.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной сторон...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Внедрение ИКТ-технологий в обучение математики - обобщение опыта

В данной работе писывается опыт использование информационных технологий на уроках математики его результативность....

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Описывается целесообразность внедрения информационных технологий в процесс обучения математике в школе, что позволяет формировать ученика, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельн...