ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Элементы математической логики»
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Программа элективного курса по математике «Элементы математической логики» рассчитана на 17 часов для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что в базовых учебных курсах данная тема не представлена, несмотря на то, что логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в начальной и средней школе. Эти же логические знания (формы абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, университете, колледже, лицее, гимназии – во всех учебных заведениях, как современных, так и функционировавших в прошлые века. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определенно, непротиворечиво, доказательно, четко, и уметь излагать свои мысли понятным языком. Познавательный материал курса будет способствовать не только получению теоретических знаний по теме, выработке умений решения задач с применением полученных знаний, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
- формирование основных понятий математической логики: высказываний, операции над высказываниями, логических законов и др.
- формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков через использование аналогий и индукции в математике, развитие логического мышления
- создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.
Задачи курса:
- сформировать умение производить рассуждения и умозаключения, применять основные логические законы
- научить решать задачи с помощью метода математической индукции
- научить решению логических задач с использование математической логики,
- сформировать умение построения логических схем из базовых логических элементов.
- сформировать умение использовать логические связки и кванторы
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Курс включает также историческую справку. Основные формы организации учебных занятий – рассказ, беседа, семинар. Содержание курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале базового курса, на решение интересных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Элементы математической логики»
Учитель: Коновалова Марина Викторовна
Класс: 9
Общее количество часов по плану: 17 часов
Количество часов в неделю: 1 часа
Пояснительная записка
Программа элективного курса по математике «Элементы математической логики» рассчитана на 17 часов для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что в базовых учебных курсах данная тема не представлена, несмотря на то, что логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в начальной и средней школе. Эти же логические знания (формы абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, университете, колледже, лицее, гимназии – во всех учебных заведениях, как современных, так и функционировавших в прошлые века. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определенно, непротиворечиво, доказательно, четко, и уметь излагать свои мысли понятным языком. Познавательный материал курса будет способствовать не только получению теоретических знаний по теме, выработке умений решения задач с применением полученных знаний, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
- формирование основных понятий математической логики: высказываний, операции над высказываниями, логических законов и др.
- формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков через использование аналогий и индукции в математике, развитие логического мышления
- создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.
Задачи курса:
- сформировать умение производить рассуждения и умозаключения, применять основные логические законы
- научить решать задачи с помощью метода математической индукции
- научить решению логических задач с использование математической логики,
- сформировать умение построения логических схем из базовых логических элементов.
- сформировать умение использовать логические связки и кванторы
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Курс включает также историческую справку. Основные формы организации учебных занятий – рассказ, беседа, семинар. Содержание курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале базового курса, на решение интересных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения курса учащиеся смогут:
- Выбрать и применить более рациональный способ решения той или иной логической задачи;
- Использовать свои знания при решении задач по теории множеств и математической логике;
- научиться проводить логические операции с несложными высказываниями и высказывательными формами;
- Сравнивать множества истинности высказываний;
- Формулировать высказывания, обратные и противоположные данным;
- Производить логические операции над понятиями;
- Выполнять действия с множествами;
- знать основные формы мышления, логические операции, логические законы, понятие предикатов и кванторов, логические основы компьютера.
- уметь строить таблицы истинности, упрощать логические выражения, решать логические задачи, использовать методы аналогии и математической индукции при решении задач, строить логические схемы.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Введение. Занимательные логические задачи (1 часа)
Тема 2. Понятие. Определение.(1 час)
Объем и содержание понятия; определение, требования, предъявляемые к определениям; равносильные определения; примеры доказательства равносильности; типичные ошибки, допускаемые при построении определений; приемы, сходные с определением (объяснение слова, сравнение, указание, описание).
.
Тема 3. Высказывания или суждения.(2 часа)
Историческая справка: попытки создания исчислений для «вычисления истины» (Лейбниц, де Морган, Буль); высказывания: примеры высказываний, их значения истинности; Простые высказывания как основные понятия в математической логике и их свойства
Тема 4. Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание.(3 часа)
.
Тема 5. Основные понятия теории множеств.(3 часа)
Основные операции над множествами ( объединение, пересечение, разность множеств). Дополнение подмножества. Формула включений и исключений для множества.
Тема 6. Использование индукции в математике ( 2 часа)
Что такое индукция? индукция при поиске математических закономерностей; примеры; индукция при поиске способа решения задачи или способа доказательства теоремы; примеры; использование предельного случая при поиске решения задачи,
сущность метода математической индукции. Принцип математической индукции;
Тема 7. Предикаты. Кванторы. Высказывательные формы, логические операции над ними.(2 часа)
Понятие предиката. Примеры одноместных, двуместных, трехместных предикатов; квантор существования; квантор всеобщности; использование логических связок и кванторов для компактной записи математических рассуждений; привлечение кванторов к правильному построению отрицаний математических высказываний.
Тема 8. Теоремы. Доказательства. ( 3 часа)
Виды теорем. Необходимость и достаточность условия. Основные принципы математических доказательств ( индукция, дедукция)
Умозаключения, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии; аналогия в определениях понятий; примеры; использование аналогии для облегчения поиска способа доказательства теоремы или способа решения задачи; примеры.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов |
1 | Тема 1. Введение. Занимательные логические задачи. | 1 |
2 | Тема 2. Понятие. Определение. | 1 |
3 | Тема 3. Высказывания или суждения. | 2 |
4 | Тема 4. Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание | 3 |
5 | Тема 5. Основные понятия теории множеств | 3 |
6 | Тема 6. Использование индукции в математике | 2 |
7 | Тема 7. Предикаты. Кванторы. Высказывательные формы, логические операции над ними. | 2 |
8 | Тема 8. Теоремы. Доказательства. | 3 |
Итого | 17 |
Литература
Список использованной литературы.
1. Сборник программ курсов по выбору. ККИДППО. Математика. Краснодар, 2004.
2. А.А.Ивин. Элементарная логика. М., 2009г
3. А.Д.Гетманова. Логические основы математики. 10-11 классы. Москва, 2005.
4. М.Б.Балк, Г.Д.Балк. Математика после уроков. Москва,2011 г.
5. Г.И.Саранцев. обучение математическим доказательствам. М., 2009.
6. В.А.Каймин и др. Основы информатики и вычислительной техники, 10-11, Москва,2007.
7. Л.М.Фридман. Учитесь учиться математике. Москва, 1995.
8. И.Л.Никольская. Математическая логика. Москва, 1991.
9. Рассуждая логически… Приложение к журналу Квант. Москва, 2008.
10. В.И.Курбатов. Логика в вопросах и ответах. 2011
11. Игошин В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов / В.И. Игошин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
12. Математическая логика // Википедия / http://ru.wikipedia.org
13. Успенский В.А., Верещагин Н.К., Плиско В.Е. Вводный курс математической логики. 2-е изд. – М.: Физматлит, 2007. – 128 с.
14. Фарков А.В. Методы решения олимпиадных задач. 10-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 110 с. (Серия «Математика: элективный курс»).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание ( разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение. Занимательные логические задачи. | 1 | ||
2 | Понятие. Определение | 1 | ||
3 | Высказывания или суждения. | 2 | ||
4 | Простые высказывания как основные понятия в математической логике и их свойства | |||
5 | Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция | 3 | ||
6 | Логические операции. Импликация, отрицание. | |||
7 | Решение задач с применением логических операций | |||
8 | Основные понятия теории множеств. | 3 | ||
9 | Операции над множествами. | |||
10 | Решение задач с применением формулы включений и исключений | |||
11 | Использование индукции в математике. | 2 | ||
12 | Принцип математической индукции. | |||
13 | Предикаты. Кванторы. | 2 | ||
14 | Высказывательные формы, логические операции над ними | |||
15 | Теоремы. Доказательства. | 3 | ||
16 | Принципы математических доказательств( индукция, дедукция). | |||
17 | Решение задач с применением индукции. Дедукции. | |||
Итого: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачник "Элементы математической логики"
Подборка заданий по теме "Математическая логика"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-31633-1415314258.jpg)
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Математическая логика
Презентация создана в качестве иллюстрации учебного материала к учебнику Шауцуковой (глава 4)...
Элементы математической логики
Курс «Элементы математической логики» предназначен для учащихся 9 класса. Этот курс призван повысить культуру мышления учащихся, подготовить их к сознательному и глубокому усвоению математических дисц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-205050-1362213225.jpg)
Элективный курс "Элементы математической логики"
Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...
Элективный курс "Элементы математической логики"
Предназначен для учащихся 9-ых классов, интересующихся математической логикой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256749-1368983209.jpg)
рабочая программа элективного курса "Элементы математической логики"
Программа разработана на основе авторской учебной программы «Элементы математической логики», издательство “Просвещение-Юг”, г. Краснодар, 2004 г. Авторы: Е.А. Семенко, Е.Н. Бурцева, Е.С. ...