Разработка урока "Решение комбинированных уравнений", 11 класс.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Отработка схемы решения любого уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_reshenie_kombinirovannykh_uravneniy_11_klass_3.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с УИОП» |
Разработка урока «Решение комбинированных уравнений», 11 класс |
Учитель математики Куликова Н.В. |
Тема урока. Решение комбинированных уравнений.
Цель урока. Рассмотрение различных способов решения комбинированных уравнений комбинированных уравнений.
План урока: 1.Повторение схемы решения любого апаыпыпывывпыпвыпывпывпуравнения.
2. Решение уравнений.
3. Итог.
Форма работы: Групповая.
Ход урока: 1. В начале урока необходимо вместе с учащимися вспомнить определение равносильных уравнений (два уравнения с одной переменной f(x)=g(x) и p(x) = h(x) называются равносильными, если множества их корней совпадают).
Пример 1. – Уравнение x2 – 4 = 0 имеет корни 2 и -2;
- Уравнение (х+2)(2х-4)=0 имеет корни 2 и -2;
- Вывод: уравнения x2 – 4 = 0 и (х+2)(2х-4)=0 равносильны.
Пример 2. – Уравнения x2+1=0 и =-1 равносильны, поскольку оба эти уравнения не имеют решений.
Затем необходимо напомнить учащимся схему решения любого уравнения.
I этап – технический.
Исходное уравнение шаг за шагом преобразуют в более простое и находят его корни.
II этап – аналитический.
На этом этапе, анализируя проведенные преобразования, отвечают на следующие вопросы:
а) все ли преобразования при переходе от одного уравнения к другому были равносильными?
б) не появились ли при этих преобразованиях посторонние корни?
в) не произошла ли потеря корней в результате проведенных преобразований.
Основные причины потери корней при решении уравнений:
- деление обеих частей уравнения на одно и тоже выражение, содержащее неизвестную величину (кроме тех случаев, когда точно известно, что всюду в области определения уравнения выполняется условие неравенства нулю данного выражения);
- сужение ОДЗ в процессе решения уравнений;
- присутствие в одной или обеих частях уравнения выражений, содержащих неизвестную величину, которые являются немонотонными функциями.
Основные причины появления посторонних корней при решении уравнений:
- умножение обеих частей уравнения на выражение, которое при определенных значениях переменной величины может принимать нулевое значение;
- расширение ОДЗ в процессе решения уравнений;
- возведение обеих частей уравнения в четную степень.
III этап – проверка.
Если анализ, проведенный на втором этапе, показывает, что некоторые преобразования могли привести к появлению посторонних корней (т.е. был осуществлен переход к уравнению – следствию), то необходима проверка всех найденных корней их подстановкой в исходное уравнение. Если проверка корней с помощью их подстановки в исходное уравнение сопряжена со значительными вычислительными трудностями, то её, как правило, можно заменить проверкой по области допустимых значений (ОДЗ) заданного уравнения.
2. Решение уравнений.
Сформированные группы в составе 3-4 человек решают заданное уравнение на местах. Кроме этого, один представитель группы решает данное уравнение на обратной стороне доски. После решения уравнения происходит проверка данного решения всем составом класса с одновременным обсуждением возникающих вопросов и поиском ответов на них.
Решить уравнения:
Решение уравнений.
1.
=> 0 t 1;
;
,
– не удовлетворяет условию t,
Следовательно, ,
+2πn, n – целое число.
Ответ: +2πn, n – целое число.
2.
или 0 < tgx < 1
Следовательно, ;
Ответ: .
3.
, t
Следовательно: ; x=2,
x=1.
.
f(x) = , D(f) = ( – монотонно возрастающая функция.
g(x) =3 – x, D(g) = ( - монотонно убывающая функция.
Области определения f(x) и g(x) совпадают.
Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Корень находится подбором .
Ответ : .
4.
– функция, возрастающая, а – функция, убывающая на общей D(f), следовательно, уравнение может иметь не более одного корня, который находится подбором; t = 9
3. Итог урока.
При подведении итога урока следует акцентировать внимание учащихся на следующем:
- Подходы к решению комбинированных уравнений могут быть различны;
- При решении уравнений в некоторых случаях лучше найти ОДЗ, а в некоторых – перейти равносильной системе;
- При решении уравнений необходимо обращать внимание на отбор корней на промежуточном этапе.
- Выводы о достижении цели урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить для решения следующие уравнения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме : «Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 ЕГЭ.» (11-й класс)
На уроке учащиеся 11 класса с помощью математических игр: математическое домино, матбой закрепляют решение тригонометрических и комбинированных уравнений уравнений типа С1 ЕГЭ.Готовятся к ЕГЭ. На урок...
Разработка урока "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " 11 класс
Материал содержит разработку урока по теме "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений " для 11 класса по учебнику А.Г.Мордковича...
"Решение комбинированных уравнений" 11 класс Алгебра
Урок алгебры и начала анализа в 11 классе "Решение комбинированныч уравнений"...
Практикум по решению комбинированных уравнений
Разработка открытого урока...
Комбинированные уравнения и неравенства
Приведены примеры уравнений и неравенств, которые решаются с применением свойств функции: ограниченности и монотонности....
План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»
Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...
Методическая разработка по теме: "Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий"
Методическая разработка по теме: Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий....