Мотивация на здоровьесберегающую деятельность и формирование ценности здоровья.
статья по алгебре (5 класс) по теме
Статья, содержащая методологические аспекты по мотивации на здоровьесберегающую деятельность на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мотивация на здоровьесберегающую деятельность и формирование ценности здоровья.
В настоящее время обеспечение здоровья нации становится одним из главных факторов развития страны. Закономерно, что в числе приоритетных национальных проектов – проект «Здоровье».
К сожалению, в сфере здоровья подрастающего поколения наблюдаются негативные тенденции. В образовательные учреждения дети приходят отнюдь не с первой группой здоровья. Почти 15% московских первоклассников имеют различные хронические заболевания. Это обусловливается сочетанием генетических предрасположенностей и факторов, способствующих их реализации. Поэтому современное образование столкнулось с тем, что необходимо не только обучить подрастающее поколение, но и создать условия для устойчивого здоровья школьников. В современных условиях в любом образовательном учреждении большое внимание уделяется консолидации усилий педагогов, медиков, психологов и др.специалистов. Для участников образовательного процесса актуально учитывать индивидуальные особенности развития и состояния физического здоровья с тем , чтобы прогнозировать объем и интенсивность учебной нагрузки и адаптировать к ней ребенка.
Сама постановка вопроса о сбережении здоровья школьников уже предполагает два аспекта – педагогический и медицинский, то есть находится на стыке двух разных дисциплин. Проведение полисистемного СГМ мониторинга, создание индивидуальных единых карт развития учащихся и выработка и принятие решений на основе глубокого анализа полученной базы данных способны объединить усилия и самих учащихся, и учителей, и родителей , и медиков в обеспечении условий для формирования здоровой личности.
Немаловажную роль в работе с учащимися сегодня играет вопрос формирования культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивации к здоровому образу жизни.
Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего возраста; второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе.
Как же можно учителю – предметнику, а тем более учителю математики реализовать данные принципы?
Здоровьесберегающая деятельность на уроках математики должна быть организована через:
- дифферинцированный и индивидуальный подход к обучению;
- чередование видов деятельности на уроке;
- создание благоприятной психологической атмосферы;
- использование приемов эмоциональной разгрузки;
- прогнозирование объема , дозировки учебной нагрузки на уроках и домашнего задания;
- пропедевческий подход к изучению сложных тем;
- использование игрового, занимательного материала, соревновательных элементов.
В данной работе предлагается пример учебного материала для использования на уроках математики в 5-м классе с целью пополнения знаний учащихся о ценности здоровья.
Дидактический материал можно предложить создать самим учащимся в ходе группового проекта. Продуктом проектной деятельности может быть задачник « Наш вклад в здоровье». Учащимся предложить собрать материалы на различные темы, связанные с вопросом здорового образа жизни ( какие-то числовые статистические данные по заболеваемости в нашем округе, по участию в спортивных секциях, по проблеме здорового питания, по объему учебной нагрузки по предметам и пр.) А затем оформить собранный материал в задачи.
Фрагмент задачника.
Задачи можно применять на различных этапах урока. Они подбираются в соответствии с прохождением программы по математике по учебнику Н.Я. Виленкина.
В теме « Натуральные числа»
Для школьных полдников ежедневно доставляют в школы Восточного округа в среднем 1т750г фруктов. Выразить в граммах. Для чего в ежедневном рационе учащихся должны быть фрукты?
В теме « Числовые и буквенные выражения»
Составить выражение для решения задачи:
1.Петя на занятия спортом ежедневно тратит 20 минут, а Коля – на 1час20 мин больше .Во сколько раз Петя тратит меньше времени , чем Коля. Кто лучше заботится о своем здоровье?
2.На домашнее задание по математике пятикласснику требуется 20 мин., а Маша, отвлекаясь на уроке и не усвоив образцы решения, затратила 1час 20мин.Во сколько раз больше Маша затратила времени, и полезно ли это для ее здоровья?
В теме «Умножение и деление натуральных чисел»
В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевести
329 детей в оздоровительный лагерь?
В теме «Порядок выполнения действий»
1.В классе 25 человек. 7 учащихся занимаются лечебной физкультурой, остальные разбились поровну на 3 команды для участия в спортивной эстафете «Веселые старты». Сколько человек в каждой команде? Что бы вы предложили тем, кто не смог принять участие в эстафете, чтобы они не испытали чувства обиды?
2.Белоснежка и 7 гномов разучили 25 упражнений для утренней зарядки. Белоснежка запомнила 11 упражнений, а остальные гномы запомнили поровну. Сколько упражнений выучил каждый гном? Можно ли гномов считать добросовестными?
В теме « Решение уравнений»
Каждое лето учебные кабинеты ремонтируют. В чистом, проветренном классе легче думается. На ремонт израсходовали 5 банок желтой краски по х кг в каждой и 3 банки белой краски. Какова масса желтой краски, если всего израсходовали 23 кг краски?
В теме «Решение задач на части»
Укрепляющий фиточай содержит зверобой, пустырник, шиповник. Шиповника содержится на 120г больше, чем пустырника. Определить количество каждого компонента, если в этом сборе содержатся 8 частей шиповника, 2 части пустырника и 3 части зверобоя.
В теме « Обыкновенные дроби»
1.В саду 12 фруктовых деревьев. Во время жаркого лета могут засохнуть 1/3 всех деревьев. Сколько деревьев могут засохнуть? Какие работы в саду надо произвести для его сохранения?
2.В книге 180 страниц .В первый день Женя прочитала 3\10 книги, а во второй – 2/9 книги. Сколько страниц прочла Женя за два дня? Что нужно, чтобы во время чтения меньше утомляться?
3.В классе 28 учащихся.5\7 всех детей ежедневно делают утреннюю зарядку и не менее часа проводят на свежем воздухе. Сколько учащихся класса серьезно заботятся о своем здоровье?
Предложенный материал может помочь учителю математики в организации работы по здоровьесбережению , в качестве одного из звеньев в системе формирования ценности здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Умение сохранить своё здоровье как компонент общечеловеческой культуры. Умение сохранить своё здоровье как компонент общечеловеческой культуры. Гиг...
Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (из личного опыта)
Программа по пропаганде здорового образа жизни Основания для разработки программы: · Закон РФ «Об образовании».·...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.
Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы ...
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "
Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...