Мотивация на здоровьесберегающую деятельность и формирование ценности здоровья.
статья по алгебре (5 класс) по теме

Статья, содержащая методологические аспекты по мотивации на здоровьесберегающую деятельность на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья Голюгановой Г. И.

Мотивация на здоровьесберегающую деятельность и формирование ценности здоровья.

      В настоящее время обеспечение здоровья нации становится одним из главных факторов развития страны. Закономерно, что в числе приоритетных национальных проектов – проект «Здоровье».

      К сожалению, в сфере здоровья подрастающего поколения наблюдаются негативные тенденции. В образовательные учреждения дети приходят отнюдь не с первой группой здоровья. Почти 15% московских первоклассников имеют различные хронические заболевания. Это обусловливается сочетанием генетических предрасположенностей и факторов, способствующих их реализации. Поэтому современное образование столкнулось с тем, что необходимо не только обучить подрастающее поколение, но и создать условия для устойчивого здоровья школьников.  В современных условиях в любом образовательном учреждении большое внимание уделяется консолидации усилий  педагогов, медиков, психологов и др.специалистов. Для участников образовательного процесса актуально учитывать индивидуальные особенности развития и состояния физического здоровья с тем , чтобы прогнозировать объем и интенсивность учебной нагрузки и адаптировать к ней ребенка.

      Сама постановка вопроса о сбережении здоровья школьников уже предполагает два аспекта – педагогический и медицинский, то есть находится на стыке двух разных дисциплин. Проведение полисистемного СГМ мониторинга, создание индивидуальных единых карт развития учащихся и выработка и принятие решений на основе глубокого анализа полученной базы данных способны объединить усилия и самих учащихся, и учителей, и родителей , и медиков в обеспечении условий для формирования здоровой личности.

      Немаловажную роль в работе с учащимися сегодня играет вопрос формирования культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивации к здоровому образу жизни.

      Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах:  возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего возраста; второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе.

      Как же можно учителю – предметнику, а тем более учителю математики реализовать данные принципы?

      Здоровьесберегающая деятельность на уроках математики должна быть организована через:

- дифферинцированный и индивидуальный подход к обучению;

- чередование видов деятельности на уроке;

- создание благоприятной психологической атмосферы;

- использование приемов эмоциональной разгрузки;

- прогнозирование объема , дозировки  учебной нагрузки на уроках и домашнего задания;

- пропедевческий подход к изучению сложных тем;

- использование игрового, занимательного материала, соревновательных элементов.

      В данной работе предлагается пример учебного материала для использования на уроках математики в 5-м классе с целью пополнения знаний учащихся о ценности здоровья.

      Дидактический материал можно предложить создать самим учащимся в ходе группового проекта. Продуктом проектной деятельности может быть задачник  « Наш вклад в здоровье». Учащимся предложить собрать материалы на различные темы, связанные с вопросом здорового образа жизни ( какие-то числовые статистические  данные по заболеваемости в нашем округе, по участию в спортивных секциях, по проблеме здорового питания, по объему учебной нагрузки по предметам и пр.) А затем оформить собранный материал в задачи.

      Фрагмент задачника.

       Задачи можно применять на различных этапах урока. Они подбираются в соответствии с прохождением программы по математике по учебнику Н.Я. Виленкина.

В теме « Натуральные числа»

      Для школьных полдников ежедневно доставляют в школы Восточного округа в среднем 1т750г фруктов. Выразить в граммах. Для чего в ежедневном рационе учащихся должны быть фрукты?

В теме « Числовые и буквенные выражения»

Составить выражение для решения задачи:

     1.Петя на занятия спортом ежедневно тратит 20 минут, а Коля – на 1час20 мин больше .Во сколько раз Петя тратит меньше времени , чем Коля. Кто лучше заботится о своем здоровье?

     2.На домашнее задание по математике пятикласснику требуется 20 мин., а Маша, отвлекаясь на уроке и не усвоив образцы решения, затратила 1час 20мин.Во сколько раз больше Маша затратила времени, и полезно ли это для ее здоровья?

В теме «Умножение и деление натуральных чисел»

В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевести

329 детей в оздоровительный лагерь?

В теме «Порядок выполнения действий»

      1.В классе 25 человек. 7 учащихся занимаются лечебной физкультурой, остальные разбились поровну на 3 команды для участия в спортивной эстафете «Веселые старты». Сколько человек в каждой команде? Что бы вы предложили тем, кто не смог принять участие в эстафете, чтобы они не испытали чувства обиды?

       2.Белоснежка и 7 гномов разучили 25 упражнений для утренней зарядки. Белоснежка запомнила 11 упражнений, а остальные гномы запомнили поровну. Сколько упражнений выучил каждый гном? Можно ли гномов считать добросовестными?

В теме « Решение уравнений»

       Каждое лето учебные кабинеты ремонтируют. В чистом, проветренном классе легче думается. На ремонт израсходовали 5 банок  желтой краски по х кг в каждой и 3 банки белой краски. Какова масса желтой краски, если всего израсходовали 23 кг краски?

В теме «Решение задач на части»

       Укрепляющий фиточай содержит зверобой, пустырник, шиповник. Шиповника содержится на 120г больше, чем пустырника. Определить количество каждого компонента, если в этом сборе содержатся 8 частей шиповника, 2 части пустырника и 3 части зверобоя.

В теме « Обыкновенные дроби»

       

      1.В саду 12 фруктовых деревьев. Во время жаркого лета могут засохнуть 1/3 всех деревьев. Сколько деревьев могут засохнуть? Какие работы в саду надо произвести для его сохранения?

       2.В книге 180 страниц .В первый день Женя прочитала 3\10 книги, а во второй – 2/9 книги. Сколько страниц прочла Женя за два дня? Что нужно, чтобы во время чтения меньше утомляться?

       3.В классе 28 учащихся.5\7 всех детей ежедневно делают утреннюю зарядку и не менее часа проводят на свежем воздухе. Сколько учащихся класса серьезно заботятся о своем здоровье?

        Предложенный материал может помочь учителю математики в организации работы по здоровьесбережению , в качестве одного из звеньев в системе формирования ценности здоровья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

Умение сохранить  своё  здоровье как компонент  общечеловеческой культуры.  Умение сохранить  своё  здоровье как компонент  общечеловеческой культуры. Гиг...

Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (из личного опыта)

Программа по пропаганде здорового образа жизни Основания для разработки программы: ·         Закон  РФ «Об образовании».·...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы ...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...