Презентация к уроку : « Числовые и буквенные выражения. Уравнение » 5 класс
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме
Обобщающий урок
по теме: « Числовые и буквенные выражения. Уравнение »
( урок с использованием этнокультурного материала,
посвященного участию башкирского народа в Отечественной войне 1812 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.rar | 2.08 МБ |
razrabotka_uroka.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок
по теме: « Числовые и буквенные выражения. Уравнение »
( урок с использованием этнокультурного материала,
посвященного участию башкирского народа в Отечественной войне 1812 года)
Математика: 5 класс
Преподаватель: Мелкова Анжелика Николаевна,
учитель математики,
МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.
Преподавание: по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика 5".
Цели урока:
Образовательная:
- Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: числовые и буквенные выражения, уравнение, корень уравнения.
- Совершенствование навыков решения задач с помощью уравнения. Закрепление свойств сложения и вычитания на примерах решения уравнений, упрощении выражений.
- Продолжить формирование учебных умений и навыков:
- планирование ответа;
- навыки самоконтроля;
- совершенствование вычислительных навыков, устный счет.
- Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающая:
- Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
- Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
- Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
- Развитие познавательного интереса.
Воспитательная:
- Воспитание чувство гордости за родной край, чувство патриотизма.
- Формирование этнокультурной компетентности для позитивных межнациональных отношений.
- Формирование интереса к предмету.
- Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие темы и общей цели урока, подготовка обучающихся к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнение». Впереди нас ждет много различных заданий по данной теме.
Урок у нас будет необычным. Мы посвятим его одной исторической дате.
- Актуализация знаний. Устная работа.
Учитель: А чтобы узнать, какой же дате посвящен наш урок, давайте проведем небольшую устную работу.
- Найдите значение выражений:
350 + 650 =
720 + 80 =
720: 72 =
300 : 150 =
- Найдите сумму, полученных ответов
Обучающиеся дают ответ : 1000 + 800 + 10 + 2 = 1812
Учитель: Ребята, кто может ответить на вопрос, о чем говорит число 1812?
Обучающиеся дают ответ: В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.
Учитель: Правильно, ребята! В 2012 году Россия праздновала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.
Башкирский народ не остался в стороне. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.
- Работа по теме урока.
- Упрощение выражений
Цель: Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания.
Учитель: За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.
А об этом легендарном военачальнике башкирских войск было сложено много песен и преданий. Этот человек вошел в Париж, играя на серебряном курае, специально отлитым для него на Родине.
- Упростив выражение и заполнив таблицу, вы узнаете имя этого героя.
А 194 - (37 + х) =
М 21 + 14 + х =
Р 56 - а - 38 =
Ы 200 - (44 + b) =
У ( 125 + m) + 75 =
К 48 + n - 27 =
Я (х + 220) -186 =
Т 81 - а + 29 =
Х m - 57 -23 =
21+n | 157 - x | m-80 | 156-b | 35+x | __ | 110 - a | 200+m | 18- a | x+34 |
Обучающиеся дают ответ : Кахым – Туря
Учитель: В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель
А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец Кахым-туря. Кахым – Туря был первым из башкир, кто окончил Петербургскую военную академию; в 22 года он получил звание полковника. Песня «Кахым-туря» рассказывает о трагической кончине полковника: по дороге домой Кахым Мурзашев был отравлен вельможами русского императора: один царский майор из зависти подлил Кахым-Туре яду в питьё. Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели его из похода домой, в аул, а после смерти конь был похоронен с почестями.
- Нахождение значений выражений
Цель: Систематизировать изученные приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.
Учитель: Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии лучших строевых лошадей.
А вот, сколько лошадей подарил башкирский народ, давайте узнаем, выполнив следующее задание.
- Найдите значение выражения, предварительно его упростив:
4821 – ( х + 114) при х = 568
Обучающиеся дают ответ: 4139 строевых лошадей.
- Решение уравнений
Цель: Актуализировать знания об уравнениях, полученные в начальных классах; закрепить навыки решения усложненных уравнений.
Учитель: Подвиг башкирских джигитов, их решимость бороться с врагом воспет во многих песнях. Башкирские исторические песни об Отечественной войне 1812 года довольно разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. В песнях «Французская», « Рыжий конь» рассказывается о проводах на войну. В песне « Ахмет Баик» изображаются башкирские конники на поле брани.
В этой же песне прославляется дружба башкирского и русского народов.
О какой песне идет речь, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.
Решите уравнения и, воспользовавшись данной таблицей, узнайте название песни.
- у - 27 = 45
- 136 + х = 300
- 760 - у = 690
- (24 - х) + 37 = 49
- 44 + (а - 85) = 105
- 243 - (у + 83) = 112
- (х + 624) - 276 = 357
144 | 70 | 72 | 12 | 164 | 48 | 19 | 146 | 9 |
К | Б | Л | И | Ю | А | М | З | Р |
Обучающиеся дают ответ: « Любизар»
- Физкультминутка
Цель: Снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
- Повторение изученного материала.
- Составление выражений по задаче
Цель: Закрепить знания, умения и навыки в составлении буквенных выражений по условию задач.
Учитель: Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось прежде всего в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских воинов.
Сохранились сведения, что эта женщина, была награждена за проявленный героизм боевой медалью. Узнайте имя этой башкирки, а для этого выполните задание.
- Устная работа.
Составьте буквенное выражение по задаче и, воспользовавшись таблицей,
узнайте имя этой героини.
- В одном доме 300 квартир, а во втором на х квартир больше. Сколько квартир во втором доме?
- Блокнот стоит х рублей, а карандаш на 42 рубля дешевле. Сколько стоит блокнот?
- В танцевальном кружке занимаются 12 девочек и у мальчиков. Сколько детей занимаются в танцевальном кружке?
- Автомобиль ехал 8 часов со скоростью х км/час. Какой путь проехал автомобиль?
- За мыло и зубную пасту заплатили х рублей. Зубная паста стоит 27 рублей. Сколько стоит мыло?
- В книге 50 страниц. До обеда Оля прочитала х страниц, остальное после обеда. Сколько страниц прочитала Оля после обеда?
- Антон, Боря и Вова нашли в лесу 95 поганок. Боря нашёл m поганок, а Вова 25. Сколько поганок нашёл Антон?
- Поезд шел двое суток. В первые сутки он прошел 150 км, а во вторые – на х км больше. Сколько километров прошел поезд за двое суток?
Ы | А | К | Б | Л | С | И |
12 + у | 300 + х | 95 – ( m+ 25) | х - 27 | 8х | х - 42 | 50 - х |
Обучающиеся дают ответ: имя героини Асылбика.
- Решение задач с помощью уравнений
Цель: Закрепить знания, умения и навыки в решении задач способом составления уравнений.
Учитель: Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь.
Существует интересная история со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви. Произошло это в маленьком немецком городке. Принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда один из башкир и решил таким образом продемонстрировать свое искусство. Немцы заменили ее на железную, а настоящая стрела бережно хранится в совете церковного прихода города, где ее могут увидеть посетители. А чтобы узнать о каком городе идет речь, давайте выполним задание.
- Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.
Решите задачи с помощью уравнений. Заполните таблицу и узнайте название города, в котором произошла эта история.
Ц - В корзине было несколько яблок. После того, как в нее положили еще 15 яблок. В ней стало 32 яблока. Сколько яблок было в корзине первоначально?
В – У Кати было 83 марки. После того, как она подарила своей подруге несколько марок, у нее осталось еще 45 марок. Сколько марок подарила Катя?
А – Ваня задумал число. Если вычесть из его числа 49, то получится 104. Какое число задумал Ваня?
Ш – В лукошке несколько грибов. После того, как из него вынули 10 грибов, а затем положили 14 грибов, в нем стало 85 грибов. Сколько грибов было первоначально?
Р – Андрей поймал 51 рыбку. Несколько рыбок он отдал другу Васе и 5 рыбок другу Мише. Сколько рыбок отдал Андрей другу Васе, если у него осталось 37 рыбок?
81 | 38 | 153 | 9 | 17 |
Обучающиеся дают ответ: г. Шварц
- Самостоятельная работа по вариантам
Цель: Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Учитель: Град стрел и воинственность позы: пять стрел во рту, три-четыре в
руках наготове заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону".
Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!
За мастерское владение луками французы так прозвали воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.
- Упростите выражение и найдите его значение. Затем воспользуйтесь таблицей и узнайте, как прозвали воинов-башкир.
Примечание: в пустую клетку поставьте букву Н.
I вариант
- m + 87 + 23
С при m = 39;
Е при m = 196.
- 62 – х + 28
М при х = 55;
У при х = 49
II вариант
- 59 + n + 141
Ы при n = 64;
А при n = 32.
- 147 + х - 47
В при х =87;
Р при х =79.
149 | 306 | 187 | 306 | 179 | 23 | 264 | 306 | 232 | 35 | 41 | 179 | 264 | |
Обучающиеся дают ответ: « Северные амуры»
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Рефлексия.
Цель: Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на вопросы
небольшой анкеты.
1.На уроке я работал: активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3.Урок для меня показался: коротким / длинным
понятен / не понятен
интересен / скучен
полезен / бесполезен
4.За урок я: не устал / устал
5.Мое настроение: стало лучше / стало хуже
- Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание: Придумать задачу, которая решалась бы с помощью уравнения: а) х+ 12 = 26; б) х – 15 = 25.
Используемая литература:
- Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы « История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в.»; г. Уфа, Китап
- Учебник для 8 класса« Культура Башкортостана» ; г. Уфа, Китап
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Числовые и буквенные выражения. Уравнения." 5 класс
Презентация предназначена для устной работы на уроке....
Открытый урок в 5 классе по теме: "Числовые и буквенные выражения. Уравнения"
Цели: • отрабатывать умения решать уравнения, упрощать выражения; применять полученные знания в стандартной и нестандартной ситуации; • совершенствовать вычислительные навыки, прием...
Презентация к уроку "Числовые и буквенные выражения" 5 класс
Презентация к уроку "Числовые и буквенные выражения" 5 класс...
Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнения"
Контрольная работа по математике 5 класс по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнение"...
Урок по математике в 5 классе "Числовые и буквенные выражения. Уравнения."
Данная презентация может быть использована при изучении темы "Числовые и буквенные выражения. Уравнения." в курсе математики 5 класса....
Презентация "Числовые и буквенные выражения" (5 класс)
Презентация "Числовые и буквенные выражения" предназначена для учащихся 5 классов...
Презентация по математике на тему "Числовые и буквенные выражения" 6 класс
задания на тему "Числовые и буквенные выражения"...