Презентация к уроку : « Числовые и буквенные выражения. Уравнение » 5 класс
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Обобщающий урок

по теме: « Числовые и буквенные выражения. Уравнение »

( урок с использованием этнокультурного материала,

посвященного участию башкирского народа в Отечественной войне 1812 года)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.rar2.08 МБ
Файл razrabotka_uroka.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обобщающий урок

по теме: « Числовые и буквенные выражения. Уравнение »

( урок с использованием этнокультурного материала,

посвященного участию башкирского народа в Отечественной войне 1812 года)

Математика:   5 класс

Преподаватель: Мелкова Анжелика Николаевна,

                              учитель математики,

                              МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз муниципального района

                              Мелеузовский район Республики Башкортостан

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Преподавание:  по учебнику Н.Я. Виленкина "Математика 5". 

Цели урока: 

Образовательная:

  • Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: числовые и буквенные выражения, уравнение, корень уравнения.
  • Совершенствование навыков  решения  задач с помощью уравнения. Закрепление  свойств сложения и вычитания на примерах решения уравнений, упрощении выражений.
  • Продолжить формирование учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля;

- совершенствование вычислительных навыков,  устный счет.

  • Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

Развивающая:

  • Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
  • Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
  • Развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
  • Развитие познавательного интереса.

Воспитательная: 

  • Воспитание  чувство гордости за родной край, чувство патриотизма.
  • Формирование этнокультурной компетентности для позитивных межнациональных отношений.
  • Формирование интереса к предмету.
  • Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие  темы и общей цели урока, подготовка обучающихся к работе на уроке и создание благоприятной рабочей атмосферы.

 Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок  по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».  Впереди  нас ждет много различных заданий по данной теме.

Урок у нас будет необычным. Мы посвятим его одной исторической дате.

  1. Актуализация знаний. Устная работа. 

Учитель: А чтобы узнать,  какой  же дате посвящен наш урок,  давайте  проведем небольшую устную работу.

  1. Найдите значение выражений:

350 + 650 =

720 + 80  =

720: 72  =

300 : 150  =

  1. Найдите сумму, полученных ответов

Обучающиеся дают ответ : 1000 + 800 + 10 + 2 = 1812

Учитель: Ребята, кто может ответить на вопрос, о чем говорит число 1812?

Обучающиеся дают ответ: В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.

Учитель: Правильно, ребята! В 2012 году Россия праздновала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.

Башкирский народ не остался в стороне. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.

  1. Работа по теме урока.
  1. Упрощение выражений

Цель: Систематизировать  изученные  приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания.

Учитель: За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.

А об этом легендарном военачальнике башкирских войск было сложено много песен и преданий. Этот человек вошел в Париж, играя на серебряном курае, специально отлитым для него на Родине.

- Упростив выражение и заполнив таблицу, вы узнаете имя этого героя.

А   194 - (37 + х) =

М   21 + 14 + х =

Р    56 - а - 38 =

         Ы   200 - (44 + b) =

У   ( 125 + m) + 75 =

К    48 + n - 27 =

Я    (х + 220) -186 =

Т    81 - а + 29 =

Х    m - 57 -23 =

21+n

157 - x

m-80

156-b

35+x

__

110 - a

200+m

18- a

x+34

     Обучающиеся дают ответ :  Кахым – Туря

Учитель: В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель  

А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец Кахым-туря. Кахым – Туря был первым из башкир, кто окончил Петербургскую военную академию; в 22 года он получил звание полковника. Песня «Кахым-туря» рассказывает о трагической кончине полковника: по дороге домой Кахым Мурзашев был отравлен вельможами русского императора: один царский майор из зависти подлил Кахым-Туре яду в питьё. Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели его из похода домой, в аул, а после смерти конь был похоронен с почестями.

  1. Нахождение значений выражений

Цель: Систематизировать  изученные  приемы упрощения выражений с опорой на свойства сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.

Учитель: Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии  лучших строевых лошадей.

А вот, сколько лошадей подарил башкирский народ, давайте узнаем, выполнив следующее задание.

- Найдите значение выражения, предварительно его упростив:

4821 – ( х + 114) при х = 568

Обучающиеся дают ответ: 4139 строевых лошадей.

  1. Решение уравнений

Цель: Актуализировать знания об уравнениях, полученные в начальных классах; закрепить навыки решения усложненных уравнений.

Учитель: Подвиг башкирских джигитов, их решимость бороться с врагом воспет во многих песнях. Башкирские исторические песни об Отечественной войне 1812 года довольно разнообразны как по содержанию, так и по поэтике. В песнях «Французская», « Рыжий конь» рассказывается о проводах на войну. В песне « Ахмет Баик» изображаются башкирские конники на поле брани.

В этой же песне прославляется дружба башкирского и русского народов.

О какой песне идет речь, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.

Решите уравнения  и, воспользовавшись данной таблицей, узнайте название песни.

  1. у - 27 = 45
  2. 136 + х = 300
  3. 760 - у = 690
  4. (24 - х) + 37 = 49
  5. 44 + (а - 85) = 105
  6. 243 - (у + 83) = 112
  7. (х + 624) - 276 = 357

144

70

72

12

164

48

19

146

9

К

Б

Л

И

Ю

А

М

З

Р

          Обучающиеся дают ответ: « Любизар»

  1. Физкультминутка

Цель:  Снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. 

  1. Повторение изученного материала.
  1. Составление выражений по задаче

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в составлении буквенных выражений по условию задач.

Учитель: Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось прежде всего в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских воинов.

 Сохранились сведения, что эта женщина, была награждена за проявленный героизм боевой медалью. Узнайте имя этой башкирки, а для этого выполните задание.

- Устная работа. 

           Составьте буквенное выражение по задаче и, воспользовавшись таблицей,

         узнайте имя этой героини.

  1. В одном доме 300 квартир, а во втором на  х квартир больше. Сколько квартир во втором доме?
  2. Блокнот стоит х рублей, а карандаш на 42 рубля дешевле. Сколько стоит блокнот?
  3. В танцевальном кружке  занимаются 12 девочек и у мальчиков. Сколько детей занимаются в танцевальном кружке?
  4. Автомобиль ехал 8 часов со скоростью х км/час. Какой путь проехал автомобиль?
  5. За мыло и зубную пасту заплатили х рублей. Зубная паста стоит 27 рублей. Сколько стоит мыло?
  6. В книге 50 страниц. До обеда Оля прочитала х страниц, остальное после обеда. Сколько страниц прочитала Оля после обеда?
  7. Антон, Боря и Вова нашли в лесу 95 поганок. Боря нашёл m поганок, а Вова 25. Сколько поганок нашёл Антон?
  8. Поезд шел двое суток. В первые сутки он прошел 150 км, а во вторые – на х км больше. Сколько километров прошел поезд за двое суток?

Ы

А

К

Б

Л

С

И

12 + у

300 + х

95 – ( m+ 25)

х - 27

х - 42

50 - х

Обучающиеся дают ответ: имя героини Асылбика.

  1. Решение задач с помощью уравнений

Цель: Закрепить знания, умения и навыки в решении задач способом составления уравнений.

Учитель: Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь.

Существует интересная история со стрелой, пущенной башкирским воином в башню церкви. Произошло это  в маленьком немецком городке. Принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности башкирского оружия, тогда один из башкир и решил таким образом продемонстрировать свое искусство. Немцы заменили ее на железную, а настоящая стрела бережно хранится в совете церковного прихода города, где ее могут увидеть посетители. А чтобы узнать о каком городе идет речь, давайте выполним задание.

- Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.

Решите задачи с помощью уравнений. Заполните таблицу и узнайте название города, в котором произошла эта история.

Ц - В корзине  было несколько яблок. После того, как в нее положили еще 15 яблок. В ней стало 32 яблока. Сколько яблок было в корзине первоначально?

В – У Кати было 83 марки. После того, как она подарила своей подруге несколько марок,  у нее осталось еще 45 марок. Сколько марок подарила Катя?

А – Ваня задумал число. Если вычесть из его числа 49, то получится 104. Какое число задумал Ваня?

Ш – В лукошке несколько грибов. После того, как из него вынули 10 грибов, а затем положили 14 грибов, в нем стало 85 грибов. Сколько грибов было первоначально?

 Р – Андрей поймал 51 рыбку. Несколько рыбок он отдал другу Васе и 5 рыбок другу Мише. Сколько рыбок отдал Андрей другу Васе, если у него осталось 37 рыбок?

81

38

153

9

17

Обучающиеся дают ответ: г. Шварц

  1. Самостоятельная работа по вариантам

Цель: Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

  Учитель: Град стрел и воинственность позы:  пять стрел во рту, три-четыре в  

  руках наготове заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону".  

  Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!

За мастерское владение луками французы так прозвали воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.

- Упростите выражение и найдите его значение. Затем воспользуйтесь таблицей и узнайте, как прозвали воинов-башкир.

Примечание: в пустую клетку поставьте букву Н.

I вариант

  1. m + 87 + 23

С  при m = 39;

     Е  при m = 196.

  1. 62 – х + 28

М  при х = 55;

                У  при х = 49

II вариант

  1. 59 + n + 141

Ы  при n = 64;

      А  при n = 32.

  1. 147 + х - 47

В  при х =87;

      Р  при х =79.

149

306

187

306

179

23

264

306

232

35

41

179

264

Обучающиеся дают ответ: « Северные амуры»

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Рефлексия.

Цель: Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

      Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы, чтобы вы ответили на вопросы  

      небольшой  анкеты.  

1.На уроке я работал:  активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я:  доволен / не доволен

3.Урок для меня показался:  коротким / длинным

понятен / не понятен

интересен / скучен

полезен / бесполезен

4.За урок я:  не устал / устал

5.Мое настроение:  стало лучше / стало хуже

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

 Домашнее задание: Придумать задачу, которая решалась бы с помощью уравнения: а) х+ 12 = 26; б) х – 15 = 25.

Используемая литература:

  1. Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы « История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в.»;  г. Уфа, Китап
  2. Учебник для 8 класса« Культура Башкортостана» ;  г. Уфа, Китап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Числовые и буквенные выражения. Уравнения." 5 класс

Презентация предназначена для устной работы на  уроке....

Открытый урок в 5 классе по теме: "Числовые и буквенные выражения. Уравнения"

Цели: • отрабатывать умения решать уравнения, упрощать выражения; применять полученные знания в стандартной и нестандартной ситуации; • совершенствовать вычислительные навыки, прием...

Презентация к уроку "Числовые и буквенные выражения" 5 класс

Презентация к уроку "Числовые и буквенные выражения" 5 класс...

Контрольная работа №3 по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнения"

Контрольная работа по математике 5 класс по теме "Числовые и буквенные выражения.Уравнение"...

Урок по математике в 5 классе "Числовые и буквенные выражения. Уравнения."

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Числовые и буквенные выражения. Уравнения." в курсе математики 5 класса....

Презентация "Числовые и буквенные выражения" (5 класс)

Презентация "Числовые и буквенные выражения" предназначена для учащихся 5 классов...

Презентация по математике на тему "Числовые и буквенные выражения" 6 класс

задания на тему "Числовые и буквенные выражения"...