«Отработка навыков решения уравнений и систем уравнений». (Урок-зачёт).
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Активное усвоение знаний, умение применить эти знания, возможно только тогда, когда человек САМ получает знания. Компетентный человек – глубоко профессиональный человек, умеющий применять свои знания на практике. Любая деятельность проходит определенные этапы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabotka_navykov_resheniya_uravneniy_i_sistem_uravneniy.doc | 298 КБ |
urok-zachyot.ppt | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Осипова Татьяна Евгеньевна
Адрес: Россия, 443099, г. Самара ул. Куйбышева, 32
Название: МБОУ Гимназия №3 г.о. Самара
Должность: учитель математики
Е-mail:t.e.osipova@mail.ru
Телефон: 8(917)9480926
Тема: «Отработка навыков
решения уравнений
и систем уравнений».
(Урок-зачёт).
Алгебра: 9 класс
Секция: математика
Активное усвоение знаний, умение применить эти знания, возможно только тогда, когда человек САМ получает знания. Компетентный человек – глубоко профессиональный человек, умеющий применять свои знания на практике. Любая деятельность проходит определенные этапы:
1. Мотивация (зачем мне это нужно?).
- Постановка цели.
- Исходя из целей, составляется планирование.
- Актуализация знаний (какие есть ресурсы, чтобы выполнить план).
- Действия, операции.
- Коррекция (в ходе деятельности).
- Оценивание.
- Самооценка (рефлексия).
- Коррекция (окончательная).
Процесс обучения – это та же деятельность. Ребенок должен пройти все эти этапы, тогда он может сказать: « Я научился». Когда он сам проходит эти этапы, на каждом уроке, тогда урок будет эффективным. Если урок не придерживается этапов деятельности, то это пустой урок. Модульно-блочная технология - это как раз тот урок, который проходит все этапы деятельности. Модульная технология позволяет организовать целенаправленную работу в достижении учащихся уровня обязательных результатов, поэтапно формирует умственные действия и разрабатывает программированное обучение.
Приведу пример модульно – блочного обучения в 9 классе.
Модульное построение темы и разработка уроков по теме: «Уравнения и системы уравнений».
«Уравнения и системы уравнений» (22 часов). Приложение 1.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
- Блочное изучение теории. 3 ч.
- Первичное закрепление теории
- практические занятия,
- консультации. 7 ч.
- Зачетный урок:
- проведение зачета по теории,
- проведение зачета-практикума. 1 ч.
- Послезачетный этап:
- уроки углубления знаний и выработки
навыков, 7 ч.
- творческий отчет (задачи), 1 ч.
- математический час
( урок тематического повторения). 1 ч.
- Итоговый диагностический контроль:
- срок сдачи домашних работ,
- контрольная работа №3, 1 ч.
- работа над ошибками (по домашним
работам и по контрольной работе),
- выставление итоговой оценки. 1 ч.
Девиз урока:
«Покоряет вершины тот, кто к ним стремиться».
Тема : «Отработка навыков решения уравнений и систем уравнений».
Класс: 9
Технологические особенности: развивающее обучение.
Характеристика темы.
Тема «Уравнения и системы уравнений» - вторая монографическая тема в курсе 9 класса. Урок-зачет является завершением 1-ого этапа модульно-блочной технологии.
Система целей и задач к уроку.
Общая дидактическая цель: усвоение знаний в их системе; перевод знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.
Задачи:
- Образовательная: создать условия для систематизации и обобщения знаний по данной теме; проверить и оценить достижения учащимися уровня обязательной подготовки; установить пробелы в знаниях.
- Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной и дискуссионной культуры участников; для воспитания чувства коллективизма, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
- Развивающая: создать условия для развития аналитическо-синтезирующего мышления; для развития общетрудовых умений: умения планировать свою деятельность, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия; для развития воли и самостоятельности.
Ближайшая цель для учащихся:
Закрепить на практике решение системы линейных уравнений с двумя неизвестными различными способами.
Педагогические технологии: модульно – блочная технология, исследовательский метод обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология коммуникативного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: зачет.
Методы обучения: 1) практический;
2) проблемный;
3) наглядный.
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая;
- индивидуальная.
- Структура урока.
- Организационный момент. (2 мин.)
- Устная работа. (3 мин.)
- Закрепление знаний, переходящее в обобщение и систематизацию. (25мин.)
- Физкультминутка. (3 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин)
- Подведение итогов урока. (3 мин.)
- Рефлексия. (2 мин.)
- Оборудование:
- План изучения темы (Приложение 1).
- Схема урока (Приложение 2).
- Сводная ведомость по зачету .
- Индивидуальные листы по учету знаний (Приложение 4).
- План зачета (Приложение 5).
- Мультимедийный проектор.
- Билеты с заданиями (Приложение 6).
- Часы.
Вступление.
За две недели до зачета вывешивается план зачета (см. Приложение 5) с вопросами по теории и номерами основных задач, которые обязан уметь решать каждый. В течение этих двух недель ведется основная подготовка к зачету: рассматриваются вопросы из теоретического зачета, проводятся самостоятельные работы:
- Самостоятельная работа 1 (решить графическое уравнение),
- Самостоятельная работа 2 (решить графически систему уравнений),
- Самостоятельная работа 3 (решить уравнения),
- Самостоятельная работа 4 (решить систему уравнений).
Ход урока.
К зачету каждый приносит лист учета знаний (см. Приложение 4), в который ему будут выставляться оценки за определенный вид деятельности. Потом эти результаты выносятся в свободную ведомость по зачету.
К началу зачета весь класс делится на три группы, в каждой группе назначаю консультанта. Вывешиваю план изучения темы (см. Приложение 1) и схему урока (см. Приложение 2), которая делится на три основные части:
1. графическое решение систем (в виде с/р);
2. практический зачет ( в виде билетов);
3. теория ( работа в группах).
На каждую часть отводится 8 минут. Оставшиеся 15 минут идут на организационные моменты и подведение итогов зачета. За урок каждая группа должна сдать теоретический зачет по вопросам, написать самостоятельную работу (графическое решение системы линейных уравнений), решить у доски систему линейных уравнений либо способом подстановки, либо способом сложения (по выбору ученика).
- Организационный момент.
- Сегодня на уроке нам предстоит покорить вершины знаний. За каждый верный шаг к вершине полагается особый знак (им может быть жетон).
Сообщается тема, цель и схема урока.
Слайд 1,2,3.
- Устная работа.
Решите анаграммы и исключите «лишнее» по смыслу слово:
ТАИИМДКИСРНН (дискриминант)
ЯРАМЯП (прямая)
НИВАРЕНУЕ (уравнение)
ЕРОКНЬ (корень)
- Какая тема объединяет остальные слова? Слайд 4.
- Закрепление знаний, переходящее в обобщение и систематизацию.
В течении первых 8 минут, используя схему урока (см. Приложение 2):
1 ряд: идет работа в группах. Консультант ведет опрос по теоретическим вопросам (круговой опрос) и если кто-то что-то не знает, он тут же ему и объясняет. Сам консультант сдает теоретический материал учителю еще до зачета. Вопросы берутся из плана проведения зачета (см. Приложение 5). По истечению времени консультант выставляет отметки в индивидуальный лист учета знаний и ставит свою роспись (см.Приложение 4).
2 ряд: работают с учителем. По очереди выходят к доске, берут билеты (см. Приложение 6) и начинают решать на доске систему линейных уравнений либо способом подстановки, либо способом сложения. По мере выполнения, решение проверяется учителем и выставляется отметка. Если система решена быстро и правильно, то ученик направляется к тому, кто затрудняется в её решении. Там он помогает найти ошибку и выставляет соответствующую отметку в таблицу учета знаний. Таким образом, за 8 минут удается опросить у доски всю группу.
3 ряд: работает самостоятельно (слайд 12). Самостоятельная работа высвечивается с помощью мультимедийного проектора. По истечении 8 минут самостоятельные работы сдаются.
В следующие 8 минут, используя схему урока, ребята меняются видом деятельности, приступают к работе, а затем через 8 минут, происходит последняя смена деятельности.
- Физкультминутка.
В промежутках между сменой деятельности проводится небольшая разминка для глаз. Учитель комментирует правила выполнения.
Приложение 8.
Слайд 5: Расслабьтесь, смотрите на стрелку. Закройте глаза. Попытайтесь продолжать видеть стрелку в уме. Сделайте стрелку такой же крошечной, как ставите точку в конце предложения.
Сделайте стрелку такой же большой, как стена.
Напрягитесь и заставьте стрелку исчезнуть.
Расслабьтесь и заставьте стрелку вновь появиться.
Слайд 6,7: Подвиньте стрелку ближе к себе.
Отодвиньте стрелку далеко от себя.
Слайд 8: Передвиньте стрелку выше.
Напрягитесь и заставьте стрелку исчезнуть.
Расслабьтесь и заставьте стрелку вновь появиться.
Передвиньте стрелку ниже
Слайд 9: Измените положение стрелки так, чтобы она указывала вниз.
Измените положение стрелки так, чтобы она указывала вверх.
Слайд 10: Напрягитесь и заставьте стрелку увеличиться.
Расслабьтесь и заставьте стрелку уменьшиться.
- Домашнее задание.
- Напоминаю, что последняя сдача домашних работ – день написания контрольной работы.
Слайд 13.
- Подведение итогов урока.
По истечению времени, консультанты в группах собирают листы учета знаний и сдают учителю. Учитель объявляет результаты зачетного урока и на основе этих листков выставляет в сводную ведомость по зачету:
- отметку по теории,
- общую оценку по аналитическому решению систем,
- общую оценку по графическому решению систем.
- Рефлексия.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы последующей работы.
Спасибо. Урок окончен.
Приложение 2.
Приложение 4.
Лист учета знаний.
Фамилия Имя:
| Тема: «Уравнения и системы уравнений». Класс: | |
Вид деятельности | Оценка | Роспись |
1. Домашнее задание | ||
2. Теоретический материал | ||
3. Аналитическое решение | ||
4. Графическое решение | ||
5. Творческое задание | ||
6. Контрольная работа | ||
7. Итоговая оценка |
План зачета №2. Приложение 5.
Тема: «Решение уравнений и систем уравнений 2-ой степени».
- Теоретический зачет:
а) Найдите определение линейного уравнения с двумя переменными. Приведите пример.
б) Что называется решением уравнения с двумя переменными? Является ли пара значений переменных х=7, у=3 решением уравнения 2х + у=17?
в) Что является графиком уравнений:
а) с переменными х и у, где или ;
б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ;
з) ; и) .
г) Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
д) Что значит решить систему уравнений?
е) Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?
ж) Какие способы используются при решении систем уравнений?
з) Расскажите, как решать систему уравнений с двумя переменными способом подстановки, способом сложения?
и) Что называется степенью уравнения с двумя переменными? Приведите пример.
- Практический зачет:
а) Решить аналитическим способом:
1. 2.
3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. .
б) Решить графическим способом:
1. 2. 3.
- Домашние задания:
№ 1097, 1104, 1112, 1134, 1136, 1148, 1150, 1141, 1143, 1159,1171, 1173, 1177.
Приложение 6.
Билет №1.
(х2 + 1)2 - 6(х2 + 1) + 5 = 0
Билет №2.
х4 – 5х2 – 36 = 0
Билет №3.
Билет №4.
Билет №5.
Билет №6.
Билет №7.
Билет №8.
Приложение 7.
- Самостоятельная работа №1.(Вариант 1.)
Решить графически уравнение.
«3»: = ,
«4»:
«5»: .
- Самостоятельная работа №2.(Вариант 1.)
Решить графически систему уравнений.
«3»:
«4»:
«5»:
- Самостоятельная работа №3.(Вариант 1.)
Решите уравнение.
«3»:
«4»:
«5»:
- Самостоятельная работа №4.(Вариант 1.)
Решите систему уравнений аналитическим способом.
«3»:
«4»:
«5»:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем
Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...
"Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"
Урок математики в 9 классе на тему "Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"....
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий
ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...
Задания по английскому языку для отработки навыков аудирования, говорения, для введения и отработки лексики
При помощи данного задания можно отработать обычные разговорные фразы диалогов или определенную грамматическую форму. При этом учащиеся учатся воспринимать не только речь учителя, но и речь своих одно...
Отработка действий игроков в ситуации «большинство» и «меньшинство»; отработка выхода из зоны с места отбора без давления и под давлением
План проведения учебно-тренировочного занятия по хоккею с шайбой...
Отработка «поточного метода тренировки»; отработка контроля, ведения шайбы и бросков по воротам
План проведения учебно-тренировочного занятия по хоккею с шайбой...