использование дидактических игр на уроках мсатематики
статья по алгебре по теме

статья предназначена для учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovane_didakticheskikh_igr.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на уроках математики.

          Актуальной задачей обучения в школе является формирование у учащихся интереса к учебным предметам, потребности к углублению и расширению знаний.

               Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим каждый учитель, в том числе, и я ведет поиск эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьника стимулировали бы их к самостоятельному поиску знаний.

      Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и исследовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это, особенно, важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяются  постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

             Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, а возможности использования дидактической игры в учебном процессе недооценивали.

             Здесь сказывается постоянная нехватка свободного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

          Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

       Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у ребенка вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, школьники не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуация, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

       Во время игры учащиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.

       Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

      Разнообразие игровых действий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес у учащихся к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

      Конечно, использование игровых ситуаций на уроке не дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

         Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

      В термине «дидактическая игра» подчеркивается и педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основание утверждать, что использование дидактической игры при обучении математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьника, осуществления преемственности в обучении.

           Наиболее существенными для учителей математики являются следующие вопросы:

  • определение места дидактических  игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
  • целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
  • разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
  • требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

В настоящей работе на основе изучения методической литературы, своего опыта и опыта других учителей школы и города по организации дидактических игр на уроках математики делается попытка наметить некоторые пути и формы использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики, показать целесообразность их применения в определенных условиях.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующий программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока.

Так, например, игра «Диалог», направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний.

Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для  решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное количество вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения поставленной проблемы.

В игре учитель, как бы, не желает выдавать информацию, а ученики умело поставленными вопросами вынуждают его к этому. Побеждает та команда, которая первая сможет сделать правильные выводы по данной проблеме. Эту игру можно провести, например, при изучении в 8 классе темы «Сумма внутренних углов выпуклого треугольника».

Очень распространена игра «Морской бой» при изучении в 6 классе темы «Координатная плоскость».

Для учащегося готовится карточка-задание, на которой изображены «корабли» (10 шт.). Ученик должен указать координаты этих кораблей, если координаты указаны верно, то корабль считается убитым. Оценка работы тоже предложена в игровой форме. Если не сделано ни одной ошибки, то на карточке делается надпись «Вам присвоено звание адмирала», если ученик сделал 1-2 ошибки, то надпись – «Вам присвоено звание капитана 1 ранга», при 3-4 ошибках присваивается звание юнги. Если же сделано более 4 ошибок, то надпись указывает «Вы можете только чистить картофель».

Цель дидактических игр заключатся в том, что в процессе игры учащиеся в значительной мере самостоятельно приобретают знания, активно помогают друг другу.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение. В этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно и монотонно, то и дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться.

 Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными.

Интересная игра, доставившая учащимся удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу.

Дидактические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты должны быть просты, рассчитаны на детское воображение. Сюжеты героического поиска, романтики путешествий в этих питают воображение школьников. Иногда сюжеты подсказывают и название игры: «Строитель», «Проектировщик», «Лабиринт множителей», «Лото» и др.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами. Соревнования усиливают эмоциональный характер игры. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование идет не на личное первенство, а на командное, чтобы учащиеся не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики учащиеся освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих, это учитывается при организации игры.
  3. Какие дидактические пособия и материалы понадобятся для игры.
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры.
  5. На какое время должна быть рассчитана игра. Будет ли она захватывающей. Пожелают ли учащиеся вернуться к ней еще раз.
  6. Как обеспечить участие всех учащихся в игре.
  7. Как организовать наблюдение за учащимися, чтобы выяснить их интерес и активность.  
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность учащихся.
  9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным или всем участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.).

        Целесообразность дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирования умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

       Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

       Важное условие эффективности деловых игр – профессиональная направленность решаемых задач и их проблемность, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры.

        В отличие от деловых игр, которые в большинстве случаев занимают весь урок, на отдельных этапах урока можно использовать игровые моменты.

         Игра для учащихся любого возраста является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, т.е. обучать  математике в процессе игры.

          Устный счет можно проводить в форме игры-соревнования между рядами. В этом случае подбираются по три аналогичных вопроса. И можно поставить условие, что за правильный ответ ряд получает очко, а за подсказку или шум теряет очко.

         Также можно использовать примеры, в которых даны ответы, обозначенные буквами, а учащиеся выписывают буквы, обозначающие правильные ответы. Когда в новом классе я впервые провожу такую игру, то в результате получается слово «Молодец».

        Но часто этот способ использовать нельзя, так как уже в следующий раз учащиеся стараются, не решая примеры, подобрать буквы так, чтобы получить какое-нибудь слово. Поэтому такой способ нельзя использовать часто и нужно подбирать слова с трудным правописанием.

        При изучении таблицы значений тригонометрических функций опрос можно провести в форме соревнования.

         Правила просты: все учащиеся разбиваются на команды, от каждой команды к доске поочередно выходит представитель, которому команды соперников задают по одному вопросу. На обдумывание ответа и его запись на доске дается не более 5 секунд; и сразу по результатам ответа выставляется отметка. Учитель выступает только в роли арбитра (ведет протокол). Когда все участники игры заканчивают выступления, подводятся итоги, т.е. определяются суммы баллов, полученных каждой командой. Команда, набравшая больше баллов, объявляется победительницей и награждается призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к отметке одного из участников.

              При изучении темы «Координатная плоскость» значительно упрощает процесс проверки работ учащихся проведение графических диктантов. Базу  таких диктантов я собрала из домашних творческих заданий (выполни рисунок и опиши его с помощью координат точек его составляющих).

            Зачет по теме можно провести в форме игры «Эстафета».

           Учитель заранее составляет карточки задания. На каждой карточке столько заданий, сколько учеников в команде (ряд). Каждый ученик должен ответить на пять, разных по сложности, вопросов, поэтому заготавливаются пять карточек на каждую команду. Для того чтобы не было задержек в начале эстафеты на первой карточке все вопросы кроме последнего должны быть простыми. На следующей карточке усложняется предпоследнее задание и т.д.

             По мере возвращения карточек – заданий учитель сразу может проверить правильность выполнения заданий, к концу урока оценивается каждый ученик и определяется по суммарному (среднему) баллу команда – победитель.

          Современное оборудование кабинетов открывает большие возможности для использования дидактических игр или игровых моментов.

    Список рекомендуемой литературы:

Архипова А.И. Обучающие игры по физике и математике.

Брелова Т.М. Графические диктанты

Дышинский Е.А. Игротека математического кружка

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках на уроках математики.

Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе.

Журнал Математика в школе.            

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система использования дидактических игр на уроках математики

Материал дает возможность глубже понять  применение дидактических игр на уроках математики  в работе с глухими детьми....

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики".

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики"....

Использование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Создание игровых ситуаций на уроках математики повышаетинтерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску вучебную работу, снимает утомление, развивает...

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч...

Практико-значимый проект «Использование дидактических презентаций на уроках информатики»

Последнее время всё чаще звучат слова: «Урок или мероприятие проведены с использованием мультимедийных технологий». Обычно это демонстрация слайдов с текстом, схемами, рисунками или фотографиями. ...

Использование дидактического материала на уроках химии.

В статье рассмотрены вопросы о том, что такое дидактический материал, его классификация, правила составления. а так же предложены некоторые варианты заданий....

Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулирова...