Устный счет на уроках математики
статья по алгебре (5 класс) по теме
Работа содержит некоторые формы устного счета на уроках математики в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
устный счет | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный счет на уроках математики
Курс математики 5 - 6 классов – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Все это служит базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах, а также физики, химии и других смежных предметов.
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование сознательных и прочных вычислительных навыков у учащихся. Не секрет, что у школьников с прочными вычислительными навыками бывает гораздо меньше проблем с математикой.
Обучение в 5 классе затрудняется тем, что каждому ребенку необходимо приспособиться к новым учителям, новым предметам и новым уровням требований. Многое зависит от того, как поставит работу учитель, насколько удастся ему создать безболезненный адаптационный период, насколько он увлечет их своим предметом.
Особенно много трудностей возникает у учащихся, не владеющих навыками устного счета. Бывает так, что часть учеников в начале 5 - го класса не знают таблицу умножения, не могут выполнить простые вычисления, имеют смутное представление о порядке выполнения действий.
Поэтому учителю математики надо обратить внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки навыков устного счета.
Вычислительная культура формируется на всех этапах обучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5 - 6 лет обучения. Именно в этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения не только математики, но и физики, химии и других предметов.
Устные упражнения в методическом отношении представляют собой большую ценность. Они используются как подготовительный этап при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память, внимание, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Следует разделять два вида устного счета. Первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, но и демонстрирует их учащимся, (записывает на доске, указывает по таблице, проецирует на экран с помощью проектора). Здесь процесс вычислений существенно облегчается тем, что ненужно удерживать числа в уме.
Однако именно запоминание чисел, над которыми производятся действия, - важный момент устного счета. Тот, который не может удержать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому нельзя недооценивать второй вид устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются.
Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом смысле, однако, при устной работе трудно контролировать каждого ученика.
В своей работе стараюсь организовать устный счет как интересную игру, чтобы увлечь устными вычислениями ребят, которых часто называют трудными. Они всегда с большим желанием выполняют такие задания. Опишу кратко известные мне формы устного счета:
1) «Беглый счет»
Показываю карточку с числами 45 и 5. Ребята должны записать сумму, разность, произведение, частное чисел. После третьей числа предлагаются устно.
Две карточки демонстрирую одновременно. Выполнив действия, ребята должны сообщить, на какой карточке ответ больше. Для такой работы полезно подбирать упражнения, в которых заметен эффект прикидки.
2) «Лесенка»
На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из 5 человек поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Выбывшего игрока заменяют или выбывает вся команда. В это время вторая команда продолжает подъем. Выигрывает та команда, которая быстрее доберется до верхней ступеньки. Можно играть и вдвоем.
3) «Торопись, да не ошибись»
Это игра – математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а ребята на листочках пишут ответ.
4) «Не зевай»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет на уроках математики в 5-6 классах
Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....
Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах
Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....
Устный счет на уроках математики
Методика устных вычислений на уроках математики...
Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики
Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...
Рационализация устного счета на уроках математики
Доклад по самообразованию...