Статья "Исследовательская деятельность школьников"
статья по алгебре (5 класс) по теме

Карелина Раиса Михайловна

Основные этапы исследовательской деятельности. Описание проекта исследовательской работы школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность школьников.

Р.М. Карелина  ( Колпино, Санкт – Петербург)

    От природы каждый ребенок склонен к познанию и исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение способствует этому и совершенствует эту склонность, а так же способствует развитию соответствующих умений и навыков. Одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлеченности ребенком данным проектом, от умения выполнять поставленные задачи.

Поэтому важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся сами потихонечку усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его этапы:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор фактического материала;
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • отчет о проделанной работе, представление работы  для дальнейшего ее использования.
  •    Задача учителя заключается в нахождении простых и удобных средств для реализации каждого из названных этапов.
  1. Мотивация исследовательской деятельности осуществляется различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых результатов.
  2. Постановка проблемы. В идеале ее должен сформулировать сам ученик, но на практике такое случается не часто, поэтому на первых порах целесообразно учителю предложить свои темы для исследовательской деятельности.
  3. Сбор фактического  материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы или посредством проведения испытаний.
  4. Систематизацию и анализ полученного материала  можно осуществлять с помощью таблиц, диаграмм, схем, составленных задач, и т.п., они позволяют визуально усвоить материал, найденный и обработанный учащимися. На первых порах самостоятельный поиск и систематизация полученных данных для многих учеников представляют большую трудность. Поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
  5. Отчет о проделанной работе, представление работы для дальнейшего ее использования могут быть представлены в виде самостоятельно составленных задач, диаграмм, графиков, видеороликов, слайдовых презентация, рисунков, эссе.

Познавательную и исследовательскую деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной, если использовать краеведческий материал. В качестве примера приведу один из проектов, составленных для учащихся 5 классов.

Учебный проект по математике

по теме "Любимый город в задачах" (5-й класс)

Пояснительная записка

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.

Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса. Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.

Авторские задачи позволяют обратиться ко  многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

Цель проекта:

обучение школьников составлению и решению текстовых задач;

усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;

составление сборника задач о своем городе;

демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная (6 групп).

Продолжительность выполнения: 5  месяцев

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.

Формы продуктов деятельности: компьютерный диск

Мотивация к применению знаний

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 5 классов.

Работа над проектом состоит из несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о Колпино для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Создание диска “Любимый город в задачах” из презентаций учащихся.

Учащиеся будут разделены на несколько групп, каждая из которых будет разрабатывать задания по определенной  теме.

– История появления нашего города (1 гр.)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 гр.)

– Колпино в цифрах и фактах (3 гр.)

– Достопримечательности нашего города (4 гр.)

– Природа в нашем городе (5 гр.)

– Дети в нашем городе (6 гр.)

На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”

Памятка «Как составить задачу на краеведческом материале».

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Цель работы: создание сборника задач для учащихся 4–5 класса о Колпино.

Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе.

Создание проектных групп.

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 4–5 класса о Колпино.

Помогает в выдвижении задач.

Оказывает помощь в формировании групп,  выборе ответственных в каждой группе.

Обращает внимание на важность предстоящей работы.

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– История появления нашего города (1 группа)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа)

– Колпино в цифрах и фактах (3 группа)

– Достопримечательности нашего города (4 группа)

– Природа нашего города (5 группа)

– дети в нашем городе (6 группа)

Срок выполнения работы – 4 месяца. В мае весь материал обрабатывается и оформляется

Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи.

Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”  Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает, советует.

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.

Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.

Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией 3 слайдов:

1) иллюстрация к задаче;
2) историческая справка;
3) формулировка задачи;
4) подробное решение задачи сдает на отдельном листке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

 

Для учащихся, не заинтересовавшихся проектом «Любимый город в задачах» предложены другие темы, по выбору.

5 класс 
1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе
2. Совершенные числа
4. Четыре действия математики
5. Древние меры длины
6. Возникновение чисел
7. Счёты
8. Старинные русские меры или старинная математика
9. Магические квадраты


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "

Опыт вовлечения родителей  и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...