Урок-путешествие по математике в 5-м классе по теме "Деление на десятичную дробь"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Осипкова Валентина Ивановна

Урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по математике в 5-м классе по теме "Деление на десятичную дробь"

Цели урока:

  1. повторение правила деления на десятичную дробь;
  2. закрепление деления на десятичную дробь, применение деления при решении задач;
  3. развитие произвольного внимания, самостоятельности, четкости, логичности.
  4. развитие речи.
  5. воспитание познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков;

Форма урока: урок-путешествие;

Технология: игровая;

Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, слайды, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент 

Будь внимателен, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие: в страну “Десятичные дроби”. Посетим город “Деление на десятичную дробь”. Девизом нашего путешествия будет стихотворение:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!

2. Повторение правила деления на десятичную дробь

Ребята, а готовы ли мы к путешествию? Как это можно проверить? (Повторить правило). Вам необходимо выполнить задание: “Закончи правило” . (Спросить 3–4 учеников.) Итак, с заданием справились, начинаем путешествие.

3. Выполнение деления на десятичную дробь

Ребята, мы оказались на улице Практической, нам нужно выполнить задания, чтобы продолжить путешествие. 

(Три ученика получают задание на карточках.)

http://festival.1september.ru/articles/566764/img1.gif

Задания для фронтальной работы с классом.

3,6 : 0,6
7 : 0,7; )
9 : 0,1;
4,9 : 0,7;

(6)
(10
(90)
(7)

1,47 : 0,7;
8 : 0,4;
6,3 : 2,1;
0,24 : 8;

(2,1)
(20)
(3)
(0,03)

8,1 : 2,7;
3,4 : 1,7;
3,8 : 1,9;
0,28 : 1,4.

(3)
(2)
(2)
(0,2)

(Повторить правило деления на десятичную дробь.)

Продолжаем путешествие по городу “Деление на десятичную дробь” и нас ждет остановка в музее Истории. Давайте заглянем в прошлое.

4. Знаете ли вы, что …

(Из истории математики. Слово учителю.) Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в 15 веке самаркандский ученый астроном аль-Каши в тракте “Ключ к арифметике” разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними.  Труды аль-Каши долго не были известны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать, делить десятичные дроби. Только через 150 лет после открытий аль-Каши, талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стевин в своей книге “Десятая” (1585 г.) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой.

5. Решение уравнений

 Перед нами появился красивый фонтан Уравнений, ребята, нам необходимо решить уравнения. Итак, выполняем задание.

а) 5,04 : (104,2 – х) = 1,2;

б) 1,2х + 4,5х – 0,7 = 1,01;

в) 21,71 + 4,05х = 12,557;

г) 16 – 3,8х = 6,31.

Нас ждет еще много интересного в пути, продолжаем путешествие.

6. Решение задач

Посмотрите на это красивое здание, ребята, это Замок Задач. Нам предлагается решить задачи, чтобы продолжить путешествие дальше.

Задача 1. 

Байдарка, двигаясь по течению, за 1,7 ч прошла 21,42 км. Найдите собственную скорость байдарки, если скорость течения равна 2,8 км /ч.

(Решение.

  1. 21,42 : 1,7 = 12,6 (км/ч) – скорость по течению
  2. 12,6 – 2,8 = 9,8 (км/ч) – собственная скорость байдарки

Ответ: 9,8 км/ч.)

Задача 2. 

Длина прямоугольного участка земли 4,3 м, а его ширина в 2 раза меньше длины. Найдите площадь участка.

(Решение.

  1. 4,3 : 2 = 2,15 (м) – ширина участка
  2. 4,3 * 2,15 = 9,245 (м2) – площадь участка

Ответ: 9,245 м2.)

7. Физкультминутка

После такой работы необходимо отдохнуть и нас встречает Парк Отдыха.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

Набравшись сил, мы можем продолжить путь.

8. Проверь себя

Мы прибыли на площадь Проверь себя, где всех вас ждет самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Выполните деление (задание выполняется в тетради, а ответы записываются на листочках, которые раздаются заранее.)

Вариант 1.

2,24 : 0,7
365,4 : 8,4
97,6 : 0,32
67,394 : 0,1
0,468 : 0,06
1531,4 : 7,6
2041,2 : 5,04
0,3411 : 0,09

Вариант 2.

1,84 : 0,8
181,3 : 7,4
86,1 : 0,42
932,52 : 0,1
0,783 : 0,09
1965,6 : 6,5
2452,2 : 8,04
0,3896 : 0,08

Взаимопроверка.

(Учащиеся меняются листочками с ответами и проводят проверку.)

9. Итог урока

Ребята, путешествие подошло к концу. Давайте оценим нашу работу.

(Учитель оценивает деятельность всего класса и отдельных учащихся.)

Тема урока нелегкая и закончить ее хочется словами поэта Мечиева:

“Умный трудится не уставая,
Ничего не делает глупец.
Что сказать о сущности лентяя ?
Я скажу лентяй-живой мертвец”

10. Домашнее задание

(Учащиеся записывают домашнее задание.)

Повторить правило деления на десятичную дробь;

№ 1462 (б);  № 1465 (г);  № 1466.

11. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие знания понадобились тебе на уроке?
  2. Что понравилось на уроке больше всего?
  3. Где во время урока у тебя все получалось хорошо?
  4. Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?

5 класс     «Деление на десятичную дробь»

Цели урока: повторение правила деления на десятичную дробь;

         закрепление деления на десятичную дробь, применение деления        

         при решении задач;

         развитие интереса учащихся к изучению математики.

На доске указатели остановок:

1.Правило

2.Примеры на деление

3.Знаете ли вы …

4.Уравнение

5.Задача

6.Проверьте себя

        Ход урока:

               Организационный момент

Мы продолжаем путешествовать по теме «Деление на десятичную дробь».

    1.Правило.

Вспомним правило деления на десятичную дробь. (Формулировку правила спросить у 2-3

учеников)

    2.Примерм на деление.

(Два ученика получают задания на карточках)

                Карточка 1

                 1,35:  (10 – 9,82) – 1: 2,5  


        

        Карточка 2

17,39: (15 – 14,26) – 6: 12,5

             Фронтальная работа с классом.

2.5: 0,5        1.47: 0.7        8.1: 2,7

5: 0,5        6: 0.2        2.4: 1,2

7: 0,1        6,3: 2,1        5,6: 2,8

6,4: 0.8        0,24: 6        0,28: 1,4

        Вывод: при делении на число меньше единицы, получается число больше делимого;

        при делении на число больше единицы, получается число меньше делимого

---  Увеличится или уменьшится число, если его разделить на:

        36;    1,8;    2,4;     0.9;    0,2?

                    3.Знаете ли вы …

--   Знаете ли вы, кто впервые ввёл в употребление десятичные дроби?

     (Гиясаддин Каши Джемшид – самаркандский учёный, он умер в 1456г.)

   --Знаете ли вы, кем были предложены знаки деления?

     (Немецким математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем.)

                      4.Уравнение.

Решите уравнение:    а) у – 0.24 = 2,46;                     д) 2.3у + 7.7у = 0.38;

           б) х + 0.8 = 14,18;                       е) 41,2у – 28,7у = 1.

           в) 0,03у = 19,2;

           г) х : 0,23 = 0,08;

            5.Задачи

Задача1. Площадь прямоугольника 9,46дм². Ширина прямоугольника 2.6дм.

        Чему равна длина прямоугольника и во сколько раз она больше ширины?

Задача2. Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу на лошадях выехали

        два всадника. Скорость одного из них 18,5км/ч, а скорость другого в 1,2 раза

        больше. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами

        16,28?

6. Проверьте себя.

         Самостоятельная работа. (Задание выполняется в тетради, а ответы записываются на листочках).

1.Разделите  0.035 на 0.25.

      А. 14     Б. 1,4     В.0,14

2.Выполните действия: 70,5: 5 *0,03

     А. 0,423    Б. 470     В.42,3

3. Турист прошёл 0,9км за 02,ч

        7км за 2ч

        1,7км за 0,5ч

На каком участке пути скорость туриста была маленькой?

     А. на первом     Б. на втором     В.на третьем

4.  Полтора литра сока надо разлить в банки по 0,2л. Сколько полных банок получится?

      А.7       Б. 8      В.2

5.Прыжок кузнечика – 0,6м. Какое наименьшее число прыжков ему надо сделать, чтобы преодолеть 5м?

А.8         Б.9          В.10

7.Проверка с/р

8.Подведение итогов урока. Д/задание: №1488, 1492(в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики в 6-ом классе по теме: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, …»

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, разработанный по учебнику «Математика-6»  Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой и др. Этот урок проходит в виде игры, в процессе которой использу...

Разработка урока математики для 5-го класса "Все действия с десятичными дробями"

Данный урок посвящён Году экологии - 2013. В разработке можно найти много интересных фактов, касающихся охраны окружающей среды, которые применимы на уроке математики....

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Урок математики в 6-м классе по теме : "Умножение десятичных дробей"

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ...