Разноуровневый урок по теме "Тригонометрические уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Конспект урока по систематизации знаний по теме "Тригонометрические уравнения", разноуровневые по уровню подготовленности группы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevyy_urk_po_teme_trigonometricheskie_uravneniya_.doc | 156.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_trigonometrichesie_uravneniya_.ppt | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневый урок по теме
«Тригонометрические уравнения»
Цели:
- совершенствовать умение решать тригонометрические уравнения базового и повышенного уровня сложности;
- развивать навыки преобразования тригонометрических выражений, организовать коррекционную работу над пробелами по теме «преобразование тригонометрических выражений» и «решение тригонометрических уравнений» на уровне, соответствующем уровню сформированных навыков;
- воспитывать самостоятельность
Тема урока выбрана на основе анализа результатов пробного экзамена в 11 «А» классе, в ходе которого было выявлено, что учащиеся имеют значительные пробелы по темам «преобразование тригонометрических выражений» и «решение тригонометрических уравнений». Справились на 100% с заданиями по указанным темам – 25% учащихся (группа «С»), справились только на базовом уровне сложности – 26% (группа «В»), не справились с заданием – 49% (группа «А»).
Учащиеся рассаживаются в соответствии с 3 уровнями подготовки. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала, они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Презентация «Разноуровневый урок по теме «Тригонометрические уравнения»
- Раздаточный материал, подготовленный учителем для организации самостоятельной работы. На столах учащихся лежат конверты с карточками, которые учащиеся используют на различных этапах урока. Для каждой группы учащихся используются задания, напечатанные на карточках различных цветов: для группы «С» – белые карточки; для группы «В» – голубые; для группы «А» – зеленые.
При повторении теоретического материала на доске высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные теоретические факты. При самопроверке самостоятельной работы на доске появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
I этап - организационный (1 мин)
( Слайд №2) Учитель сообщает тему урока, его цели, назначение раздаточного материала, лежащего на столах. ( Слайд №3) Комментируется эпиграф к уроку ( «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.» Анатоль Франс)
I I этап (9 мин)
Повторение теоретического материала по теме
«Решение тригонометрических уравнений»
( Слайд № 4)
- Что называют синусом, косинусом, тангенсом произвольного угла?
Ответ:
- Синусом угла α называется ордината точки единичной окружности, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α;
- Косинусом угла α называется абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α;
- Тангенсом угла α называется отношение синуса угла α к его косинусу.
- Каково множество значений функции y = sinx, y = cosx, y = tgx?
Ответ: [ -1; 1], [ -1; 1], (-∞; +∞).
- Что называют арксинусом числа а, арккосинусом числа а, арктангенсом числа а?
Ответ:
- арксинусом числа а €[ -1; 1] называется такое число α€[ -п/2; п/2], синус которого равен а;
- арккосинусом числа а €[ -1; 1] называется такое число α€[ 0; п], синус которого равен а;
- арктангенсом числа а €(-∞; +∞), называется такое число α€ ( -п/2; п/2), тангенс которого равен а.
В ходе повторения ключевых понятий используется интерактивная модель тригонометрической окружности, выполненная учащимся группы «С».
Для закрепления понятий арксинуса, арккосинуса и арктангенса учитель предлагает учащимся выполнить задание « Найди ошибку» (Слайд № 5).
-Какие уравнения называют простейшими тригонометрическими уравнениями?
Ответ:
Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения вида: 1) sinx=а, 2) cosx=а, 3)tgx =а.
-При каких а эти уравнения имеют решения?
Ответ: 1) при а €[ -1; 1]; 2) при а €[ -1; 1]; 3) при а €(-∞; +∞).
-Назовите решения уравнений:
- sinx = 1 (слайд № 6). Ответ: x = П/2 + 2Пn, n € Z.
- sinx = - 1 (слайд № 7). Ответ: x = - П/2 + 2Пn, n € Z.
- sinx = 0 (слайд № 8). Ответ: x = Пn, n € Z.
- sinx = а (слайд № 9). Ответ: x = (-1)ⁿarcsin a + Пn, n € Z.
- cosx = 1 (слайд № 10). Ответ: x = 2Пn, n € Z.
- cosx = - 1 (слайд № 11). Ответ: x = П + 2Пn, n € Z.
- cosx = 0 (слайд № 12). Ответ: x = П/2 + Пn, n € Z.
- cosx = а (слайд № 13). Ответ: x = ± arccos a + 2 Пn, n € Z
- tgx =а (слайд № 14). Ответ: x = arctg a + Пn, n € Z.
Закрепление знаний (слайд № 15-16): установите соответствие между уравнениями и формулами их решений.
3-ий этап (3 мин)
Устная работа по теме
« Преобразование тригонометрических выражений»
Учитель просит учащихся упростить выражения.
Решение с комментарием и ссылкой на необходимый теоретический материал.
(слайд № 17).
V I этап (6 мин)
Коррекция знаний по теме
« Преобразование тригонометрических выражений»
Учащимся группы «С» предлагается самостоятельно решить задания, предложенные в белой карточке № 1..
Учитель работает с учащимися группы «А» и группы «В». К доске приглашаются 2 наиболее подготовленных учащихся группы «В» для решения заданий.
Задание №1.
Cosx = - 0,6, -П/2
Решение.
sin²x = 1 - cos²x; sin²x = 1- 0,36 = 0,64; т.к. на (-п/2; п/2) sinx >0, то sinx = 0,8.
Ответ: 0,8.
Задание №2.
Найти корень уравнения и записать в ответ наименьший положительный корень Cos ( П(2x+8)/6)=√3/2.
Решение.
П(2x+8)/6 =± arсcos(√3/2) + 2Пn, n € Z,
П(2x+8)/6 = ± П/6+ 2Пn, n € Z,
П(2x+8) = ± П+ 12Пn, n € Z,
2x+8=± 1+ 12n, n € Z,
2x=± 1-8+ 12n, n € Z,
x=± ½ - 4+ 6n, n € Z,
x1= ½ - 4+ 6n, n € Z, при n=1 получим x1=0,5 - 4+ 6=2,5;
x2= - ½ - 4+ 6n, n € Z, при n=1 получим x2= - 0,5 - 4+ 6= 1,5.
Наименьший положительный корень:1,5.
Ответ: 1,5.
Белая карточка №1
Вариант 1
1. Найдите sin, если cos0,6 и
2. Найти корень уравнения и записать в ответ наименьший положительный корень Cos ( П(8x+8)/3)=½
3. Найдите , если .
4. Вычислить:
Белая карточка №1
Вариант 2
1. Найдите , если и
2. Найти корень уравнения и записать в ответ наименьший положительный корень Cos ( П(4x-6)/3)=½
3. Найдите , если .
4. Вычислить:
Через 5 минут после начала работы учащихся группы «С» на экране высвечиваются ответы на задания, размещенные в белой карточке №1. Идет самопроверка. В случае необходимости учащемуся оказывает помощь ученик-консультант.
(слайд № 18).
Ответы к заданиям Белая карточка №1 | ||
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | -0,8 | 0,6 |
2 | 0,5 | 0,25 |
3 | 7 | 4 |
4 | 2 | 1 |
V этап (8 мин)
Практическая разноуровневая работа по теме « Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения»
Учащиеся группы «А» и группы «В» приступают к выполнению заданий, размещенных на голубой карточке №1 и зеленой карточке №1 соответственно.
Голубая карточка №1
Вариант 1
- Найдите , если .
- Найти , если sin a = 0,6 и
- Найти корень уравнения и записать в ответ наименьший положительный корень Cos( П(4x-3)/3)=½
Голубая карточка №1
Вариант 2
1.Найдите , если sin a = - 0,3.
2. Найти если
3. Найти корень уравнения и записать в ответ наименьший положительный корень Cos( П(4x-2)/3)=½
Зеленая карточка №1
Вариант 1
- Пример: 18 sin75ºcos75º = 18 sin75ºcos75º = 18
Sin150º 2 sin75ºcos75º
Найдите значение выражения:
1 6 sin202º ;
Sin101º cos101º
- Найти cosa, если sin a = -0,6 и 3П/2< a <2п
Зеленая карточка №1
Вариант 2
- Пример Пример: 18 sin75ºcos75º = 18 sin75ºcos75º = 18
Sin150º 2 sin75ºcos75º
Реши самостоятельно: 38 sin35ºcos35º ;
Sin70º
6 sin302º ;
Sin151º cos151º
- Найти sina, если cosa = -0,6 и П/2< a <п.
Учащиеся группы «С» под руководством учителя приступают к систематизации методов решения уравнений, повышенного уровня сложности. Методы решения тригонометрических уравнений:
- Уравнения, сводимые к алгебраическим (слайд № 19)
- Метод разложения на множители (слайд № 20)
- Введение новой переменной (однородные уравнения, слайд № 21)
- Введение вспомогательного аргумента (слайд № 22)
- Уравнения, решаемые переводом суммы в произведение (слайд № 23)
Далее сильным учащимся предлагается решить самостоятельно уравнения повышенного уровня сложности (слайд № 24):
1. Решить уравнение: 7 sin²x + 4 sinxcosx -3 cos²x = 0.
Указать корни, принадлежащие отрезку [3П/2; 5П/2 ].
2. Решить уравнение: (4 sin²x + 16 sinx + 7) lg(cosx) = 0.
В дальнейшем следует самопроверка.
Решение.
№1. (слайд № 25)
7 sin²x + 4 sinxcosx -3 cos²x = 0, (: cosx≠0),
7 tg²x + 4 tgx – 3=0
1) tgx= -1, x= - П/4 + Пn, n € Z;
2) tgx= 3/7, x= arctg 3/7 + Пk, k € Z.
Отбор корней, принадлежащих отрезку [3П/2; 5П/2 ]:
Х1= arctg 3/7+2П; Х2=-П/4 + 2П=7П/4.
Ответ: - П/4 + Пn, n € Z; arctg 3/7 + Пk, k € Z;
arctg 3/7+2П; -П/4 + 2П=7П/4.
№2. Решение (слайд № 26)
1) cosx>0.
2) 4 sin²x + 16 sinx + 7 = 0 или lg(cosx) = 0;
sinx = - ½ cosx= 1,
sinx = -3 – исключаем, т.к. -3 не принадлежит отрезку [-1; 1].
Найдем решения, удовлетворяющие условию cosx>0.
Х1= 2Пn; Х2= -П/6 + 2Пk, n € Z, k € Z
Ответ: 2Пn; -П/6 + 2Пk, n € Z, k € Z.
После решения и обсуждения двух уравнений повышенного уровня сложности учащиеся группы «С» приступают к выполнению самостоятельных работ (белая карточка №2). /см. приложение №1/
Через 8 минут после начала практической разноуровневой работы учащимися группы «А» и «В» на экране высвечиваются ответы на задания, размещенные на голубой карточке №1 и зеленой карточке №1 (слайд № 27)
Ответы к заданиям | |||
Голубая карточка №1 | Зеленая карточка №1 | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 |
22,08 | 19,68 | 12 | 19 |
0,8 | 4 | 32 | 12 |
0,5 | 0,25 | 0,8 | 0,8 |
Идет самопроверка. По мере необходимости учащиеся получают консультацию учителя.
VI этап (15 мин)
Разноуровневая самостоятельная работа
Учащиеся группы «А» и «В» приступают к самостоятельной работе (голубая карточка №2 и зеленая карточка№2 соответственно), на выполнение которой отводится 15 минут. Учащимся группы «А» предлагаются задания аналогичные тем, которые разбирались на урок и два задания, которые они уже успешно демонстрировали /см. приложение №1/. Во время самостоятельной работы учитель при необходимости помогает слабым учащимся.
VII этап (2 мин)
Подведение итогов. Домашнее задание
Учитель подводит итоги. Объявляет домашнее задание (слайд № 28).
Домашнее задание: Пробный ЕГЭ 2014 г. (обмен вариантами);
повторить п. 9, 11.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разноуровневые уроки
решение задач на процентылогарифм и его свойства...
4 варианта разноуровневые задания по теме уравнение касательной
Вариаты составлены из заданий всех типов по теме "Уравнение касательной"...
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
Разноуровневый урок физики «Решение комплексных задач на смешанное соединение проводников»
Материал урока физики в 8 классе включает в себя: конспект урока, бланки для работы учеников, самостоятельную работу, презентацию для интерактивной доски и тест-презентацию...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
Разработка разноуровневого урока в 9 классе по теме "Генетика"
Даннй урок разработан для обучающихся 9 класса по УМК Н.И. Сонина....
Разноуровневая самостоятельная работа "Логарифмические уравнения" 2 варианта с ответами
Разноуровневая самостоятельная работа по логарифмическим уравнениям на 2 варианта три уровня...