Урок-путешествие "Обыкновенные дроби", 5 класс.
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся. В теме «Обыкновенные дроби» он занимает последнее место, т.е. это урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся. В курсе математики 5-9 классов он является базовым уроком, т.е. дети впервые знакомятся с дробями, они должны уметь: складывать и вычитать обыкновенные дроби, решать задачи на нахождение числа по дроби. Специфика урока в том, чтоб заинтересовать учащихся, поэтому я провела его в форме путешествия, т.к. детей еще можно заинтересовать такой формой урока. К данному уроку предлагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obyknovennaya_drob.rar | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок - путешествие:
«Обыкновенные дроби»
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок – путешествие.
Класс: 5 класс.
Цели урока:
- Обучающие:
- Обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме;
- Сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;
- Подготовить учащихся к контрольной работе;
- Познакомить учащихся с историческим материалом по изучаемой теме.
Знания, умения, навыки:
- Отрабатывать навыки учащихся рациональному решению задач и примеров;
- Знание понятийного аппарата учащихся по теме «Обыкновенные дроби»;
- Уметь оценивать свои знания.
II. Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в выполнении работ.
- Воспитывать личностные качества: взаимопомощи, целеустремленности, находчивости.
- Продолжать формировать навыки работы в группах.
- Преодоление неуверенности в своих силах.
III. Развивающие:
- Развивать у учащихся интерес к предмету с помощью творческих заданий.
- Формирование наблюдательности, внимания.
- Развивать творческие способности учащихся путем групповой работы на уроке.
- Развивать устную и письменную речь, логическое мышление, самостоятельность.
Оборудование урока:
- Карточки-гири: карточка №1, карточка №2.
- Раздаточный материал.
- Карточки самооценки.
- Цветные листы А4 с заданиями.
- Мультимедиа проектор.
- Электронная презентация «Обыкновенные дроби».
Подготовка к уроку: класс делится на 3 группы.
Структура урока:
I. | Организационный момент. | 1 мин. |
II. | Вступительное слово учителя. | 4 мин |
III. | Путешествие в Замок Дробей. | 33 мин. |
1) Исторический зал. | 2 мин. | |
2) Читальный зал (работа в парах). | 3 мин. | |
3) Кухня Логики (работа в группах) | 6 мин. | |
4) Секретная комната (работа у доски) | 4 мин. | |
5) Тренажерный зал. а) физминутка; б) зрительные метки; в) конкурс по поднятию тяжестей. | 12 мин. 2 мин. 3 мин. 6 мин. | |
6) Башня Сравнений (индивидуальная работа). | 4 мин. | |
7) Озеро Раздумий (итог урока - самооценка). | 3 мин. | |
IV. | Постановка домашнего задания | 2 мин. |
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
1) Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня проведем урок такой,
Который будет посвящён
Интересной особе одной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте.
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.
2) Что же это за особы, о которых пойдёт речь?
- Внимание, загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь).
- А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся).
-Тема нашего урока: “Обыкновенные дроби”. Эпиграфом к нашему уроку будет следующее выражение: Действительное изображается в мышлении не в целых числах, а в дробях.
- Ребята, какие операции с дробями вы умеете выполнять? (ответы учащихся)
- А теперь определим цели урока (учащиеся предлагают свои варианты, учитель обобщает).
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
- А сейчас, внимание, нас ждёт увлекательное путешествие в Замок Дробей. (звучит песенка на мотив «Учат в школе»). У вас на партах лежат маршрутные листы.
3) Для начала зайдём на рыночную площадь и купим необходимые для экспедиции продукты. Назовите, какую часть хлеба, сока, консервов, чая возьмём: 1. Булка хлеба весит 900г. Каждый из нас должен взять булки. Сколько хлеба возьмет каждый?
2. В ящике 20 коробок сока. Нам нужно взять от количества всего сока. Сколько сока мы возьмем?
3. В магазине имеется 40 банок консервы. Нам нужно взять 21 банку. Какую часть банок от всех мы купим?
4. Пачка чая весит 250г. Нам потребуется пачки. Сколько чая мы возьмем с собой?
- Молодцы! Рюкзак собран, мы можем смело отправляться в путешествие. А скажите, с кем веселее в пути и любое дело спорится? От кого можно ждать помощи, если придётся трудно? (ответы учащихся).
- А когда друзья-одноклассники и учитель рядом, ничего не страшно, и вместе мы справимся с любыми трудностями. Итак, в путь!
III. Путешествие в Замок Дробей.
1)Исторический зал. (Сведения из истории математики)
Здравствуйте, уважаемые! Вы находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр историко-математических наук …(фамилия, имя).
Прошу для начала пройти в Исторический зал замка.
Первой дробью была дробь 1/2.
В Древнем Китае вместо черты использовали точку:
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 18 веке Максим Плануд – греческий монах, ученый математик. Дроби, у которых числитель больше знаменателя, в средние века назывались «ложными» в противовес правильным дробям, которые называли «реальными». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии.
На Руси дроби называли долями, позже «ломаными» числами. В старых записях найдены следующие записи дробей:
- У нас есть поговорка: «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказался в затруднительном положении.
- Итак, ребята, задача нашего путешествия – выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.
- Мы идём дальше. Трое ребят нас сейчас покинут. Они отправятся в Секретную комнату для того, чтобы открыть секрет трёх заданий (трое «сильных» учащихся решают у доски задание повышенной трудности, т.е. по одному человеку от группы).
2) Читальный зал.
- А мы, ребята, переходим в читальный зал. Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановим эти записи (работа в парах):
Карточка 1:
1.Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого.
2. Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое.
3. Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
4. Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю.
5. Неправильная дробь … правильной дроби.
6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой … больше.
7. Правильная дробь … 1.
8. Неправильная дробь … 1.
3) Кухня Логики.
- Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Логики (работа в группах по 5 человек).
А) Ответить на вопросы. Какая из дробей выражает четверть?
1. Какая дробь выражает половину?
2. Назовите правильные дроби.
3. Назовите неправильные дроби.
4. Сравните 1 и 2 дроби.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5. Из 3 дроби вычтите 8 дробь.
6. Сравните 5 и 8 дроби.
7. Какая дробь равна 1?
(проверяют по ключу-слайду).
Б) Подумайте, как составлен каждый ряд дробей, и продолжите его на 1 дробь:
а), , , , ….
б) , , , , … .
Какой ряд дробей записан по возрастанию (по убыванию)? ( проверяют по ключу-слайду).
В) А жители замка предлагают вам очередное задание.
Карточка 2:
Числитель | Кривая | Сравнение дробей | Правильная дробь |
Черта | Дробь | Сложение дробей | Десятичная дробь |
Знаменатель | Прямая | Луч | Неправильная дробь |
Отрезок | Ломаная | Вычитание дробей | Умножение дробей |
Обведите в кружок «лишнее» слово в каждом столбце. Дайте название каждому столбцу. Какой столбик попал в таблицу случайно? (проверка - устно)
4) Секретная комната.
- Жители Замка просят пройти в Секретную комнату, где ждут нас наши друзья. И сейчас по секрету всему свету они расскажут, как выполнили задания:
1. Из «Арифметики» Л.Н. Толстого. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег?
2. На покупку овощей хозяйка израсходовала 6р., что составляет имевшихся у нее денег. Затем она купила 2кг яблок по 7р. за килограмм. Сколько у нее осталось денег после этих покупок?
3. При каких значениях n дробь равна ? (Проверка – запись на доске)
5) Тренажерный зал.
- Продолжаем путешествие. Внимание, перед нами тренажёрный зал.
- Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Вы устали, ребята, сейчас отдохнём,
Чтобы дальше идти по Замку нам смело.
1. Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд).
- правильная дробь,
– неправильная дробь,
1,
,
,
2. Работа со зрительными метками.
По периметру кабинета расположены выражения на цветной бумаге, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно 3; 4; ; 5; 7; 12, .
4, , , 10, 9, 5, , 4 - .
Отдохнули?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов продолжать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и в клетку тетрадка?
Все ль правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку пять!
3. Конкурс по поднятию тяжестей.
- Ребята, мы всё ещё находимся в тренажерном зале. И сейчас объявляется конкурс по поднятию тяжестей. У вас на партах лежат гири с заданиями на категорию «Тяжеловес» и «Супертяжеловес».
- Каждая группа выбирает «гирю» по силам и выполняет задание в тетради (на выполнение заданий - 6мин, см. таблица).
- Подведём итоги конкурса. Начнём с категории «Тяжеловес» (проверяют по ключу-слайду). Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть (кто всё решил).
- Я вас поздравляю, вы – чемпионы!
- А теперь борцы сильной категории «Супертяжеловес» проверьте себя. Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть.
- Я вас поздравляю, вы – суперчемпионы!
- А есть ли среди вас борцы, поднявшие обе гири? А тем борцам, кому не удалось выполнить задание, я советую не огорчаться, а дома позаниматься и потренироваться. И тогда всё получится.
КАТЕГОРИЯ | ЗАДАНИЯ |
1. Задача. Расстояние от села до города 15км. Путник прошёл км этого расстояния. Сколько километров осталось ему идти? 2. Какие натуральные числа можно подставить вместо у, чтобы было верно неравенство . | |
1. Задача. На первой тарелке было фунта сливочного масла, на второй тарелке на фунта меньше, а на третьей – на фунта больше, чем на первой. Сколько граммов масла было на трех тарелках вместе, если считать фунт равным 400г? 2. Решить уравнение: |
- Вы порадовали меня своими успехами по поднятию тяжестей. Жители Замка тоже довольны вашими результатами.
6) Башня Сравнений.
- А сейчас мы поднимемся высоко-высоко по винтовой лестнице в Башню Сравнений.
- Здесь видимо что-то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит аккуратность и точность.
А) Предлагаю поработать по вариантам самостоятельно в тетрадях, располагая дроби в нужном порядке.
Девочки | Мальчики |
в порядке возрастания | в порядке убывания |
, , , ,, .
- Проверьте себя по ключу на слайде. Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно. У кого возникли затруднения? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Б) Внимание, 2 задание в Башне Сравнений: определить координаты точек.
Назовите дроби, меньшие 1, большие 1.
7)Озеро Раздумий. (итог урока)
- Около Замка Дробей находится прекрасное озеро – Озеро Раздумий. Это наш последний с вами этап.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, карточки самооценки и оцените свою работу.
- Кто оценил свою работу на «отлично»?
- Кто оценил свою работу на «хорошо»?
- Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
- Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.
IV. Постановка домашнего задания.
- На дом жители Замка предлагают вам следующие задания:
1. Решить задачу и красочно её оформить на листе А4:
Пришёл старик к синему морю.
Разыгралось синее море.
Закинул старик 1 раз удочку в море –
Поймана рыбка массой 1 500 граммов.
Старик 2 раз закинул удочку в море –
Поймана рыбка массой 3/5 от массы первой.
Какова же масса двух рыбок?
2. Разноуровневые задания.
1)№ 1726 – на «3»;
2)№ 1732 – на «4»,
3) № 1728 – на «5»
-Дорогие ребята! Мы покидаем Замок Дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу.
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!
Урок окончен.
Литература:
- Виленкин Н.Я. Программа для общеобразовательных школ МО РФ по математике.- Дрофа, 2002 г.
- Глейзер Г. И. История математики в школе – М.: Просвещение. 1982.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Математика. 5 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2006.
- Материалы из Интернета.
- Ромашко И. Как подготовить и провести открытый урок. – //Математика. Приложение 1 сентября. № 21/2006 г.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике. – М.: Классикс Стиль, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"
Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....
Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!
Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...
Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;
Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....
Урок алгебры в 8 классе по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ
Урок алгебры в 8 классе по теме "Основное свойство дроби. Сокращение дробей" для классов с учащимися с ОВЗ....
Самостоятельная работа по теме "Деление и дроби, сравнение дробей, приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей" для 5 класса
Самостоятельная работа по математике разработана для 5 классов, к учебнику Бунимович. Содержит 4 варианта....