календарь
учебно-методический материал (алгебра, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРЬ
Слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Календарем принято называть систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющуюся особенно отчетливо в движениях небесных светил.
- Первичные формы счисления времени.
По богатому этнографическому материалу можно проследить, как одинаковые формы хозяйственного уклада приводят к образованию сходных календарных понятий. У всех народностей имеется понятие года; год подразделяется на сезоны, число которых чаще всего равно четырем, но может доходить до семи. Сезоны распадаются на менее крупные интервалы (от 10 до 12 в году), имеющие связь с лунными месяцами. Названия месяцев отражают хозяйственную основу быта, так, например, у сибирских эвенков-оленеводов имеется месяц «когда олень обдирает кожу с рогов», месяц «отела»; у тунгусов с берегов Амура есть месяц «прихода кеты», месяц «икрометания». Наблюдения светил имеют несомненную связь со счетом времени; у нанайцев имеется месяц «когда голова Медведя перед рассветом заходит». В тропических странах двойной цикл полевых работ (2 посева и 2 жатвы) совпадает с определенным положением на небе созвездия Ориона, в других странах столь же важную роль играют Плеяды.
- Календарь майя.
В основу календаря майя была положена мифическая начальная дата – 13 августа 3113 года до нашей эры. От нее – то путем простого отсчета количества прошедших дней и велось летосчисление.
Календарная система майя включала 269-дневный счет по 13 дням недели (связан с периодом беременности - "цолькин"), 365-дневный счет, сориентированный по Солнцу (состоял из 17-20-дневных месяцев и пяти добавочных дней - "хааб"), и 52-летний большой цикл, разработанный на основе комбинации двух первых календарей.
Большую роль в жизни майя играли 20-летний малый (короткий счет - "катун") и лунный циклы.
Для обозначения чисел и месяцев майя использовали точки и линейки.
Математике и календарю подчинялась даже архитектура. Майя строили свои сооружения не в силу необходимости, а тогда, когда им приказывал это календарь: каждые 5, 10 и 20 лет. И обязательно с указанием даты постройки. Это было связано с убеждением в существовании тесной взаимосвязи Земли и Космоса, основанной на принципах гармонического резонанса.
Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчетам, продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня. Майя вычислили значение в 365,2420 дня. Разница – всего в две десятитысячные. Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет.
- Древний китайский календарь.
Над составлением и усовершенствованием календаря китайские астрономы трудились много веков. Примерно за тысячу лет до нашей эры ими была уточнена продолжительность лунного месяца и солнечного года: соответственно 29,5 суток и 365,25 суток. На этой основе и были созданы лунно-солнечные календари.
Месяцы по такому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходился на январь-февраль; к этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась, и наступал период подготовки к весенним полевым работам. Месяцы не имели собственных названий, а только порядковые номера: первый, второй, третий и так далее.
В период династии Цинь (246-201 до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. Деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанное с движением Луны.
При помощи такого сезонного календаря крестьянам было легче определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы. Вот фрагмент календаря «Ся-сяо-чжень», использовавшегося в эпоху Ся:
«I месяц. В начале ночи созвездие Цан (Орион) бывает в середине неба, хвост Большой Медведицы обращен книзу. В начале года земледельцы приготавливают сохи и выходят для размежевания полей; приносят жертву изобретателю сохи... После морозов греет Солнце и все оттаивает. Выходят из нор полевые крысы... Опушаются ивы. Куры садятся на яйца и выводят цыплят. В это время бывает большой ветер...
III месяц. В начале ночи созвездие Цан скрывается на западе. Молятся об урожае пшеницы, так как в этом месяце бывают небольшие засухи. Цветут тополя... подрастают ягнята. Полевые крысы превращаются в перепелок...
IX месяц. Высевают озимую пшеницу. Воробьи, скрываясь в море, превращаются в устриц».
Деление календарного года по климатическим периодам является одной из особенностей китайского календаря. В деревнях часто применяют сезонный календарь и в настоящее время. С ним связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основе многолетних наблюдений за явлениями природы.
Календарь использовался и для астрологических целей. В нем отразилась вера людей в предсказания. Древние китайцы верили, что по расположению небесных светил можно определить свою судьбу, выбрать удачный день для начала тех или иных дел, избежать опасности. Так, например, второй день I месяца считался несчастливым, в этот день нельзя было начинать никаких важных дел. Третий день I месяца считался удачным для начала торговых дел. А в четвертый день рекомендовалось брить голову, приниматься за лечение и тому подобное.
Вера в астрологию заставляла постоянно совершенствовать календарь, изобретать все новые и новые способы счета времени.
Китайский календарь не имеет аналогов среди европейских календарей. Это так называемый 60-летний циклический календарь.
С глубокой древности в Китае ведут счет времени по «Таблицам циклических знаков». Точная дата введения циклических знаков неизвестна. Легенда относит зарождение циклических таблиц для счета времени к эпохе полулегендарной династии Хуан Ди. Достоверно известно, что этот способ уже применялся во времена периода Чуньцю («Весна и Осень», 722-481 до н.э.). Началом китайского летосчисления принято считать 2387 г. до н.э. «Таблицы циклических знаков» применялись в Китае вплоть до революции 1911 г. В Пекинском университете хранятся кости животных и панцири черепах с вырезанными на них циклическими знаками 60-летнего цикла.
Китайский календарь — это календарь лунно–солнечно–юпитерианский. С древнейших времен в странах Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения не только Солнца и Луны, но и Юпитера и Сатурна. Хотя астрономическая наука тогда еще не располагала точными данными о времени обращения планет (считалось, что все планеты вращаются вокруг Земли), все же было определено, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12, а Сатурн — за 30 лет. Кроме того, придавая большое значение символике чисел, и особенно поискам циклов в движении космических тел, китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Так, они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять оборотов.
Каждый год внутри круга получает свое иероглифическое обозначение. Построение цикла показано в таблице 1, состоящей из 5 двойных столбцов, соответствующих 5 «стихиям», или «элементам» (дерево, огонь, земля, металл, вода – их знаки: Му, Хо, Ту, Цзинь, Шуй). Каждая стихия может быть представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы) или женском (четные столбцы). Так получаются 10 шестичленных периодов, или «небесных ветвей»; каждая из них имеет свой циклический знак. Каждая из 12 строк составляет один пятичленный период, или одну «земную ветвь» со своим циклическим знаком; каждая из ветвей обозначается еще названием животного (мышь, корова, тигр и т.д.).
В нечетные «земные ветви» входят только номера годов из мужских столбцов; в четные – только годы из женских столбцов. Каждый год получает двойное название (первое – знак столбца, второе – знак строки). Так, год первый имеет циклические знаки Цзя-Цзы, его название – год «дерева и мыши», год 7-ой имеет знаки Гэн-У и называется годом «металла и коня» и т.д. Переход от года данного цикла к следующему году соответствует переходу в таблице направо вниз по диагонали. Если известен 1-й год данного цикла в европейском счислении, то обозначение любого другого года внутри цикла легко определить по таблице. Так, 1-м годом текущего теперь китайского цикла был 1924 н.э. Поэтому 1955 год, который является 32-м годом того же цикла, есть год «дерева и овцы». 60-летняя система счета годов получила название «бытовой».
После китайской революции 1911 года с 1 января 1912 года в Китае стали применять наряду с 60-летним циклическим календарем и григорианский календарь. В настоящее время много периодических изданий выходит с двойной датой: по григорианскому календарю и по 60-летнему циклическому.
- Древнеегипетский календарь
Древнеегипетский календарь, связанный с видимым годичным движением Солнца, является прообразом всех так называемых солнечных календарей. Он был создан еще в 4-м тысячелетии до н. э. с целью регулирования полевых работ.
Известно, что около 2800 до н. э. основной единицей счёта времени был год; он делился на 3 сезона (наводнение, зима и посев, жатва) по 4 месяца в каждом. Месяц подразделялся на 3 декады, то есть имел 30 дней. После 12 месяцев в календарь вставлялись ещё 5 дополнительных дней. Таким образом, все годы имели одинаковую длину в 365 дней. Начало календарного года фиксировалось днём первого видимого (или гелиакического, то есть происходящего на фоне зари) восхода Сириуса ( Большого Пса). В древнейшие периоды египетской истории первый восход Сириуса на широте Мемфиса приходился приблизительно на 19 июля, если считать по так называемому юлианскому календарю. Но в те эпохи эта дата почти совпадала с днём летнего солнцестояния (ныне оно передвинулось на 22 июня). В дни солнцестояния происходит разлив Нила — событие первостепенной важности для земледельческого Египта. Однако средний промежуток между двумя гелиакическими восходами Сириуса равен не 365 дням, а почти точно 365,25 дня. Поэтому, продвигаясь постепенно вперёд по всем датам календарного года, восход Сириуса обходил весь круг египетских календарных дат в 3654=1460 египетских лет; но так как только 1461 египетский год по 365 дней равен 1460 годам Сириуса по 365,25 дня, то цикл заканчивался лишь после истечения этого промежутка времени («периода Сотиса»). Таким образом, календарный египетский год в 365 дней был «блуждающим» по отношению к солнцестоянию и к первому восходу Сириуса.
- Армянский календарь и календарь Омар Хайяма. Александрийское счисление.
Система египетского блуждающего года получила некоторое распространение в Средней Азии; там она действовала с 7 века н. э. параллельно с системой мусульманского лунного календаря. Подобная же система действовала в Армении; после 12 месяцев по 30 дней вставлялось 5 дополнительных дней. Начальная эра этого счисления, то есть 1-е навасарди 1-го года армянской эры, приходилась на 10 июля 552 н. э., но с каждым 4-летием начало армянского года отступало на 1 день назад в счёте по юлианскому календарю. Совпадение начальных дней обоих счислений произошло только в 14 веке (1-е навасарди 766 армянской эры есть 1-е января 1317 н. э.). Несколько позднее армянский календарь (так называемый «томар») был заменён юлианским.
Знаменитый таджикский поэт и учёный Омар Хайям (ум. в 1123) создал один из самых совершенных солнечных календарей. В нём на 33 года приходится 8 високосных лет, таким образом, средняя длина года в этом цикле равна 365,24242 дня, что больше истинной длины тропического года всего на 19 сек. Начальная эпоха этого счисления («эра Джалала, или эра Малики») — 15 марта 1079 года.
В Египте во: время правления римского императора Августа (27 до н.э.— 14 н.э.) был тоже совершён переход от блуждающего года к более совершенным формам счисления. В ту эпоху начало египетского года (1-е тот) приходилось на 29 августа (считая по юлианскому календарю). С целью навсегда удержать 1-е тот в том же положении относительно солнцестояния и первого восхода Сириуса, 4-летие с 26 по 22 год до н. э. было удлинено на один дополнительный день, затем такие же вставки (интеркаляции) делались 1 раз в 4 года. Так возникло Александрийское счисление; средняя длина года в нём равна 365¼ дня. От юлианского календаря оно отличается только тем, что 6-й дополнительный день вводится на 3-м году 4-летнего цикла; поэтому 1-е тот соответствует всегда либо 30 августа (в годах, предшествующих юлианским високосам), либо 29 августа во всех остальных. Начальная эра этого счисления 29 августа 284 н. э. («эра Диоклетиана»).
- Мусульманский лунный календарь.
Мусульманский лунный календарь, так называемый хиджра, является единственным, в котором течение календарных месяцев связывается только с изменением фаз Луны. К чисто лунному календарю предъявляется только одно условие: начало календарных месяцев должно по возможности соответствовать моментам новолуний; поэтому единственный эталон длительности в этой системе есть средняя длина лунного синодического месяца, или месяца лунных фаз, равная 29 дням 12 часам 44 минутам 2,9 секундам = 29,530588 дня. В лунном календаре естественно считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней. 12 таких лунных месяцев дают лунный год в 354 дня; он на 11 дней (в среднем) короче тропического года, поэтому начала лунных годов отступают в нашем счислении с каждым лунным годом на 11 дней и обходят весь круг времён года приблизительно в 33 года. Хотя лунный календарь мало пригоден для планирования хозяйственной жизни, им по традиции пользуются народы Турции и Пакистана. До Великой Октябрьской социалистической революции он применялся и у некоторых народностей СССР. Так как продолжительность 12 лунных месяцев равна 354,3071 дня (а не 354 дням), то и в календарь вводились удлинённые (так называемые лунно-високосные) годы в 355 дней. Распределение их в календаре будет наилучшим тогда, когда цикл из определённого числа лунно-високосных и лунно-простых лет (по 354 дня) будет в возможной точности равен целому числу дней; таких циклов два: «турецкий», где на протяжении 8 календарных лунных лет вставляется 3 високосных, и «арабский», в котором на 30 календарных лунных лет приходится 11 високосных. Ошибка первого составляет +0,06 дня, второго — всего –0,01 дня; эта последняя достигает 1 дня только через 100 циклов, то есть через 3 тысячи лет, следовательно, этот цикл весьма точен. В лунно-високосных годах на 1 день удлиняется последний месяц. Началом счисления в годах хиджры принимается первый день первого месяца того года, в котором, по преданию, произошло бегство, или переселение, Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину: по юлианскому календарю 16 июля 622 н. э. (пятница).
- Лунно-солнечное счисление. Основные циклы.
Задачи, стоящие перед так называемым лунно-солнечным календарем, значительно сложнее, так как он должен быть согласован и со сменой лунных фаз и с наступлением начал астрономического года, то есть с равноденствиями. Для определения соответствующих циклов исходим из основных данных:
1 солнечный год — 365,2422 суток
1 лунный месяц – 29,5306 суток.
Отсюда получаем отношение:
Дробная часть этого отношения, будучи развёрнута в непрерывную дробь, даёт следующие подходящие дроби:
Предпоследняя из них приводит к следующему приближённому равенству:
1 солнечный год = лунного месяца, или 19 солнечных лет=235 лунным месяцам, что служит основой лунно-солнечного календаря. Календарные лунные месяцы имеют либо 29, либо 30 дней (в первом случае они называются «пустыми», во втором — «полными»). Считая солнечный год, как у александрийцев, равным З65¼ дня, найдём: 19 солнечных лет = 69393/4 дня = 235 лунным месяцам. Взяв 110 пустых и 125 полных, получим как раз 6940 дней. Итак, 19 солнечных лет приближённо равны 110 месяцам пустым + 125 полным. Этот результат составляет так называемое «золотое правило» хронологии, высказанное впервые древнегреческим астрономом Метоном (в 433 до н.э.). Оно служит основой почти всех действовавших лунно-солнечных систем. Для приспособления его к календарю следует только распределить все месяцы по 19 годам круга. Обычно считают 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет по 13 лунных месяцев. Вставные тринадцатые месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. έμβολισμός — вставка, включение). Порядковое число года в 19-летнем круге называется золотым числом этого года.
- Древневавилонский и древнееврейский календари.
Древневавилонский календарь был выработан уже в начале 3-го тысячелетия до н.э. Год состоял из 12 месяцев; начало их определялось непосредственным наблюдением первого появления лунного серпа. Когда с течением времени первый лунный месяц года слишком далеко отходил от весеннего равноденствия, год удлинялся вставкой 13-го месяца. Происхождение этих вставок, несомненно, связано со сменой времён года — основой периодичности хозяйственной деятельности людей. В 6 веке до н. э. в Вавилоне применялся неточный 8-летний круг, а с 380 до н. э.— исключительно 19-летний круг.
Та же система лунно-солнечного календаря лежала и в основе древнееврейского летосчисления; но окончательная выработка довольно сложных правил этого календаря произошла только в 5 веке н. э. На 19 лет круга полагается 7 лет по 13 лунных месяцев. Поэтому календарные годы могут быть или обыкновенные (длина их 353, 354 или 355 дней), или же эмболисмические (их продолжительность — 383, 384 или 385 дней). Вставной месяц повторяет 6-й месяц года (адар) и носит название второго адара (веадар). Начальным месяцем в древности был весенний месяц нисан; 15-го числа этого месяца празднуется еврейская пасха. В последние столетия перед нашей эрой начало еврейского года было перенесено на осень (новолуние осеннего месяца тишри). Начальная дата еврейского летосчисления есть условный момент 7 октября 3761 до н. э., это так называемая эра иудеев.
- Древнегреческий календарь.
В Древней Греции действовали исключительно упомянутые выше циклы. Установление «октаэтериды», то есть 8-летнего круга, относится к 6 веку до н. э. В этом круге считали 48 пустых месяцев и 51 полный, что даёт 2 922 дня с довольно значительной ошибкой в 1,5 дня против действительной продолжительности 99 лунных месяцев (2923,53 дня). Год начинался обычно с летнего солнцестояния; поэтому в календаре, согласованном с Солнцем, начала лунных календарных месяцев должны были через несколько циклов заметно отходить от дней новолуния. В основу древнегреческой хронологии историк Тимей (р. ок. 345—340 — ум. ок. 250 до н. э.) положил счёт времени по олимпиадам — всенародным празднествам и играм, происходившим 1 раз в 4 года в Олимпии. Эрой олимпиад принимается лето 776 до н. э.; по преданию, в этом году происходила первая олимпиада. Годы в этом счислении обозначаются номером олимпиады и номером года в 4-летии, что записывается, например, так: олимпиада 117,3, причём олимпиада 1,1 соответствует 776 до н. э. Для перевода этих датировок в обычный исторический счёт в годах до нашей эры нужно номер олимпиады, уменьшенный на 1, умножить на 4, прибавить номер года в данной олимпиаде, тоже уменьшенный на 1, и вычесть сумму из 776; так, например, олимпиада 117,3 соответствует 776 — (1104 + 2) = 310 до н. э.
- Древнеримский календарь и его реформа при Юлии Цезаре.
Первичной формой счисления времени у древних римлян служил аграрный год, непосредственно связанный с циклом полевых работ. В ранние периоды римской истории этот аграрный год начинался с марта; он состоял из 10 месяцев, носивших привычные для нас названия, кроме 5-го и 6-го месяцев (лат. quintilis от quintus — пятый и sextilis от sextus — шестой). Около 700 до н. э. число месяцев было увеличено двумя, вставленными перед мартом (январь и февраль). Кроме того, тогда же была введена в Риме и примитивная форма лунно-солнечного летосчисления. Возникла необходимость определять дни новолуний либо непосредственным наблюдением первого появления серпа молодой Луны, либо предвычислениями. Эти обязанности постепенно перешли к касте жрецов (понтификов); в классовых интересах верхушки рабовладельческого общества они могли вносить произвол и путаницу в счёт времени. Календы издревле являлись днём денежных расчётов; передвигая дни календ, можно было нарушать все сроки обязательств, внесения налогов и т. п. Устранение произвола и путаницы в действующем календаре стало острой экономической проблемой, требующей разрешения. В 46 до н. э. Юлий Цезарь произвёл коренную ломку римского календаря. По совету египетского учёного Созигена он перешёл к простым формам египетского солнечного года. В календаре Цезаря продолжительность четырёхлетия была определена в 1461 день; она получилась из сочетаний 3 лет по 365 дней и 1 года в 366 дней; начало года было перенесено на 1 января, с которого начинался римский хозяйственный год, но продолжительность отдельных месяцев была существенно изменена.
Весьма своеобразен у римлян был счёт дней внутри каждого месяца. Они не обозначали их порядковыми числами: 1-е, 2-е и т. д., а отсчитывали всегда назад от 3 определённых моментов внутри каждого месяца; то были упомянутые уже календы (Calendae) — первый день месяца, долженствовавший совпадать с новолунием, затем ноны (Nonae) — день первой четверти Луны, наконец, иды (Idus) — полнолуние. Римляне говорили, например: «в шестой день перед мартовскими календами», или «в третий день перец январскими нонами» н т. п.
В новом календаре остался только 1 вставной день. Цезарь поместил его тоже в феврале, в наших обозначениях между 23 и 24 февраля; у римлян этот день назывался ante diem bissextum Calendas Martias, то есть повторный шестой день перед мартовскими календами; из сочетания слов bis sextus возникло впоследствии одно слово: bissextus, откуда произошло русское «високос». Роль этого дня теперь играет 29 февраля, вставляемое в календарь один раз в четырёхлетие. Правильное применение юлианского календаря началось с 7 года н. э., с этой эпохи и вплоть до григорианской реформы все годы юлианского календаря, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Тогда же месяцы «квинтилис» и «сек-стилис» были переименованы в июль и август (в честь Юлия Цезаря и Октавиана, получившего титул Августа, то есть «священного»).
- Календарь в допетровской России.
Древнеславянские названия месяцев, которые перешли в ряд славянских языков и отчасти удержались, например, в украинском и белорусском, свидетельствуют о большом внимании к явлениям природы. Таковы, например, Травень, Листопад, Грудень, Студень и т. д. Однако уже в летописях эти названия уступают место привычным нам латинским (и созвучным с ними новогреческим).
С 14—15 вв. в церковно-славянском изложении календарных вопросов создаётся несколько новых хронологических элементов. Важнейший из них есть так называемый «вруцелето», то есть день недели на 1 сентября текущего года. Эти дни, из которых первый есть «неделя», то есть воскресенье, обозначались буквами славянского алфавита (неделя – аз, понедельник – веди, и далее: глаголь, добро, есть, зело, земля). Зная «вруцелето» для данного года, можно без труда определить день недели (в современном смысле) на любую дату этого года. Эра русских летописцев «от сотворения мира» (отнесенного к 21 марта 5509 года до н.э.) применялась в двух «стилях»: первично началом года считалось 1 марта, а с конца 15 века (по-видимому, с 1492) начало года было перенесено на 1 сентября. Сентябрьское начало года и счисление лет «от сотворения мира» удержались на Руси до 1700 года. Петр I указом от 15 декабря 1699 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 года н.э.
- Григорианская реформа календаря.
В юлианском календаре и в александрийском счислении средняя длина года принята равной 365 дням 6 часам; она больше действительной длины тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет астрономическое равноденствие происходит на 1 день раньше, чем это следует по календарю. В 325 году на Никейском церковном соборе впервые был составлен так называемый христианский календарь. Весеннее равноденствие в этот год приходилось на 21 марта. Постановлением Никейского собора день равноденствия был «навсегда» связан с 21 марта по юлианскому календарю. Поэтому непрерывное отступление равноденствия от этой даты являлось изъяном календаря, требовавшим устранения. Неточность календаря стала предметом богословских споров. Вопрос об исправлении календаря дебатировался на пятом лютеранском соборе (1512—17), куда Николай Коперник был приглашён представить своё мнение о календарной реформе. Коперник считал, что длина года еще недостаточно точно известна, чтобы исправлять календарь. Реформа была проведена лишь в конце 16 века при папе Григории XIII (в 1582). Было предписано следующую после четверга 4 октября 1582 пятницу считать 15 октября. Весеннее равноденствие 1583 года с 11 марта было возвращено на 21 марта, в чём и состояла первая задача григорианской реформы; таким образом, осуществился переход на новый стиль. Помимо этого, реформа предусмотрела и исправление юлианского календаря. Так как юлианский календарь опаздывал почти на 3 дня в 400-летие, было решено впредь каждые 400 календарных юлианских лет укорачивать на 3 дня. Для этого годы, порядковое число которых делится на 100, стали считать високосными только в том случае, когда число сотен в них делится на 4. Исходная 10-дневная разница обоих календарей (старого и нового стилей) в последующем нарастает: в 18 веке — 11 дней, в 19 веке — 12 дней, в 20 и 21 веках — 13 дней, в 22 веке — 14 дней и т. д.
Средняя величина года в григорианском календаре превосходит истинную длину тропического года на 26 секунд; эта ошибка составит 1 сутки лишь за 3300 лет. Григорианский календарь был немедленно введён в действие во Франции, Италии, Испании и Португалии; в других странах — значительно позднее. В дореволюционной России вопрос о переходе на новый общераспространённый стиль несколько раз безуспешно выдвигался прогрессивными кругами общества, и лишь после Великой Октябрьской социалистической революции вопрос о реформе календаря получил своё разрешение. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 новый календарь был введён с 1 февраля (по старому стилю) 1918: вместо 1 февраля старого стиля считалось 14 февраля нового стиля.
- Календарь французской революции 1798 года.
На следующий же день после свержения королевской власти во Франции (21 сентября 1792 года) было объявлено, что отныне «все общественные акты будут датироваться 1 годом Свободы». Через несколько месяцев был подготовлен детальный проект нового календаря, узаконенный Конвентом 5 декабря 1793 года. Основные элементы нового летосчисления были следующие: христианская эра и григорианский календарь отменяются; начало года с 1 января переносится на день осеннего равноденствия; первый год французской эры начинается 22 сентября 1792 года (которое совпало с днём равноденствия). Никакой системы вставки високосных годов по 366 дней не устанавливается, начало года определяется каждый раз астрономическими вычислениями. Впрочем, високосные годы в дальнейшем шли либо 1 раз в 4 года, либо 1 раз в 5 лет, когда они назывались «задержанными». Год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, месяцы делились на 3 декады. После 360 дней вводились 5 или 6 «дополнительных» дней (первично названных «санкюлотидами»). Праздничными днями считались: 1-й день 1-го месяца, 10-й, 20-й, 30-й день каждого месяца и все дополнительные дни. Названия дней недели имели в основе латинские количественные числительные: primidi – первый день, duodi – второй день, tridi – третий день, quartidi - четвёртый день (от лат. Primus — первый, duo — два, tres — три, quartidi — четвёртый и dies — день) и т. д. Названия месяцев приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Месяцы календаря французской революции 1789 года. | ||
Осенние | вандемьер | месяц сбора винограда |
брюмер | месяц туманов | |
фример | месяц заморозков | |
Зимние | нивоз | месяц снегов |
плювиоз | месяц дождей | |
вентоз | месяц ветров | |
Весенние | жерминаль | месяц произрастания |
флореаль | месяц цветения | |
прериаль | месяц лугов | |
Летние | мессидор | месяц колосьев |
термидор | месяц жары | |
фрюктидор | месяц плодов |
Республиканский календарь был отменён в 1806 году, в период наполеоновской империи, и был вновь восстановлен во время Парижской Коммуны: март и апрель 1871 года считались месяцами жерминалем и флореалем 79 французской эры. После этого вновь был введён григорианский календарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный календарь
Памятные даты для школы...
Школьный календарь
Презентация воспитательной деятельности школы в течении года. Данная презентация идет под песню "Лучшая из школ" (бедет размещена в аудиозаписях)....
Литературный календарь
Этот календарь может быть элементом оформления кабинета по литературе....
сценарий заочного путешествия по народному календарю "Примечай будни, а праздники сами придут"
Сценарий разработан для проведения праздника «Примечай будни, а праздники сами придут» с воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»....
Беседа "Народный календарь в январе: Рождество, Святки" для детей 6 класса коррекционной школы VIII вида.
Методический материал для детей коррекционной шкоолы 8 вида. Дети познакомятся с историей возникновения праздника Рождества, Святками, колядками. А также узнают, какие существуют приметы о погоде в Ро...
Лирический календарь природы И.А.Бунина
Мастер-класс по лирике И.А.Бунина...
Литературный календарь 2017. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 2018 - 2019
Писатели- юбиляры и книги - юбиляры...