Урок- игра 20 задач
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок «20 задач»
...звонок с урока
Двадцати задач
Мои ученики не слышат.
Вот уже несколько лет я провожу уроки «20 задач»; уроки, на которых знания учащихся становятся глубокими и прочными, приводятся в систему, т.е. на этих уроках создается база для развития познавательной активности математического творчества. Это уроки стимулирующего контроля и диагностики, на которых созданы условия для работы каждого ученика, где есть возможность вовремя помочь тому, кому трудно, увидеть того, кому пора создать более высокие интеллектуальные трудности; уроки, на которых идет развитие учеников с различными подструктурами мышления.
Необычная форма урока не утомляет, а вызывает большое желание работать.
А происходит это так.
Сразу после звонка в течение 3–5-ти минут повторяем теорию (в парах или фронтально). Затем переходим к задаче 1. Если большинство учеников поднимают руки, т. е. знают, как ее решать, мы сразу переходим к задаче 2. Если она вызывает затруднение у большей части учащихся, то мы решаем ее вместе и т. д. Когда решена последняя, 20-я, задача, спрашиваю: «Кто знает решения всех задач?» Таких всегда находится 1–5 человек, не больше. Их приглашаю к доске. Теперь у меня есть помощники. Те учащиеся, у которых вызывает затруднение одна задача, задают вопрос любому из моих помощников – «учителям». После снятия затруднения число моих помощников увеличивается. Теперь задают вопросы те, у кого не решены две задачи. Помощников-«учителей» становится уже больше (около 50%). Теперь они расходятся по рабочим местам – к доскам (а доски в классе висят на трех стенах, поэтому места хватает всем). 24 ученика работают у досок, а остальные (их не более трех) работают за партой, на переносных индивидуальных маленьких досочках.
Итак, те учащиеся, у которых остались вопросы по нерешенным задачам, расходятся по желанию к «учителям», и идет работа в парах. В классе рабочий шум. Сначала ученик задает вопросы своему «учителю», а потом сам отвечает на вопросы «учителя». Как правило, простые задачи решаются очень быстро, и более детально «учитель» останавливается на более сложных задачах. Первая пара закончила работу и подходит ко мне. Остальные ученики настолько увлечены работой, что не слышат меня. Прозвенел мой колокольчик. «Кому нужна помощь? – спрашиваю я. – У нас есть еще два консультанта». Я поздравляю этих учеников, ставлю им оценки в дневник: «учителю» – «5», а «учитель» сам говорит оценку своему ученику.
Если помощь консультантов никому не нужна, то эти учащиеся получают индивидуальное задание.
Как правило, ученики звонка с урока не слышат, им хочется рассказать все 20 задач своему «учителю».
В дневниках у всех хорошие и отличные оценки (за 18–20 задач – оценка «5»; за 15–17 задач – оценка «4»; троек, как правило, не бывает). Урок «20 задач» успешно проходит и 1 сентября, и в последний день учебной четверти (примерно два урока в четверти по геометрии и алгебре).
После урока «20 задач» на следующем уроке оформляем 3–4 задачи (по желанию учащихся), как правило, более сложных. Теперь можно проводить контрольную работу. Спокойна и я, и ученики. К контрольной работе мы готовы.
Проводя уроки «20 задач» я, конечно, использую наработанный материал, но всегда что-то изменяю, так как учебники меняются очень часто.
Урок «20 задач» – это:
- урок, на котором нет отсутствия мысли, так как каждый ученик 15–20 минут говорит сам;
- консультация: есть возможность побывать в роли учителя, помочь однокласснику;
- урок, который помогает не допускать пробелов в знаниях учащихся;
- урок повторения ранее изученного материала;
- урок, который способствует прочному усвоению материала, его закреплению;
- урок, который не допускает «забывания» ранее изученного материала;
- урок, который помогает систематизировать материал;
- урок подготовки к контрольной работе;
- урок, на котором все ученики чувствуют себя уверенно и свободно;
- урок, который развивает активность, самостоятельность, интерес;
- урок, на котором осуществляется пропедевтика;
- ориентация на профессию учителя;
- большой зачет;
- маленький экзамен;
- праздник;
- когда слышу возглас: «Вот теперь-то я понял!»;
- когда мои ученики не слышат звонка с урока;
- когда все получается, когда в дневниках пятерки и четверки;
- один из самых результативных уроков;
- урок, от которого получаю удовлетворение.
На уроке «20 задач»:
- работаю с азбукой (по геометрии);
- развиваю глазомер у учащихся;
- включаю задачи с ошибкой;
- на раннем периоде обучения ввожу формулы;
- на ряде задач отрабатываю теоремы, определения;
- на более раннем периоде обучения ввожу новые понятия;
- большое внимание уделяю в планиметрии тем задачам, которые являются базовыми в стереометрии;
- учу моих воспитанников учиться.
Подготовка учащихся к проведению урока «20 задач»
Оборудование кабинета: передвижные классные доски, боковые классные доски и т. д.
Создание психологического микроклимата в классе.
Создание пар «учитель – ученик» (в более подготовленном классе).
Создание групп (3–5 человек в зависимости от подготовленности класса).
Проводятся уроки одной задачи (в период подготовки к уроку «20 задач»).
Особое внимание уделяется теории.
Дома учащиеся решают 10 задач (желающие – 20), в тетради оформляются две любые.
У учащихся большое желание знать решение задач, так как некоторые из них будут на уроке «20 задач».
Главное в работе
Развиваю познавательный интерес учащихся.
Управляю процессом усвоения.
Создаю хороший микроклимат, эмоциональный настрой.
Одобряю учеников за любой вопрос к учителю, стараюсь доказать всему классу, почему именно этот вопрос важен.
Замечаю рост каждого ученика.
Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как в классе, так и дома, как можно больше работали самостоятельно.
«Плюсы» урока «20 задач»
Учащиеся сознательно приходят к необходимости знания теории.
Учащиеся учатся рассуждать.
Учащиеся учатся говорить.
Учащиеся очень увлекаются, не слышат учителя (появился колокольчик).
Нотации читать некогда: каждая секунда на учете.
На обычных уроках вместо замечания достаточно сказать: «А на уроке «20 задач» будет...».
Мои бывшие ученики мне порой говорят: «А помните уроки «20 задач»?». Помню! И этим все сказано.
Что можно сделать на основе урока «20 задач»
Уроки «20 задач» по математике в 5-х классах.
Геометрический материал в 5–6-х классах.
Работа с азбукой геометрии в 7-м классе.
Уроки «20 задач» по алгебре в 6–9-х классах.
Уроки «20 вопросов» по алгебре в 6–11-х классах.
Урок «20 вопросов» по геометрии в 7–11-х классах.
Математика
Примерные подборки 20-ти задач для разных классов
1 сентября
5 класс
1. 61.
2. 20.
3. 1 – 1 : 1.
4. 27 : 9 – 3.
5. 15 – 10 : 5.
6. (12 + 6) : 3.
7. a – a : a.
8. 64 : 8 = 8, а 6464 : 8 = ?
9. 108 : 3 = 36, а 1008 : 3 = ?
10. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = ?
11. 5 + 8 – 5 – 8 = ?
12. 108 на 13 меньше x. Найдите x.
13. Даше 8 лет. Она младше Оли на 3 года. Сколько лет Оле?
14. Я задумала число и прибавила к нему 29, получилось 36. Какое число я задумала?
15. Коля на 5 лет младше брата, а брату 12 лет. Сколько лет Коле?
16. Число x на 13 больше, чем a. Найдите x, если a равно 21.
17. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся?
18. Грузовик и «Жигули» выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Какое расстояние будет между ними через 3 ч, если vгр = 60 км/ч, vж = 90 км/ч?
19. Сережа решал задачу полчаса, а Вася – четверть часа. Кто быстрее решил задачу и на сколько минут?
20. Скорость реки 2 км/ч. Какой путь проплывет плот за 5 ч?
Помогают законы
1. 27950. | 11. 6a – 2a. |
Уравнения
1. 1 : x = 1. | 11. 24x = 92 – 20. |
Десятичные дроби
1. 3,41 + 5. | 11. 0,04 : 0,0200. |
5 класс
Задачи на движение
5-6 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Основные задачи на проценты"
Урок-игра "Задачи на проценты", 5 класс...
Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Урок посвящен году российской истории.Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку....
Урок-игра "Математические задачи от русских писателей"
Работа выполнена в табличном редакторе EXEL и содержит знакомые математические задачи от русских писателей.Решив эти задачи ,учащиеся узнают ,например,какого роста был Конек -горбунок и ка...
урок -игра в 5 классе "Решение логических задач"
Данный урок проводился с применением технологии решения прикладных задач, урок- игра, на котором отрабатываются навыки решения логических задач....
Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"
Бинарный урок-игра по математике в 6 классе по теме "Решение задач, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. В мире животных"...
Урок - игра "Путешествие по лабиринтам" в 5 классе по теме "Задачи на проценты" с презентацией.
Конспект уроеа по математике в 5 классе по теме "Задачи на проценты". Урок - игра. Презентация к уроку....
Урок-игра по математике для 5-6 класса "Нескучные задачи Григория Остера"
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию для урока-игры по математике в 5-6 классе. Данный материал также может быть использован для внеурочного занятия. В разработке представлен...