Объём прямоугольного параллелепипеда
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Осмоловская Ольга Анатольевна

 Технологическая карта к обобщающему  уроку в 5 классе по теме  "Объём прямоугольного параллелепипеда "  (математика 5 класс, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda_5_klass.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: математика

Класс:  5

Учитель:  Осмоловская Ольга Анатольевна

Тема урока:  Объём прямоугольного параллелепипеда

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Цели    Предметные:  обобщить знания учащихся об объёме прямоугольного параллелепипеда и куба: верно использовать в речи    

                                          термины  «грань», «ребро», «вершина», «равные объёмы». Использовать формулы объёма куба и прямоугольного

                                          параллелепипеда, вычислять объёмы. Выражать одни единицы объёма через другие. Моделировать несложные

                                          зависимости с помощью формул.

            Личностные:   развивать познавательный интерес  к математике, формировать ответственное отношение к обучению, умение

                                         работать в коллективе, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией, способность к

                                        рефлексивной самооценке собственных действий.

          Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации,  в других дисциплинах,

                                        в окружающей жизни, уметь понимать и использовать средства наглядности – чертежи, развивать      

                                        пространственно воображение учащихся.

Планируемые результаты:  Учащиеся научатся применять формулы объёма прямоугольного параллелепипеда и куба.

Основные понятия:   Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём куба. Свойства объёма фигуры. Единичный куб.

Этапы проведения урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ЭОР

Комментарий, примечание

Время

1.Организационный     этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Проверка готовности к уроку. Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

1 мин.

2. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы:

Какую тему мы завершаем сегодня изучать?

Какие цели поставим перед собой?

Ответы:

Объём прямоугольного параллелепипеда.

Вспомнить формулы объёма куба и прямоугольного параллелепипеда , применять их

при нахождении объёмов фигур

Формирование положительной мотивации,

развитие коммуникативных умений

Слайд 1

2 мин.

3.Актуализация знаний

Ребята, вы выполняли дома творческую работу по изготовления прямоугольного параллелепипеда и куба. Вам предстоит рассмотреть  эти модели и ответить друг другу на вопросы.

Отвечают друг другу на вопросы

(Приложение 1)

Формирование умения строить математические модели,

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Памятки с вопросами на столах

Взаимопроверка

3 мин.

4. Проверяем теорию.

Заполните пропуски в предложениях. Рабочая тетрадь, стр.100. (1 вариант – нечетные номера, 2 вариант –четные номера)

Спустя отведённое на работу время, учитель демонстрирует верные ответы на доске.

Обучающиеся заполняют пропуски.

Обменявшись с соседом по парте тетрадями,

проверяют правильность выполнения задания.

Коррекция знаний обучающихся

Слайд 2

Учащиеся получают карточки с заданием.

Взаимопроверка

5 мин.

5. Практическая работа №1.

Выполнить необходимые измерения прямоугольного параллелепипеда, записать формулу и найти его объём.

Проверяем правильность выполнения задания.

Выполняют необходимые измерения, вычисляют объём прямоугольного параллелепипеда.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение . Учащиеся, не допустившие ошибок, выступают в роли консультантов.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция.

Познавательные:

умение структуризировать  знания, выбирать наиболее эффективные способы решения.

Вычисление объёмов прямоугольного параллелепипеда, куба по формулам

Слайд  3 с правильными ответами

Учащиеся записывают свои ответы в рабочем листе.

Самопроверка.

Выявляем, в чём заключаются ошибки и исправляем их

8 мин.

                                             Учащиеся. выполнившие работу , выполняют  задания творческого уровня.

6. Дифференцированная работа.

Даны задания трёх уровней из рабочей тетради:

1 уровень - №284,

2 уровень - №287,

3уровень - №291

(цена задания 1 балл, 2 балла, 3 балла). Учащиеся сами выбирают задание посильного уровня

В рабочем листе выполняют выбранное задание

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Слайд 4

Проверяем работы по уровням

7 мин.

7.Проблема.

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для  обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника-  достигает 4 куб. м.  Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

  1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
  2. Надо знать сколько обучающихся в классе.
  3. Сколько воздуха находится в классной комнате?
  4. И объём воздуха в классе надо вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Слайд 5

Слайд 6

(надо знать)

Слайд 7

(размеры класса)

8 мин.

Гипотеза

Если воспользуемся формулой для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и  вычислим его, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН

Выполняют  вычисления и делают вывод

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации

Слайд 8

V=9*6*3=162м3

Слайд 9

162:35

4 мин.

8.Практическая работа №2.

Работа по карточкам (5 вариантов).

 Найти необходимые измерения параллелепипеда и вычислить объём

Выполняют необходимые измерения и находят объём параллелепипеда.

Регулятивные: решают проблемы творческого и поискового характера

Познавательные:

самостоятельно выбирают нужную информацию.

Коммуникативные:

умеют оформить свои мысли в устной и письменной речи

Слайд 10

Самопроверка

Выставляют оценки в рабочие листы

4 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжите высказывания об уроке.

  1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы . . .
  2. Я получил(а) полезную информацию о том, что . . .

2 мин.

Информация о домашнем задании.

1 мин.

Спасибо, ребята, вам всем за урок,                            Пусть все эти знанья будут вам впрок.                                Пусть вам пригодятся                                                                Все знанья объема,                                                                    Когда вы ремонт                                                                       Затеете дома,                                                                               Когда собираете в путь чемодан,                                                Когда задвигаете в угол диван,                                            Когда наливаете в банку воды,                                                     С объемом и площадью будьте на “ты”.                                     Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                           Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Спасибо, ребята, вам всем за урок,      Пусть все эти знанья будут вам впрок.                                Пусть вам пригодятся                                                                Все знанья объема,                                                                    Когда вы ремонт                                                                       Затеете дома,                                                                               Когда собираете в путь чемодан,                                                Когда задвигаете в угол диван,                                            Когда наливаете в банку воды,                                                     С объемом и площадью будьте на “ты”.                                     Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                           Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Работа обучающихся на уроке. Необычное задание вовлекло  обучающихся в творческую, мотивированную деятельность,  где они увидели  необычное в привычном. Все обучающиеся  с разным уровнем подготовки работали активно на протяжении всего урока. Каждый выполнял задания  с интересом и желанием.

Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.

Характер самостоятельных  работ  обучающихся: репродуктивный (для 1 уровня) и продуктивный (для 2 и 3 уровней).

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....

Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....

5класс. Математика. Презентация к уроку в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Презентация содержит всю структуру урока по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" в коррекционном классе по учебнику Математика 5класс, автор Н. Я.Виленкин и др. Может использована так ...

5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...

"Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда".

Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный тр...