Презентация Элективного курса "Математика для поступающих во ВТУЗы"
элективный курс по алгебре (11 класс) по теме

Материалы обощения опыта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Барсовкая СОШ Киржачского района Владимирской области Элективный курс «Математика для поступающих во ВТУЗы» для учащихся 10 – 11 классов реализуемого в рамках внеурочной деятельности на ступени среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования Автор: Боярская Мария Николаевна учитель математики 1 категории МКОУ Барсовская СОШ Киржачского района Владимирской области mnboyar@yandex.ru 2013 г

Слайд 2

Актуальность и новизна разработки курса Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность данной работы в том, что курс позволяет сократить разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускнику при выполнении заданий итоговой аттестации и школьной программой, между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени, решать вопросы нарушения преемственности между школой и ВУЗом. Новизна курса состоит в реализации личностно-ориентированного учебного процесса, который создает реальные условия для выбора школьниками индивидуального пути обучения, его самоопределения, самореализацию и социальную адаптацию, а также в дополнительной специализированной подготовке старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в технических вузах.

Слайд 3

Структура программы Пояснительная записка Содержание программы Тематическое планирование Обеспечение курса Приложения Выход Общая характеристика курса Результаты освоения курса

Слайд 4

Пояснительная записка Причины введения курса Элективный курс призван решить проблему углубленного изучения отдельных тем математики. выстраивает индивидуально-образовательную траекторию учащегося, ориентирован на профильную подготовку учащихся, предполагает подготовку учащихся к продолжению образования в ВУЗах технической и экономической направленности, к участию в олимпиадах, конкурсах, ЕГЭ. Соответствие Государствен-ному образователь-ному стандарту Предлагаемый курс соответствует: современным целям среднего (полного) образования; основным положениям концепции профильного обучения; перспективным целям математического образования в школе. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике и рекомендациями примерной программы по предмету и в соответствии с программой по математике для поступающих во втузы.

Слайд 5

Пояснительная записка Задачи курса 1. Систематизация, расширение и углубление математических знаний: Усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач. Изучение методов решения планиметрических задач. Систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии. Изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций. 2. Овладение научной терминологией, эффективное её использование; применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях. 3. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования. Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля. Цель курса: Обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Структура программы

Слайд 6

Общая характеристика курса Адресат Данная программа курса адресована учащимся 10 - 11 классов , а также учителям математики. Особенности программного материала Предлагаемый курс является школьной вариативной составляющей математического образования для учащихся, имеющих склонности к предмету и желающих пополнить базовые знания с целью поступления в ВТУЗы. Активизация учебно-познавательной деятельности, направленной на личностное развитие каждого ученика, формирование и развитие ключевых и предметных компетенций обеспечивает применение: подачи материала крупными блоками (применением интегральной технологии ), лекционно-семинарской системы обучения; информационно-коммуникационных технологий; дифференцированного обучения; исследовательского метода в обучении; проблемного обучения; технологии деятельностного метода, позволяющей выявлять познавательные интересы и способности школьников; личностно-ориентированого обучения . Основу программы составляют задачи из сборников [6] и [9]. Срок реализации программы 2 года Количество часов 68 (10 класс – 1 час, 11 класс - 1 час)

Слайд 7

Формы организа-ции учебного процесса Методы, применяемые на занятиях, подобраны в соответствии с содержанием курса, особенностями тематики и органично сочетают следующие формы организации учебного процесса : лекции, семинары- практикумы, различные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа. Отчётность В течение освоения курса предусматриваются следующие виды отчетности : домашние задания, самостоятельные работы, текущие и итоговые тесты, домашние контрольные работы, научно- исследовательские проекты. По итогу курса проводится защита групповых и индивидуальных заданий исследовательского типа, рефератов и творческих проектов с подготовкой презентаций. Оценка качества деятель-ности Оценка качества деятельности обучающегося проводится методом модульно-рейтинговой системы контроля достижений. Качество знаний учащихся обеспечивается регулярностью их работы в течение всего периода обучения. Текущие оценки переводятся учителем в баллы и складываются в итоговый показатель качества освоения курса. За выполнение индивидуальных работ в форме сообщений, докладов, рефератов и заданий повышенной сложности ученики получают дополнительные баллы. Общая характеристика курса Структура программы

Слайд 8

Результаты освоения курса Основными личностными результатами , формируемыми при изучении элективного курса являются: критичность, креативность, рациональность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; способность и готовность с самостоятельной и творческой деятельности; готовность к выбору школьниками индивидуального пути обучения, его самоопределения, самореализацию и социальную адаптацию; готовность учащихся к продолжению образования в ВУЗах технической и экономической направленности; готовность к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Слайд 9

Результаты освоения курса Структура программы Основными метапредметными результатами , формируемыми при изучении элективного курса являются: умение логично, ясно, точно, грамотно и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимание политехнического и прикладного значения общих методов математики; умение применять основные средства математического моделирования прикладных задач; эффективное использование научной терминологии; применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях; умение применять логические навыки выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования; владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля; умение планировать и осуществлять самостоятельно исследовательскую деятельность; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для практической и исследовательской деятельности, при контроле знаний; умение использовать различные электронные образовательные ресурсы для поиска информации, необходимой для решения математических проблем.

Слайд 10

Содержание программы 1 . Алгебраические уравнения и неравенства – 11 часов . 2. Планиметрия – 12 часов. 3. Тригонометрические уравнения, системы и неравенства – 10 часов. 4. Прогрессии – 4 часов . 5. Стереометрия – 9 часов . 6. Тождественные преобразования алгебраических выражений – 3 часа. 7. Показательные и логарифмические уравнения, системы неравенства – 11 часов. 8. Функции и их графики – 8 часов . Структура программы

Слайд 11

Тематическое планирование № Содержание Количество часов формы организации учебного процесса Тождественные преобразования алгебраических выражений – 3 часа 1 Арифметические действия. 1 час Л, ПР 2 Преобразования алгебраических выражений 1 час ПР 3 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №1. Алгебраические уравнения и неравенства – 11 часов. 4 Алгебраические уравнения с одной переменной Равносильность уравнений. О Д З 1 час Л, ПР 5 Уравнения высших степеней 1 час ПР 6 Уравнения с параметрами 1 час ПР 7 Системы уравнений 1 час ПР 8 Системы уравнений с параметрами 1 час ПР 9 Симметрические уравнения и системы уравнений 1 час ПР 10 Задачи на составление уравнений 1 час ПР, ККЗ 11 Неравенства 1 час СП 12 Нераверства вида |f(х)|<|g(х)|, |f(х)|>g(х) 1 час ПР 13 Системы неравенств 1 час ПР 14 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №2. Планиметрия – 12 часов. 15 Подобие треугольников 1 час СП 16 Отношение площадей подобных треугольников 1 час ПР

Слайд 12

Тематическое планирование № Содержание Количество часов формы организации учебного процесса 17 Свойства медиан и биссектрис 1 час ПР 18 Свойства касательных, хорд, секущих 1 час ПР 19 Вписанные и описанные четырехугольники 1 час ПР 20 Теоремы косинусов синусов 1 час ПР 21 Применение тригонометрии к решению геометрических задач 1 час ПР, ККЗ 22 Угол поворота 1 час ПР 23 Площадь треугольника 1 час Л, ПР 24 Площадь выпуклых многоугольников 1 час ПР 25 Рисунок в геометрической задаче 1 час ПР 26 3адачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №3. Тригонометрические уравнения, системы и неравенства – 10 часов. 27-29 Методы решения тригонометрических уравнений 3 часа Л, ПР 30 Однородные уравнения 1 час ПР 31 Системы тригонометрических уравнений 1 час ПР 32 Тригонометрические неравенства 1 час ПР 33 Уравнения, содержащие параметр 1 час ПР 34 Системы уравнений, содержащие параметр 1 час ПР 35 Неравенства, содержащие параметр 1 час СП 36 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР,ККЗ Контрольная работа №4.

Слайд 13

Тематическое планирование № Содержание Количество часов формы организации учебного процесса Прогрессии – 4 часа 37 Последовательности. 1 час Л, ПР 38 Арифметическая прогрессия. 1 час ПР 39 Геометрическая прогрессия. 1 час ПР 40 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №5. Стереометрия – 9 часов 41 Угол между двумя прямыми. Угол между двумя плоскостями. Угол между прямой и плоскостью 1 час Л, ПР 42 Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости 1 час ПР 43 Уравнение плоскости 1 час ПР, ККЗ 44 Параллелепипед. Куб. 1 час ПР, 45 Призма. Пирамида. 1 час ПР 46 Цилиндр. Конус. 1 час ПР, ККЗ 47 Сфера. Вписанные и описанные многогранники. 1 час ПР 48 Тела вращения. 1 час СП 49 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №6. Показательные и логарифмические уравнения, системы, неравенства – 11 часов 50 Логарифмирование и потенцирование 1 час Л, ПР 51 Показательные уравнения 1 час ПР

Слайд 14

Тематическое планирование № Содержание Количество часов формы организации учебного процесса 52 Логарифмические уравнения 1 час ПР, 53 Системы уравнений 1 час ПР, ККЗ 54 Уравнения, содержащие параметр 1 час СР 55 Показательные неравенства 1 час ПР 56 Логарифмические неравенства 1 час ПР 57 Метод интервалов 1 час ПР 58 Метод интервалов для сложной экспоненты 1 час ПР 59 Решение логарифмических неравенств, содержащих параметр 1 час ПР 60 Задачи из вариантов вступительных экзаменов 1 час ПР, ККЗ Контрольная работа №7. Функции и их графики – 8 часов. 61 Область определения, область значения функции 1 час Л, ПР 62 Четные и нечетные, периодические функции 1 час ПР 63 Асимптоты 1 час ПР 64 Возрастание (убывание) функции. Критические точки функции, максимумы и минимумы. 1 час СП 65 Построение графиков функций 1 час ПР 66 Отыскание наибольших (наименьших) значений величин 1час ПР Контрольная работа №8. 67-68 Защита научно-исследовательских работ 2 часа ПР, ККЗ Структура программы

Слайд 15

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения элективного курса 1. Александров А.Д. Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение, 2000г. 2. Алексашенко. 140 билетов по математике: Учебное пособие для поступающих в МГУДТ. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. 3. Билеты письменных вступительных экзаменов в МФТИ по математике (1994-2001г.). 4. Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ.11класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.-М.:Просвещение,2000г. 5. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.- М.: Просвещение, 1997г. 6. Говоров В. М., Дыбов П. Т., Мирошин Н. В., Смирнова С. Ф. Сборник конкурсных задач по математике (с методическими указаниями и решениями): Учебн. пособие. – 2-е изд. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 384 с. 7. Образцы заданий по математике письменных вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих в Российский государственный торгово-экономический университет (2004 - 2011 гг) 8. Паповский В.М. Углублённое изучение геометрии в 10-11 классах.- М.: Просвещение, 1993 г 9. Сканави М. И. сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. 10. Шабунин М.И. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 11. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (планиметрия).- М.: Физматлит, 2000. 12. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (стереометрия). – М.: Физматлит, 2000. 13. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. 14. Яковлев Г.Н. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.: Физматлит,2001. Учебно-методическое обеспечение программы (специальная справочная литература, сборники задач, раздаточный и дидактический материалы, набор КИМов ЕГЭ прошлых лет, образцы заданий по математике письменных вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих в технические ВУЗы):

Слайд 16

1. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной). 2. Информационные средства: наглядные пособия (плакаты, графики, таблицы, раздаточный материал); электронная база данных тематических и итоговых проверочных материалов (тестов и контрольных работ); электронные образовательные ресурсы . Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения элективного курса

Слайд 17

Интернет-источники для Online тестирования, подготовки к экзаменам, олимпиадам, конкурсам http://www.ege.edu.ru/ http://www.ege.mai.ru/ http :// reshuege . ru /? redir =1 www . internet - olimpiada . ru http://olymp.ifmo.ru www.egemetr.ru http :// www . energy - hope . ru . http://www.mccme.ru/ommo . « Перечень олимпиад школьников на 2012/2013 учебный год » под №22 (Приказ Минобрнауки от 14 ноября 2012 г. N 916). http :// www . mami . ru / index . php ? ommo 2013 http://www.muctr.ru/entrant/exam/ http://www.priem.mirea.ru/olymp/in-mirea/step-to-the-future/math http://www.mstuca.ru/abitur/olympics/?ELEMENT_ID=8939 https://org.mephi.ru http://www.mephi.ru/entrant/olimpiads/rosatom/Pobediteli/podgotovka.php Структура программы

Слайд 18

Приложения Контрольные работы Самостоятельные работы Текущие и итоговые тесты Тематика научно-исследовательских работ Раздаточный материал Структура программы Выход

Слайд 19

Спасибо за внимание! Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. Джордж Сантаяна Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно. Хуго Штейнхаус Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. Д. Пойа Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение. И. Гете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....

Презентация элективного курса "Путешествие в удивительный мир растений"

Презентация предложена учащимся 8-9 классов для выбора элективного курса по выбору в рамках реализации предпрофильной подготовки....

Презентация элективного курса "Дом,где я-хозяйка"

Данная презентация была составлена для выступления на республиканском семинаре "Творческий учитель-творческий ученик"...

Презентация элективного курса "Путешествие в микромир"

Всегда интересно узнать, то, что не видно простым глазом. Данный элективный курс поможет вам это узнать. Предлагается для учащихся 8 классов, в рамках реализации предпрофильной подготовки....

Презентация элективного курса

Для того, чтобы учащиеся выбрали необходимый им электив, в нашей школе проводится "День презентаций элективных курсов"  на следующий год. Данная презентация была продемонстрирована учащимся 8 кла...

презентация элективного курса "Практическая гигиена"

Предлагаемый элективный курс « Практическая гигиена» относится  к  межпредметному  (ориентационному), поможет  в  профессиональной ориентации учащимся разобраться в мире совре...

Элективный курс "Математика для поступающих во ВТУЗы"

Предназначен для учащихся 10-11 классов...