Урок математики в системе корркционно - развивающего обучения
статья (алгебра) по теме
Обучение учащихся в классах задержкой психического развития необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_sisteme_korrektsionno.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
3.1. РАЗЛИЧИЕ ПРАКТИКИ ТРАДИЦИОННОГО И КОРРЕКЦИОШЮ-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой каждый учащийся может реализовать свои способности в соответствии со своими возможностями.
Обучение учащихся в классах задержкой психического развития необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «... то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно на завтра» (Л. С. Выготский).
Принимая во внимание то, что весь учебный процесс и все педагогические воздействия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей учащихся, при определении объема учебного материала для урока следует соблюдать требования необходимости и достаточности. Темп работы детей с задержкой психического развития ниже, чем у других категорий учащихся, поэтому следует вести обучение интенсивно - отбирать для урока такое содержание, на котором возможно комплексное решение диагностических, компенсаторно-развивающих и образовательных задач. Большинство заданий, построенных на учебном материале, должны включать компенсаторно-развивающие и образовательные цели. Последнее связано с постановкой и решением учебных задач (учебно-теоретических и учебно-практических) через «квазиисследовательскую деятельность» (В. В. Давыдов), что способствует формированию теоретического мышления.
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материла, обеспечением «эффекта новизны» при решении
учебных задач); - развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнение, обобщение,
навыков группировки и квалификации; - нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в
задании, воспитание самоконтроля, самооценки; - развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением
знаниями и представлениями об окружающем мире; - логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного
поведения.
Определены следующие методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащимися:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемого явления;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках изучаемого предмета, так и между предметами; - соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее
знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых
для решения учебных задач.
Требования, предъявляемые к ученикам классов коррекционно - развивающего обучения, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможностей. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям школьников может вызывать, с одной стороны, чувство неуверенности в себе, боязнь ошибиться, безынициативность, и, с другой стороны, вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности волевых усилий, неумению преодолевать трудности.
В предложенной ниже таблице показаны различия в практике традиционного и коррекционно-развивающего обучения.
Таблица различий практики
традиционного и коррекцнонно-развивающего обучения
Параметры сравнения | Традиционная система обучения | Коррекционно-развивающаа система обучения |
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ | Вооружение знаниями, реализация программы, развитие мыслительных процессов | Общее развитие ученика, развитие ума, чувств воли, обучение умению учиться, умению жить среди людей, формирование творческой личности |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | Передача ребенку способов действия через алгоритм, схему, образец | Передача принципов действия через организационную учебную деятельность и социальную среду |
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ | Авторитарный: | Первоначально «авторитетная |
И ОБУЧЕНИЯ | наставлять, обучать, разъяснять. Отношения руководства и подчинения: учитель знает - ученик не знает, делай как я. Позиция учителя - «сверху -вниз» | демократия», затем -демократический стиль общения. Учитель - организатор собственной деятельности школьника. Отношения сотрудничества, содружества, методического соавторства |
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | Учитель - ученик | Учитель - ученик. Ученик - ученик. Ученик - учитель |
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Фронтальные, индивидуальные | Фронтальные, индивидуальные, групповые, командные |
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ | Развитие познавательного интереса. 1 класс -обучение с элементами внешней занимательности. Далее - узкие учебные интересы с ориентацией на балльную оценку | Учебные и широкие познавательные интересы. Далее -интерес к познавательной деятельности, к получению, добыванию знаний |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Отсутствие системы работы | Развитие общих интеллектуальных умений, сравнения, классификации, обобщения, критичности и др. Самостоятельность, глубина и широта мышления |
ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Нулевой потенциал | Направленность обучения на умение преодолевать трудности, добиваться лучения результата, развитие работоспособности |
МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ | - Частые вопросы - Монолог - Предупреждение ошибки Одно верное решение Отсутствие пауз - Безрадостный труд «надо» | - Проблемные вопросы - Диалог - Право на ошибку - Варианты правильных ответов - Паузы - Поэтизация процесса обучения |
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ | Через запрет «нельзя», тренинг (дрессура) | Формирование благоприятного морально-психологического климата. Осознание (рефлексирование) истоков, проступков и способов разрешения конфликтов. Воздействие коллектива на ребенка |
САМОВОСПИТАНИЕ | Нулевой потенциал | Знание приемов самовоспитания, осознание своей индивидуальности, знание элементов самовоспитания, самоанализ, самоотчет, самовнушение, самоконтроль и др. |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | Нулевой потенциал | Точечный массаж, динамические, релаксационные паузы, элементы АТ, функциональная музыка, подвижные, дидактические и социальные игры и др. |
3.2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЕГО ЭТАПАХ
Как всякий урок, урок в системе коррекционно-развивающего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и ученика, а также должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, задачами и соответствующими функциями КРО.
Перед учителями, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения, встает задача формирования содержательной учебной мотивации. Поэтому одной из особенностей построения урока является формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как:
- целеполагание (упражнения в умении выделить цель, определить и осознать ее);
- познавательный мотив, который возникает и закрепляется путем упражнений в
достижении поставленной цели.
Очень важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они сами могли поставить перед собой цели.
Типы уроков в специальных (коррекционных) классах VII вида могут быть различны, так же, как и в обычных общеобразовательных классах: урок изучения нового материала, урок обобщения, урок комбинированный и т. д. Определив тип и структуру урока, учитель выбирает методы работы на каждом этапе урока.
Здесь следует учитывать следующие моменты:
- Любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по
отработке учебной информации: повторять, изучать, закреплять и др.; учитель должен
заранее знать объем и способы передачи информации, обрабатываемый им и
учениками. Инструкции учащимся следует формулировать четко, что и как делать. - Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включенные в
урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого
необходимо продумывать задания е опорой на взаимодействие всех анализаторов.
- Отобрав методы работы на уроке, учитель должен их скомбинировать таким
образом, чтобы осуществлялась смена деятельности учащихся на уроке, тем самым
снижалась утомляемость и реализовывался принцип охранительного режима на
уроке. - Наглядные пособия на уроке должны стимулировать интеллектуальный компонент,
а не выступать в роли развлекательного фона. Любая таблица, схема и другая
наглядность должны решать определенную дидактическую задачу. Для детей с
задержкой психического развития более подходит наглядность схематического плана
(схемы рисуются на глазах у учащихся). - Очень важный момент урока - это проведение физпауз, различного вида
упражнений, снимающих усталость, вялость, напряжение и тревожность учащихся.
Подробно остановимся на структуре комбинированного урока.
При планировании урока помимо триединой дидактической задачи (образовательной, развивающей и воспитательной) ставятся обязательно коррекционные задачи, желательно конкретные на каждом этапе урока.
Особенности урока в классах коррекционно-развиваюшего обучения на разных этапах
I ЭТАП Организационный момент следует увеличивать во времени. Помимо
традиционных операций - организация учащихся, проверка готовности к уроку, учет отсутствующих, информация о порядке работы на уроке - следует ввести «установочный» момент. Его дидактическая цель - снятие возбудимости, тревожности, напряжения, концентрация внимания учащихся.
И ЭТАП При проверке знаний следует:
- Обеспечить чувства психологической комфортности учащихся, уверенности
в своих силах, создать атмосферу доброжелательности. - Давать время на подготовку к ответу у доски, разрешать делать записи.
- Использовать при ответе план, данный учителем, или свой план,
составленный по данному вопросу. - При опросе концентрировать внимание на главных, основных вопросах.
- Обращать внимание на ошибки, обязательно исправлять их. Признавать
права ребенка на ошибку как естественную и закономерную составляющую
урока.
6. Действия учащихся поддерживаются, создается и ситуация успеха.
Ответ оценивается качественно и количественно, оценка комментируется.
ШЭТАП Изучение нового материала
- Учебный материал должен подаваться небольшими логически
завершенными частями. Убедившись, что учащиеся усвоили данную часть учебного материала, учитель переходит к следующей его части. - Вовлечение всех учащихся в учебную деятельность на уровне посильной
трудности. - Темп изложения должен быть доступен для каждого ученика.
- Внимание акцентируется на главных моментах темы.
- Все сообщаемые сведения следует повторить не более 3-х раз (многократное
повторение приводит к ухудшению памяти). - Обязательна словарная работа с ключевыми понятиями темы и терминами.
Следует учитывать, что более 6-7 новых слов не дается учащимся на уроке. Это связано с особенностями их памяти и мышления. Необходимо новые термины записывать в словарь или тетрадь и проговаривать. - Использование наглядности для поддержания интереса к теме. Требования к наглядности:
- наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей;
- выставляется своевременно, последовательно;
- наглядность сопровождается подробными комментариями.
- В зависимости от учебной темы используются и другие средства для поддержания интереса к теме: примеры из жизни, загадки и пословицы, познавательные игры. Но увлекаться этим не следует. Данные виды работы должны соответствовать цели и задачам урока.
- Работа с книгой и тетрадью на уроке обязательна.
Чтение вслух текста с использованием разнообразных видов и форм чтения на каждом уроке.
Проводить анализ рисунков и схем. В тетрадях делать запись определений, схем, составлять план, таблицы.
При выполнении таких заданий включаются в работу все системы анализаторов.
- Использовать задания, позволяющие выяснить степень понимания
материала. - Стимулировать учебную деятельность детей похвалой, одобрением.
- При изучении нового материала опираться на имеющиеся знания по предмету и на межпредметные связи.
- Перед изучением нового материала учащимся сообщается тема и цель урока. Целевая установка обязательна, она дает возможность максимально сконцентрировать внимание.
- Объяснение нового материала происходит следующим образом:
демонстрируется и внимательно рассматривается рисунок или модель и произносится соответствующее слово-термин, т. е. термин вводится не через определение понятий, а через образ.
При решении нестандартной задачи оценка должна носить, прежде всего, поощрительный характер, стимулировать желание пробовать свои силы в усвоении более сложного материала.
IV ЭТАП Закрепление изученного материала. Обобщение, систематизация и
коррекция знаний
- Вопросы для закрепления должны охватывать наиболее важные моменты
темы. - Повторить обязательно вслух новые слова и выражения. Придумать с новыми словами вопросы, ответить на них.
- Минимальным числом тренировочных упражнений достигать
положительного результата в формировании соответствующих знаний и
умений. - В ходе самостоятельной работы оказывать оперативную помощь.
- Формировать у учащихся навыки самоконтроля.
- Учить работать в оптимальном темпе.
- При закреплении пройденного материала, особенно при изучении сложных тем, необходимо коллективно составить план «работы» по данному материалу, и на первых порах надо, чтобы ученики соотносили свою личную работу с этим планом.
- При проведении самостоятельной работы ставится задача не столько выставить оценки, сколько выявить тех учащихся, которые что-то не поняли. Самостоятельная работа проводится таким образом: всем ребятам раздаются карточки с заданиями. После того как учащиеся начали работать, учитель проходит по классу и тех ребят, которые не знают, с чего начать, вызывает к доске, на аналогичном примере объясняя решение. И даже после этого следует подходить к работе учеников индивидуально. Если остается
мало времени, то на проверку разрешается сдать работу только желающим. Остальные учащиеся должны полностью переписать задания и выполнить их дома или, если не справятся, на консультациях. И только те учащиеся, которые не выполняют задания к следующему уроку, получат двойку. Контрольные работы можно проводить по индивидуальным карточкам с использованием справочного материала, подготовленного самими учащимися. Если контрольная работа написана на двойку, то учащиеся обязаны сделать работу над ошибками либо самостоятельно, либо с помощью учителя на консультации. Если ученик хочет исправить «3» на «4» или «5», то ему необходимо сделать работу над ошибками, а затем на дополнительном занятии решить другой вариант.
VЭТАП Итог урока
- Анализ степени достижения поставленных перед уроком целей.
- Выяснить трудности, наметить пути их устранения.
- Обсудить с учащимися домашнее задание творческого характера, которое
призвано обеспечить внутреннюю мотивацию. - Постановка цели следующего урока.
3.3. РАБОТА С УЧЕБНИКАМИ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Одной из актуальных проблем школьного образования остается развитие умений самостоятельно работать с источниками информации, т. е. умений выделять главное в материале, использовать прочитанное, обобщать и делать выводы.
Однако большинство учащихся классов коррекционно-развивающего обучения не умеют планировать основные этапы работы и последовательно выполнять всю работу в целом в течение продолжительного времени. Это существенно затрудняет самостоятельное изучение текста.
Неподготовленный ученик не в состоянии самостоятельно работать с учебником, поэтому необходимо разработать специальные инструкции, обучающие работе с источниками информации, помогающие структурировать материал и облегчающие его самостоятельное изучение.
Каждая инструкция разбита на три пункта в соответствии с тремя этапами работы. Обязательно дается целевая установка на каждый этап работы.
Первый этап предусматривает прочтение всего объема изучаемого материала, ознакомление с его структурой. Это позволяет в дальнейшем свободно ориентироваться в тексте.
На втором этапе учащимся предлагается составить конспект изучаемого раздела по определенному плану, охватывающему необходимый минимум содержания по данной теме. Составление конспекта не сводится к механическому переписыванию текста из учебника в тетрадь. Любой пункт плана сформулирован таким образом, что требует от учащегося проведения определенных мыслительных операций.
При одновременном изучении нескольких математических объектов учащиеся оформляют таблицу, схема которой на первых порах задана. В дальнейшем учащиеся составляют схему таблицы самостоятельно. Использование табличной формы записи развивает умение сворачивать информацию (при составлении таблицы) и, наоборот разворачивать ее (при описании сведений, заключенных в какой-либо схеме или таблице), способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение и сопоставление.
Последний этап работы - выполнение заданий (от 2 до 5), которые приведены в третьем пункте инструкции. Для этого необходимо использовать знания по новой теме, текст составленного конспекта и учебник. Задания расположены в порядке усложнения. Если задания 1 и 2 репродуктивные и характеризуются повторением изучаемого материала в логике и последовательности первоисточника, то последующие задания предполагают полное владение учебным материалом, соотнесение его с ранее изученным, обобщение полученной информации и ее применение в новых условиях.
Инструкции для организации самостоятельной работы учащихся с учебником на уроке можно использовать с V класса.
Работу с инструкцией трудно организовать с большой группой учащихся. В классах выравнивания подобная форма работы очень выигрывает.
При достаточном развитии у учащихся умений самостоятельно работать с источниками информации можно отказаться от подобной инструкции, ограничиваясь лишь общими указаниями и подбором индивидуальных заданий. Высокий уровень организации самостоятельной деятельности учащихся позволяет включить в инструкции проведение лабораторных опытов и практических работ.
После объяснения, проведенного в форме беседы, надо прочитать с ребятами соответствующий текст учебника по предложениям или абзацам, затем выяснить, о чем говорилось в прочитанном тексте. Сначала это бывает трудно. Учащиеся не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если такую работу проводить систематически, то
учащиеся с задержкой психического развития постепенно приобретают навыки работы с книгой, внимательнее читают учебник и слушают ответы учащихся.
Конечно, применение заданий для самостоятельной работы с текстом учебника нельзя рассматривать как панацею, оно не исключает других форм организации учебной деятельности учащихся во время урока. Однако этот способ развития общеучебных и специальных биологических умений учащихся классов коррекционно-развивающего обучения заслуживает внимательного отношения со стороны учителей.
Коррекционно-развивающие упражнения
(используются учителем в любой последовательности, на любом этапе урока)
| Найти липшее слово: сторона, угол, вершина, треугольник; квадрат, луч, прямая, отрезок |
памяти. | «Мозговой штурм» (подготовка к математическому диктанту по понятиям); «Геометрия - это наука о ...». |
| • Работа с кодоскопом. (Назови геометрические фигуры) |
| Просмотр кинофрагмента (перед просмотром учеников следует ознакомить с планом перехода кинофрагмента). |
| Рассказ по плану, данному учителем (рассказ можно записать на магнитофон). - Сейчас вы будете рассказывать о значении Прослушивание пересказа учителя, записанного ранее на магнитофон. - Сравнение пересказов. |
анализаторов | Работа с динамической моделью (например, треугольника). |
7. Упражнение на развитие логического мышления | Работа по карточкам, логическим схемам |
| Объяснение понятия «квадрат» (объяснительный рассказ по рисунку учебника). |
| Решение кроссворда (проверка домашнего задания, повторение, закрепление пройденного материала): коллективное отгадывание кроссворда;
|
| Работа с «дежурным словарем» (новые понятия, вводимые на уроке). |
11. Коррекция анадитико-синтетической деятельности учащихся. | Работа с «осколочной картиной» (на нартах -конверты с разрезанными картинками), сложите картинку. Что за геометрическая фигура «скрывается» в конвертах? |
3.4. ФОРМЫ И ВИДЫ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как организовать помощь учащимся во время самостоятельной работы? В случае, когда задание не выполняется учеником самостоятельно, ему предлагается необходимая помощь, а затем проверяется, насколько она оказалась эффективной. Такая организация деятельности учащихся преследует две цели: первая - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его успешное выполнение; вторая - выявить, насколько чувствительным оказался ребенок к этой помощи, принимает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам решить учебную задачу. Отзывчивость на помощь - надежный показатель обучаемости. Выполнение любой учебной задачи первоначально планируется, а затем предлагается учащимся выполнить самим.
Помощь оказывается только тогда, когда ученик не может сам решить учебную задачу. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной -к максимальной.
По форме помощь различают фронтальную и индивидуальную. Фронтальная обращена ко всему классу сразу, а индивидуальная обращена к одному ученику. Среди видов помощи можно выделить 3 основных:
- стимулирующую;
- направляющую;
- обучающую.
За каждым из них стоят разные степени и качества вмешательства учителя в работу ученика.
1. СТИМУЛИРУЮЩАЯ ПОМОЩЬ
Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ученик не включается в работу после получения задачи или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ученику организовать себя, мобилизовать внимание на выполнение задачи, ободряя его и успокаивая. Во втором случае он указывает на наличие ошибки в работе и необходимости найти правильное решение.
2. НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ
Данный вид помощи предусматривается в случаях, когда ученик затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие действия при решении предложенной ему задачи. Учитель прямо или косвенно направляет ученика на правильный путь. Он обращает внимание ученика на решение аналогичной задачи или помогает ему сделать первый шаг на пути выполнения задания, совместно с учащимся намечает план действий;
3. ОБУЧАЮЩАЯ ПОМОЩЬ
Необходимость оказания такой помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды недостаточны. Тогда надо ребенку показать, что и как делать для того, чтобы выполнить учебную задачу. Важно помнить, что детям из классов коррекционно-развиваюшего обучения нужен период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Доверительный стиль общения, спокойный тон разговора с ними помогает детям раскрепоститься, сосредоточиться на изучаемом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».
При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....
Работа в системе коррекционно - развивающего обучения
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого - педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. В данной презентации ...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения
Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...
Организация самостоятельной работы на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.
Практика работы с умственно-отсталыми детьми показала, что у данной категории учащихся очень низкий уровень самостоятельности на уроках математики. У учащихся с интеллектуальными нарушениями прослежив...
Отчет по теме самообразования "Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения"
Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развития самостоятельности учащихся.Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопроса...