Дидактические игры на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Разработка дидактических игр на уроках математики для 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich._igry_na_urokakh_mat.doc | 567.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40”
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СТАРКОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА
учитель математики
ПЕРМЬ 2011 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение стр. 3
- Дидактическая игра на уроке математики стр. 4
- Описание опыта стр. 7
- Заключение стр. 9
- Путеводитель по играм стр. 10
- Литература стр. 11
- Приложение стр.12
ВВЕДЕНИЕ
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К. Д. Ушинский.
Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но задача учителя состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
Как показывает практика наряду с традиционными приёмами изучения и закрепления учебного материала эффективно применять игровые формы обучения.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, высокая работоспособность. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Включая в урок игровые моменты, процесс обучения становится более интересным и занимательным, у детей создаётся рабочее настроение.
Считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой “легко и счастливо”. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, испытали и осознали все стороны математики.
Основная цель игровых ситуаций состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы, сделать незаметным переход от первоначального “хочу играть” к постепенному желанию “хочу познать”.
В данной работе делается попытка наметить некоторые пути и формы использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики. Приведены примеры игр в соответствии с определённой темой урока, но идею каждой из них можно использовать в различных классах. Предложенные дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладели дети. Целью её является сам процесс игры. При этом дети в определённой мере готовятся как к учению, так и к труду. Русский педагог С. Т. Щацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “ Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.
Игра, является развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Но определить границу, где кончается период игр и начинается серьёзная жизнь, где игра, а где работа, порой чрезвычайно трудно.
Использование игры в педагогическом процессе позволяет добиться неплохих результатов. Игра должна быть одним из основных методов обучения в классах с недостаточным уровнем математической подготовки и являться не столько развлечением, сколько эмоционально окрашенным обучением.
Игры должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одарённых учащихся и на учащихся, не проявляющих ещё интерес к предмету.
Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого нужно так разрабатывать методику игр, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала бы те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.
Чтобы играть, нужно знать – вот первое требование, которое придаёт игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов, игровых ситуаций.
Любая дидактическая игра имеет свою структуру и основные структурные элементы: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат. Очень кратко охарактеризуем их.
Игровой замысел выражается в названии игры. Он придаёт деятельности познавательный характер, предъявляет определённые требования к знаниям участников. Каждая игра имеет свои правила, которые должны быть чётко сформулированы. Они определяют порядок действий участников и регламентируют их. Правила, разработанные с учётом целей урока и психолого–педагогических особенностей контингента учащихся, способствуют созданию на уроках рабочей обстановки, условий для проявления настойчивости, мыслительной активности, самостоятельности, чувство удовлетворённости, успеха. Чётко продуманные правила воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Достижению целей способствуют игровые действия, которые активизируют деятельность учащихся, дают возможность применить знания, умения и навыки, реализовать внутренние резервы, раскрыть свои способности.
Основой для дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, которые применяются в процессе деятельности. Проведение таких уроков требует определённого оборудования, пусть даже незначительного. Для того, чтобы дети были увлечены игрой, необходим соответствующий “антураж”: наглядность, минимум декораций, техническое оборудование, раздаточный материал и т.д. Использование кодоапозитивов, таблиц, моделей может вызвать у учащихся дополнительные резервы внимания, интереса.
Любая деятельность предполагает определённый результат. В нашем случае – это финал, который придаёт игре завершённость. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи, достижения некоторой учебной цели. Игру следует закончить на данном уроке, тогда её результаты сыграют положительную роль в воспитании школьников. Контроль осуществляет учитель или специально подготовленные старшеклассники.
Система дидактических игр предполагает следующие их виды:
а) по назначению: обучающие (приобретение новых умений и навыков), контролирующие (проверка ранее полученных знаний), обобщающие (требуется интеграция знаний);
б) по массовости: групповые, индивидуальные;
в) по реакции: подвижные (математический кросс), тихие (лото, головоломки, кроссворды);
г) по темпу: скоростные (весёлый счёт), качественные;
д) одиночные (правила, которые не дают возможность менять содержание, а разрабатываются с учётом особенностей конкретного учебного материала);
е) универсальные (могут быть использованы по любому разделу школьной программы).
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
- Цели игры. Какие умения и навыки освоят учащиеся в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные цели преследует игра?
- Количество играющих.
- Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
- На какое время рассчитана игра? Будет ли она занимательной?
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами?
- Как обеспечить участие всех учащихся в игре?
- Как организовать наблюдение за учащимися, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
- Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты, результат усвоение знаний, оценки, замечание по нарушению дисциплины, правил игры и др.)
Метод создания игровых ситуаций и организации дидактических игр эффективен по нескольким причинам. Во-первых, во время игры предоставляются широкие возможности по воспитанию у школьников волевых качеств.
Во-вторых, создаются условия для преодоления трудностей. Обучение происходит исподволь, ненавязчиво. Достижение целей в ходе игры, преодоление трудностей способствуют возникновению чувства удовлетворения достижения успеха, желанию играть и вновь получать радость…
В-третьих, организация игровой деятельности школьников является одним из наиболее эффективных средств формирования интереса к учению. Сначала привлекает формулировка поставленной задачи, затем радость достижения результата, ощущение преодоления препятствия. Применение игровых приёмов способствует также созданию внутренних мотивов учения. Прикладной характер содержания дидактических игр стимулирует познавательную деятельность учащихся.
В-четвёртых, можно разработать такие игры, участие в которых развивается память, внимание и другие психические процессы. Эмоциональный аспект заданий может усиливать запоминание, повысить внимание, развить фантазию. В процессе игры дети становятся более внимательными, сосредоточенными, дисциплинированными.
В-пятых, отличительной чертой игры является сочетание повторения и неожиданности. Заметим, что искусство составлять игры в правильной дозировке того и другого. Необычная форма и нестандартная ситуация должны способствовать лучшему усвоению знаний, приобретению умений и навыков.
В-шестых, в силу того, что учащимся трудно полноценно и плодотворно заниматься 40 минут учебного времени, дидактическая игра поможет активизации деятельности учащихся на уроке, сделает процесс обучения интересным и занимательным.
Итак, игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применять её в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, то есть обучать математике в процессе игры.
Важнейшая задача учителя состоит в том, что, зная возможности игры в формировании личности учащихся, найти ей надлежащее место на уроке.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим я стала искать методические приёмы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы к самостоятельному приобретению знаний, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовал это как отправную точку для развития любознательности. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период необходимо стремиться раскрыть интересные стороны математики.
Для решения этих задач применяю дидактические игры на уроках математики, как современный и признанный метод обучения и воспитания.
Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении математических вечеров, предметных недель и др., а возможности игры в учебном процессе недооценивались.
Сказалось отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр. Именно, поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке.
Использование игровых приёмов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. На своих уроках пытаюсь найти время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включая в урок дидактические игры и игровые моменты процесс обучения становится интереснее и занимательнее, у детей создаётся рабочее настроение. Игру надо рассматривать как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру нельзя путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющая удовольствие ради удовольствия. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактические игры, приведённые в данном разделе, могут быть использованы при введении и изучении новых понятий, для отработки и закрепления изученного материала, с целью контроля знаний.
Игровые ситуации на уроках изучения нового материала мною используются в качестве концентрации внимания учащихся, развития познавательного интереса и создания проблемной ситуации. В ходе игры часто встречаются противоречия между необходимостью выполнить определённое задание и невозможностью осуществить его в силу недостаточности знаний. Таким образом, сформулированная проблема позволяет учащимся самостоятельно высказывать математические идеи, находить способы их решения.
На уроках закрепления нового материала важно принять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т. д. При закреплении материала форма проведения может быть различной: индивидуальной, групповой, коллективной. Ошибки учащихся надо анализировать не входе игры, а в конце, чтобы не нарушить общего впечатления от игры. Дидактические игры не только систематизируют знания учеников, но и несут элементы физической нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе рассмотрен особый вид игр – дидактические игры, особая форма занятий – игровая форма.
Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Основной целью дидактических игр на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. А также повышают интерес к математике, вносят разнообразие, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на уроке математики положительно влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, на развитие умственной деятельности. Дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИГРАМ.
5 КЛАСС
Тема | Название игры | Страница |
Чтение и запись многозначных чисел | Математические шифровальщики Игральный кубик | 12 14 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | Колобок | 20 |
Действия над натуральными числами | Математические художники | 16 |
Правильные и неправильные дроби | Игральный кубик | 14 |
Сравнение дробей | Игральный кубик | 14 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Оцени себя сам Паровозик из Ромашково | 21 23 |
Периметр, площадь, объём | Игральный кубик | 14 |
Углы, виды углов | Геометрическая сортировка | 15 |
Координатный луч | Посадил дед репку | 24 |
Действия с десятичными дробями | Математическое домино Математическое лото | 13 18 |
Линейные уравнения | Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном | 35 |
6 КЛАСС
Тема | Название | Страница |
Координатная прямая | Посадил дед репку | 24 |
Координатная плоскость | Расшифруй пословицу Художники | 26 27 |
Умножение обыкновенных дробей | Игральный кубик | 14 |
Действия с обыкновенными дробями | Путешествие в страну “Дроби” | 30 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М., Первое сентября, 2000.
- Васильев В. Г. и др. Математические соревнования. – М., : Наука, 1974.
- Дышинский Е. А. Игротека математического кружка. – М., : Просвещение, 1972.
- Дидактические игры на уроках математики в классах с недостаточным уровнем подготовки / Сост. И. В. Косолапова, В. П. Краснощёкова и др. – Пермь, 1995.
- Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.,: Просвещение, 1990.
- Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой.- М., : Просвещение, 1981.
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М., : Просвещение, 1982.
- Спиваковская А. С. Игра – это серьёзно. – М., : Педагогика, 1981.
- Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М., : Просвещение, 1995.
Примеры дидактических игр на уроках математики
“Математический шифровальщик”
Игру целесообразно использовать не только при обучении, но и для контроля знаний: “Чтение многозначных чисел”, 5 класс. Каждый ученик получает набор карточек со словами или краткими фразами. С помощью “таблицы кодов” (таб. 1) ученики заменяют каждую букву соответствующей комбинацией цифр, записывая последовательно коды всех букв слова. Если код первой буквы начинается с нуля, то он опускается. Слова и соответствующие им коды, используемые в игре, помещены в таблице 2. полученные многозначные числа прочитываются каждым учеником, а учитель проверяет правильность чтения.
А 01 | Б 02 | В 03 | Г 04 | Д 05 | Е, Ё 06 | Ж 07 |
З 08 | И 09 | Й 10 | К 11 | Л 12 | М 13 | Н 14 |
О 15 | П 16 | Р 17 | С 18 | Т 19 | У 20 | Ф 21 |
Х 22 | Ц 23 | Ч 24 | Ш 25 | Щ 26 | Ъ 27 | Ы 28 |
Ь 29 | Э 30 | Ю 31 | Я 32 | . 33 | , 34 | пробел 35 |
Таблица 1.
АУТ – 12.019
АГАТ – 1.040.119
АИСТ – 1.091.819
БАЛ – 20.112
БАНЯ – 2.011.432
БАНК – 2.011.411
ВЕЕР – 3.060.617
ГОЛ – 41.512
ДОМ – 51.513
ЖУК – 72.011
3ИМА – 8.091.301
КОТ – 111.519
КИТ – 110.919
ЛЕТО – 12.061.915
ЛУГ – 122.004
ЛУК – 122.011
ЛУЖА – 12.200.701
МЁД – 130.605
ПОРТ – 16.151.719
РАК – 170.111
РОК – 171.511
СОК – 181.511
СОН – 181.514
СОР – 181.517
СУК – 182.011
СУП – 182.016
СЫР – 182.817
ТОК – 191.511
ТОН – 191.514
ТОРТ – 19.151.719
Таблица 2.
“Математическое домино”
Карточки - домино разделено на две части, где на одной части записан ответ, на другой – пример. Играют двое. Каждый берёт из конверта четыре карточки. Первой выкладывается карточка с номером варианта. Если таковой не окажется ни у одного из игроков, то они берут из конверта последовательно по одной карточке до тех пор, пока у кого–то не окажется требуемая. Далее карточки выкладываются так, чтобы получились верные равенства. Если у играющего нет нужной карточки, он берёт из конверта. Если и она не подходит, то он пропускает ход и т. д. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Пример заданий для игры по теме:
“Действия с десятичными дробями”, 5 класс.
В-I | 0,2·6,3·5 | 6,3 | 4а·2,1–0,4а | 8а | 4·3,5·2,5 |
35 | 6х–3,02=14,98 | 3 | 34,47·0,9+5,53·0,9 | 36 | 250·82·0,4 |
6400 | 8а·1,25–а | 9а | 7,86х+2,14х, х=0,02 | 0,2 | 50% от (0,5·3,4) |
0,85 | 64,5:100+7 | 7,645 | 4,38+3,27–4,28 | 3,37 | 26,13:13+10 |
12,01 | 53,7·0,1–5 | 0,37 | 0,01х–1,2=2,3 | 350 |
В-II | 0,8·5,2·5 | 20,8 | 7,86а–2,86а, а=0,4 | 2 | 25% от 44 |
11 | 53,7·0,1–5 | 0,37 | 15,3+12,48+4,7 | 32,48 | 250·72·0,4 |
4900 | 8а·1,25–3а | 7а | 4,5х+3х=75 | 10 | 28,53·0,8+1,47·0,8 |
24 | 44,5:100+3 | 3,445 | 4,38+2,15–4,28 | 2,25 | 0,14:0,2 |
0,7 | 52,2·0,1–5 | 0,22 | 0,01х–0,2=3,3 | 350 |
“Игральный кубик”
Предлагаю несколько вариантов использования игрального кубика при изучении и закреплении тем: “Десятичные разряды многозначных чисел”, “Квадрат и куб числа”, “Обыкновенные дроби”, “Геометрические величины” (5 – 6 класс).
I вариант
При изучении разрядных единиц многозначных чисел кубик бросают два, три, шесть и т. д. раз. Количество очков при выбрасывании записывается непосредственно друг за другом. Полученное число прочитывается.
II вариант
В теме “Квадрат и куб числа” учитель даёт задание: “Бросьте кубик. Запишите в тетрадь число очков, которое выпало. Вычислите квадрат (куб) этого числа”. В классе всегда найдётся хотя бы два человека, у которых выпали одинаковые числа. Поэтому возможна коллективная проверка.
III вариант
При изучении темы “Обыкновенные дроби” класс разбивается на пары. Каждому ученику выдаётся кубик, который бросается два раза подряд. Количество очков, выпавшее в первый раз, записывается числителем, а во второй – знаменателем. Например, в первый раз выпало три очков, а во второй – четыре. Следовательно, записывается дробь ¾. Таким образом, у каждого участника своя дробь, с которой необходимо провести следующую работу:
- Ответить на вопросы: а) Какая получилась дробь: правильная или неправильная? Если дробь неправильная, выдели её целую часть. б) Какая это дробь: сократимая или несократимая? Если можно сократи её.
- Сравните дроби в своей игровой паре. У кого дробь больше? Может быть, они равны? Из большей дроби вычтите меньшую. Какой результат получается?
- Сложите, умножьте и разделите дроби в своей игровой паре. Какие новые дроби получились?
IV вариант
Для вычисления периметров, площадей и объёмов геометрических фигур достаточно использовать один игральный кубик. При бросании количество очков на грани кубика будет считаться числовым значением длины стороны многоугольника или ребра прямоугольного параллелепипеда. Таким образом, измерения указанных геометрических фигур будут подбираться случайным образом.
“Геометрическая сортировка”
Тема: “Углы”, 5 класс.
Каждый ученик получает набор карточек с изображениями различных видов углов. Задача – рассортировать их по видам углов. После окончания сортировки качество работы проверяет “бюро контроля”.
Пример карточек заданий по теме: “Углы”.
Данную игру можно использовать так же при изучении других видов геометрических фигур, например: “Четырёхугольники”, “Треугольники”, “Многоугольники” и т.д.
“Математический художник”
Каждый ученик получает конверт, в котором находятся карточки с заданиями и карта с ответами. Выполнив задание, записанное на карточке, он накладывает её на рисунок вверх на клетку карты с ответами, где записано решение этого задания. После верного решения всех примеров на карте с ответами получится картинка.
Достоинства игры:
- самостоятельность выполнения заданий;
- выбор индивидуального темпа работы;
- возможность самоконтроля (наличие ответов);
- интерес и занимательность;
- возможность дифференциации в обучении: подбираются упражнения различной степени сложности ;
- если позволяет время, то по полученной картинке можно составить рассказ.
Рекомендации учителю:
- Карточек – заданий можно изготовить на 2 – 3 больше.
- Все ответы должны быть различными.
- При оформлении заданий и карты с ответами можно поступить следующим образом. Взяв одинакового размера карточку с картинкой (I) и карту для ответов (II). На карточке I записываются условия задач, на II – ответы.
I II
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 |
на обратной стороне
карточки - картинка
Обе карточки разделите на одно и то же число одинаковых прямоугольников. Для удобства заполнения их пронумеровать (после записи условий и ответов нумерацию убрать). Задание и ответ на него записать в прямоугольниках с соответствующими номерами.
Тема: “Все действия с натуральными числами”, 5 класс.
№ | I вариант | Ответ | II вариант | Ответ |
1 | 324 + 245 | 569 | 643 + 234 | 877 |
2 | 896 – 341 | 555 | 984 – 361 | 623 |
3 | 523 · 42 | 21966 | 428 · 53 | 22684 |
4 | 1575 : 105 | 15 | 1590 : 106 | 15 |
5 | 1208 + 132 | 1340 | 1506 + 134 | 1640 |
6 | 32468 – 2458 | 30010 | 52468 – 2458 | 50010 |
7 | 103 · 12 | 1236 | 107 · 11 | 1177 |
8 | 49 – х = 20 | 29 | 125 – х = 25 | 100 |
9 | х – 136 = 224 | 360 | х – 234= 226 | 460 |
10 | 5400 : 12 | 450 | 1800 : 12 | 150 |
11 | 15 · х = 45 | 3 | 15 · х = 60 | 4 |
12 | 192 : х = 16 | 12 | 195 : х = 15 | 13 |
13 | х · 13 = 312 | 24 | х · 14 = 336 | 24 |
14 | 13725 – 6375 | 7350 | 13725 – 3375 | 10350 |
15 | х + 38 = 148 | 110 | х + 26 = 136 | 110 |
I вариант
Условие
1 324 + 245 | 2 896 – 341 | 3 523 · 42 | 4 1575 : 105 | 5 1208 + 132 |
6 32468 – 2458 | 7 103 · 12 | 8 49 – х = 20 | 9 х – 136 = 224 | 10 5400 : 12 |
11 15 · х = 45 | 12 192 : х = 16 | 13 х · 13 = 312 | 14 13725 – 6375 | 15 х + 38 = 148 |
Ответы
5 1340 | 4 15 | 3 21966 | 2 555 | 1 569 |
10 450 | 9 360 | 8 29 | 7 1236 | 6 30010 |
11 3 | 12 12 | 13 24 | 14 7350 | 15 110 |
“Математическое лото”
В карточке лото шесть чисел, одно контрольное (не закрывается). По открытому числу легко оценить ученика. Каждый ученик получает индивидуальную карточку лото. Учитель показывает задания для учащихся. Учащиеся выполняют все задания, закрывая соответственно равные ответы.
Пример заданий для игры по теме:
“Действия с десятичными дробями”, 5 класс.
Карточки лото
0,04 | 50 | 4,28 | 8 | 15 | 5 | 50 | 0,64 | 99,9 | ||
0,49 | 0,01 | 7,2 | 9,6 | 7,5 | 100,5 | 7,2 | 10 | 9,6 |
12,6 | 0,02 | 6 | 100,5 | 4,28 | 50 | 75 | 0,6 | 0,49 | ||
4,8 | 0,56 | 6,4 | 81 | 6,4 | 12,6 | 4,8 | 100,5 | 5 |
48 | 8,1 | 8 | 0,01 | 64 | 99,9 | 7,5 | 0,49 | 4,9 | ||
12,6 | 0,02 | 0,64 | 0,56 | 5 | 4,8 | 0,02 | 4,28 | 50 |
6,4 | 8 | 8,1 | 50 | 8 | 81 | 14,2 | 7,5 | 0,02 | ||
7,5 | 5 | 15 | 5 | 0,56 | 4,8 | 0,56 | 50 | 64 |
14,2 | 4,8 | 0,04 | 50 | 8 | 99,9 | 7,5 | 6,4 | 48 | ||
12,6 | 7,2 | 8,1 | 0,02 | 7,2 | 6 | 0,56 | 0,49 | 4,28 |
6,4 | 4,8 | 7,2 | 10 | 99,9 | 100,5 | 0,6 | 4,28 | 4,8 | ||
80 | 0,56 | 14,2 | 8,1 | 0,64 | 4,8 | 75 | 6,4 | 0,02 |
4,9 | 100,5 | 0,01 | 0,02 | 50 | 0,64 | 81 | 6 | 64 | ||
7,2 | 14,2 | 0,49 | 15 | 0,49 | 100,5 | 0,56 | 4,8 | 0,01 |
0,02 | 100,5 | 0,01 | 0,01 | 0,56 | 50 | 0,64 | 6 | 14,2 | ||
64 | 0,6 | 8,1 | 8,1 | 0,04 | 100,5 | 9,6 | 0,49 | 0,56 |
5 | 100,5 | 99,9 | 0,6 | 80 | 5 | 8 | 100,5 | 0,01 | ||
0,56 | 48 | 0,01 | 0,64 | 0,02 | 0,56 | 0,6 | 10 | 12,6 |
0,6 | 75 | 99,9 | 4,8 | 0,56 | 0,01 | 6,4 | 75 | 8 | ||
9,6 | 14,2 | 12,6 | 14,2 | 4,9 | 7,2 | 12,6 | 99,9 | 5 |
Контрольные числа (для учителя)
0,04; 4,9; 6; 10; 15; 48; 64; 75; 80; 81.
Задания к карточкам лото
- 0,5 : 0,01. 11. 13 – 0,4.
- 0,14 + 0,46. 12. 0,7 · 0,7.
- 6,4 · 0,1. 13. 0,12 : 6.
- 0,32 – 0,31. 14. 1,7 + 3,3.
- 200,2 – 100,3. 15. 11 – 4,6.
- 7,1 · 2. 16. 0,09 · 90.
- 0,12 · 60. 17. 96 : 20.
- 1,6 : 0,2. 18. 2,08 + 2,2.
- 8,4 + 1,2. 19. 0,07 · 8.
- 9 – 1,5. 20. 20,1 · 5.
Ответы к заданиям
50; 0,6; 0,64; 0,01; 99,9; 14,2; 7,2; 8; 9,6; 7,5; 12,6; 0,49; 0,02; 5; 6,4; 8,1; 4,8; 4,28; 0,56; 100,5.
“Колобок”
Тема: “Сложение и вычитание натуральных чисел”, 5 класс.
Каждому ученику выдаётся “Колобок” с заданиями. “Колобок” катиться по направлению стрелки. Начните движение с любого числа. Выполните действия.
Карточка ответов для учителя
Если ученик начал с числа, то получил ответ | |
216 387 129 209 175 284 | 792 360 618 360 710 360 |
“Оцени себя сам”
Игру целесообразно использовать не только при обучении, но и для контроля знаний по теме: “Чтение многозначных чисел” (5 класс), “Действия с обыкновенными и десятичными дробями” (5-6 класс), “Действия с положительными и отрицательными числами” (6 класс) и так далее.
Каждый ученик получает карточку с заданиями и карточку с ответами. Задания у всех разные, карточка с ответами у всех одинаковая. Ученик переписывает задание в тетрадь, решает пример, находит результат в карточке с ответами, рядом ставит букву, соответствующую полученному ответу. Если все упражнения решены, верно, то получится слово, которое оценивает работу учащегося. Например: “хорошо”, “отлично”, “верно”, “хвалю”, “молодец”, “умница”, “правильно”.
Пример.
Тема: “Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”.
Карточка ответов.
Советы учителю:
Начать составление карточек – заданий необходимо с записи сначала слова, затем ответов, соответствующих буквам, только потом подбирать упражнения.
Примеры карточек для учащихся.
примеры ответы | буквы | примеры ответы | буквы | |
М О Л О Д Е Ц | Х В А Л Ю |
“Паровозик из Ромашково”
(круговые упражнения)
Задание: Сформировать состав из паровоза и нескольких вагончиков. Последовательность номеров последних следует определять, пользуясь следующими указаниями:
- Паровоз ставиться первым.
- Ответ упражнения, записанного на паровозе, определяет выбор первого вагона: он совпадает с первым числом задания, записанного на вагоне.
- Аналогично осуществляется выбор номеров последующих вагонов. Ответ задания, записанного на последнем вагоне, совпадает с первым числом упражнения, записанного на паровозе.
Варианты заданий по теме
“Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”, 5 класс.
Последовательность вагонов: 1; 3; 6; 5; 2; 4.
На паровозе может быть записан любой пример из предложенного варианта, т.е. можно составить шесть комплектов.
Паровоз и вагончики охотно сделают сами дети.
“Посадил дед репку”
Данная игра используется при изучении тем “Координатный луч”, 5 класс, “Координатная прямая”, “Расстояния между точками”, 6 класс.
Сказочный сюжет игры способствует концентрации внимание школьников, повышению интереса к выполнению заданий.
Игра может использоваться как при изучении темы, так и при контроле.
В первом случае игра носит закрепляющий характер и служит для отработки навыка нахождения координат точек на координатном луче или координатной прямой.
Для игры необходимо иметь: магнитную доску с координатной прямой (лучом), изображение сказочных героев.
Текст сказки используется как основа, в которую включены вопросы по теме. Одновременно с развитием сюжета сказки, все действия иллюстрируются на магнитной доске, делаются соответствующие записи в тетради.
Во втором случае игра носит контролирующий характер и требует большей подготовки от учащихся. Цель этого варианта игры – проверка сформированности навыка строить точки по их координатам.
Каждый учащийся получает планшет с “карманом”, на котором изображена координатная прямая (луч), и конверт с фигурками персонажей сказки или предметами, их заменяющими. По ходу сказки учащиеся должны поставить фигурку, о которой идёт речь, в определённое заданием место.
Примеры.
“Координатная прямая”, 6 класс.
Посадил дед репку в точке (0). Выросла репка большая–пребольшая от точки (- 2) до точки (2). Пошёл дед репку тянуть взглянул на неё слева. В какой точке остановился дед? Обошёл дед репку, остановился справа. В какой точке остановился дед? Посмотрел, посмотрел на репку и начал тянуть. Тянет–потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку на помощь. Пришла бабка, взглянула на репку и остановилась напротив дедки. В какой точке она остановилась? То бабка потянет репку, то дедка, а репка в земле остаётся. Решили они репку в одну сторону тянуть. В какую точку должна перейти бабка? Бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут–потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Пришла внучка. В какой точке остановилась внучка? Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут–потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка собачку Жучку. Прибежала она и остановилась за внучкой в какой точке остановилась Жучка? Жучка – за внучку, внучка – за бабку бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут–потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку Мурку. Прибежала кошка и остановилась за Жучкой. В какой точке остановилась Мурка? Тянут они репку, тянут, а вытянуть не могут.
Кликнула кошка Мышку. Прибежала Мышка, посмотрела на вех и ухватилась за кошку. В какой точке находится мышка? Мышка – за кошку, кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут–потянут, вытянули репку.
“Расстояния между точками”, 6 класс.
Жили–были дед да баба в большом доме, который стоял на окраине села в точке (7). Решил как-то дед посадить репку на своём огороде. Вскопал землю, набросал семян, хорошо поливал огород целое лето. Настала осень – пора собирать урожай. Пошёл дед в огород, видит все репки как репки: маленькие, кругленькие, жёлтенькие, а одна – большая–пребольшая, шире грядки. Решил дед, что начнёт сбор урожая именно с неё. Встал он в точке (1), потянул репку. Тянет–потянет, вытянуть не может. Встал с другой стороны, на точку с противоположной координатой. Где оказался дед? Тянет–потянет, вытянуть не может. Зовёт старуху: “Старуха, иди помогай репку тянуть!” вышла старуха из дома и встала за дедом. В какой точке она оказалась? Какое расстояние прошла бабка?
Ухватилась она за деда, тянут–потянут, вытянуть не могут. Видно стары стали. Решили позвать внучку: “Внучка, иди помогай репку тянуть!” внучка вышла из дома, а за ней следом бегут Жучка и кошка. Жучка остановилась в точке (3), ведь её ещё не звали. А кошка – в точке (5); её тоже ещё не звали. Маленькая мышка стала с крыльца на них поглядывать. Вот встала внучка за бабкой. В какой точке она оказалась? Какое расстояние прошла внучка? Тянут–потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Прибежала Жучка, встала за внучкой. В какой точке она оказалась? Какое расстояние пробежала Жучка? Тянут–потянут, вытянуть не могут. Позвали они кошку; встала кошка за Жучкой. В какой точке она оказалась? Какое расстояние пробежала кошка? Тянут–потянут, вытянуть не могут. Стали они снова тянуть репку, да, видно, мало сил у них было, не вытянули репку. Тогда позвали они мышку. Прибежала мышка встала за кошкой. Какое расстояние она пробежала? Стали они все вместе репку тянуть; тянут–потянут, вытянули репку!
“Расшифруй”
Тема: “Координатная плоскость”, 6 класс.
Задание: Используя таблицу кодов, расшифруй слова и прочти пословицу.
Таблица кодов.
6 5 4 3 2 1 | Х | Ъ | Ц | Э | ||
Р | Л | И | С | В | Ё | |
Е | Д | Ю | У | М | Ф | |
К | А | Г | Ь | Ж | Щ | |
З | О | Б | Ч | Ы | ||
Ш | Т | Я | Н | П | Й | |
1 2 3 4 5 6 |
(4; 4) | (4; 2) | (1; 4) | (4; 1) | (4; 3) | (1; 4) |
(2; 5) | (4; 4) | (4; 2) | (1; 1) | (1; 4) |
(3; 2) | (2; 2) | (3; 3) | (2; 3) | (2; 1) | (4; 5) | (2; 1) | (5; 5) | (2; 3) |
Ответ: “Ученье - лучше богатства”.
Задание: Используя таблицу кодов, расшифруй слова и прочти пословицу.
Таблица кодов
5 4 3 2 1 | ТЕРПЕНЬЕ | ДО | ВСЁ |
НЕ | ТРУД | А | |
КОРМИТ | И | ПЕРЕТРУТ | |
ДОБРА | ДОВОДИТ | ЧЕЛОВЕКА | |
ЛЕНЬ | НО | ПОРТИТ | |
1 2 3 |
(2; 4) | (3; 2) | (1; 3) | (3; 4) | (1; 1) | (3; 1) |
Ответ: “Труд человека кормит, а лень портит”.
Задание: зашифруй пословицу “Терпенье и труд всё перетрут”.
“Художник”
Тема: “Прямоугольная система координат на плоскости”, 6 класс.
На карточке – задания записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей отрезком, то в результате получиться определённый рисунок.
Ребятам эта игра очень нравиться. Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок и записать координаты вершин.
Пример карточек – заданий.
“Цапля”
(0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3); (-3;3); (-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); (6;10); (3;9); (4;5); (3;0); (2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8); (0;0) и глаз (3;10).
“Цветок”
(0;-6); (1;0); (-4;5); (-6;8); (-3;13);
(1;9); (1;0); (4;10); (8;14); (8;12); (7;11); (6;8); (7;9); (8;7); (9;9); (10;8); (9;11); (8;12).
“Сердце”
(0;7); (-3;9); (-6;9); (-9;6); (-9;2); (-6;-3); (0;-9); (6;-3); (9;2); (9;6); (6;9); (3;9); (0;7).
“Лебедь”
(-10;0); (-9;1); (-9;4); (-7;3); (-6;4); (3;1); (0;12); (1;14); (5;12); (1;12); (6;0); (4;-3); (3;-3); (-10;0) и глаз (2;12,5).
“Заяц”
(4;7); (5;8); (6;8); (8;9); (9;9); (7;8); (9;8); (6;7); (7;6); (9;6); (11;5); (12;3); (12;2); (13;3); (12;1); (7;1); (8;2); (9;2); (8;3); (6;1); (5;1); (6;2); (6;3); (5;6); (4;6); (4;7) и глаз (5;7).
“Дельфин”
(0;-2); (2;-3); (3;-4); (7;-6); (9;-8); (9;-10); (10;-12); (8;-11); (9;-12); (7;-11); (6;-10); (3;-10); (4;-9); (0;-7); (-1;-7); (-4;-8); (-7;-10); (-8;-12); (-8;-10); (-10;-9); (-8;-9); (-4;-5); (-1;-4); (1;-4); (1;-3); (0;-2) и
глаз (8,5;-9).
“Щенок”
(2,5;2); (1,5;3); (1,5;4); (3;5); (3,5;5,5); (5,5;9); (6;9,5); (6,5;9,5); (6,5;7); (5,5;3,5); (4,5;2); (2,5;2); (-3;0); (-6;-2,5); (-7;-5); (-7;-7,5); (-8;-7); (-9;-6); (-9;-3); (-7;-1); (-6;-1); (-5,5;-1,5); (-5;-1); (-5,5;0); (-8;0); (-10;-2); (-11;-4); (-11;-6); (-10;-8); (-8;-9); (-6,5;-9); (-7;-10,5); (-6;-11); (1,5;-11); (1,5;-10,5); (0,5;-9,5); (-1;-9,5); (0;-8); (4;-6); (5;-10); (6;-11); (8;-11); (8;-10,5); (7,5;-10); (6,5;-10); (6,5;-7); (7;-4,5); (9;-2); (9,5;0); (9;2); (8;4); (8;5); (12,5;7,5); (12;7,5); (12,5;8); (13;9); (13;10,5); (12,5;10,5); (12;10); (10;10); (9;11); (7;12); (6;12); (3,5;10); (3;9); (3;7); (3,5;5,5).
Начинаем новую линию:
(3,5;10); (1;8); (-1;7); (-2;6); (-2;5); (-1;4); (0;4); (3;7).
Начинаем новую линию:
(7;-4,5); (11;-2,5); (13;-2,5); (14;-3); (15,5;-3); (15,5;-2,5); (15;-2,5); (13;-1); (9,5;0) и глаз (8;9).
“Подсолнух”
(1;-6); (2;-12); (1;-11); (1;-6); (2;-2); (4;-2); (6;0); (6;1); (5;3); (3;4); (2;4); (0;2); (0;0); (2;-2); (1;-4); (-2;-5); (-3;-5); (-2;-4); (0;0); (-3;-1); (-6;-1); (-7;1); (-6;0); (-5;1); (-3;2); (0;1); (-4;3); (-5;4); (-6;6); (-3;6); (-2;5); (0;2); (-1;5); (-1;9); (0;10); (1;10); (1;9); (3;7); (2;4); (4;7); (7;8); (8;9); (7;6); (6;4); (5;3); (9;5); (11;5); (13;4); (11;2); (9;1); (6;1); (9;0); (12;-3); (12;-5); (11;-4); (5;-1); (8;-3); (10;-5); (10;-7); (7;-6); (6;-4); (4;-2); (6;-5); (6;-7); (4;-5); (2;-4); (2;-2).
УРОК – ИГРА: “ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ “ДРОБИ””.
Тема: “Действия с обыкновенными дробями”, 6 класс.
Цели урока:
Образовательные – повторить, закрепить действия: сложение, вычитание, умножение с обыкновенными дробями; использовать действия при решении уравнений; вспомнить сравнение обыкновенных дробей.
Воспитательная – развить и повысить познавательный интерес и уважение к предмету; воспитать взаимопомощь при выполнении групповых заданий.
Развивающая – развить логическое мышление, внимание, самостоятельность, умение сосредотачиваться; развить элементы творческой деятельности.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Оборудование: магнитная доска, разные виды карточек, Винни – Пух, красочное оформление доски, музыкальное сопровождение, кодоскоп.
Оформление на доске:
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок математики, а урок – путешествие в одну сказочную математическую страну. В какой стране мы побываем – нам поможет узнать ребус.
Задание 1.
Разгадайте ребус, и вы узнаете эту страну.
Ответ: ДРОБИ.
(проверить правильность ответа помогают сигнальные карточки).
II. Повторение теоретического материла.
Однажды Винни – Пух пошёл в гости к Пятачку, заблудился и попал в страну “Дроби”. Там его ждали различные препятствия, которые мы должны помочь ему преодолеть. Используя свои знания, умения и навыки, помогите Винни – Пуху прийти в гости к Пятачку.
Задание 2.
Чтобы Винни – Пух мог начать свой путь, подскажем ему правила, которые помогут преодолеть препятствия.
(цветок с теоретическими вопросами).
III. Устные упражнения.
А вот и первое препятствие перед Винни – Пухом: чтобы начать движение, ему нужно сесть на поезд. Но произошло невероятное, вагоны и паровоз расцепились и перепутались. Помогите восстановить поезд.
Задание 3. (круговые упражнения)
а) Паровоз стоит первым.
б) Ответ упражнения, записанного на паровозе, определяет выбор первого вагона: он совпадает с первым числом задания, записанного на вагоне.
в) Аналогично осуществляется выбор номеров последующих вагонов. Ответ задания, записанного на последнем вагоне, совпадает с первым числом упражнения, записанного на паровозе.
Задания:
Винни – Пух сел на поезд. Перед ним две дороги. Если поехать по одной, то он окажется у замка через 1 ½ часа, если по другой – через 90 минут.
Задание 4
По какой дороге поехать Винни – Пуху, чтобы быстрее оказаться у замка?
Вот Винни – Пух у замка, но чтобы попасть туда, нужно разгадать код замка.
Задание 5.
Найдите закономерность заполнения клеток квадрата и назовите недостающее число в пустой клетке.
? |
Ответ:
IV. Письменные упражнения.
Винни – Пух – натура любопытная, ему так хочется узнать, кто же живёт в замке. В этом нам поможет задание, которое лежит в конверте.
Задание 6. (задания разного вида сложности, четыре варианта)
а) Решите задание.
б) Найдите правильный ответ на карточке и переверните её буквой вверх.
в) Аналогично выполните остальные задания.
г) Прочтите слово.
Задания на карточках:
Ответ: ДОЛИ.
Попрощался Винни – Пух с жителями замка и пошёл дальше. Вновь перед ним выбор: три дороги. По какой идти, помогут узнать уравнения.
Задание 7. (задания по рядам)
Решите уравнения, выбери наибольший из корней, который укажет путь.
Уравнения:
Не успели преодолеть одно препятствие, вновь проблема – болото. Чтобы пройти его, нужна дорога из камней.
Задание 8.
Разложите дроби, записанные на камнях, по возрастанию. Получится тропа, по которой Винни – Пух сможет пройти.
Дроби, записанные на камнях:
V. Подведение итогов урока.
Мы долго путешествовали. Кто – то из нас немного вымок в болоте, а кто – то стал тонуть, но мы его спасли. И так хочется нам отдохнуть и согреться у костра. Приготовьтесь к психологической разгрузке.
Психологическая разгрузка: (запись на магнитофонной ленте)
Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени.
Представьте, что вы у костра, который приятно согревает вас.
Вы дышите свежим воздухом, вам хорошо и приятно.
Вдохните воздух и задержите дыхание … выдох.
Вдох … выдох. Повторите несколько раз. Дышите легко и спокойно…
Откройте глаза.
Давайте вспомним и поговорим о наших впечатлениях, оставшихся от путешествия.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- А какое препятствие оказалось самым трудным?
- Какие арифметические действия мы сегодня повторили и закрепили?
(на языки пламени прикрепляются карточки с названиями действий)
- Почему один язычок остался без карточки?
- Какая цель перед нами стоит на следующем уроке?
VI. Домашнее задание.
Вот и дом Пятачка. Понравилось Винни – Пуху решать задания вместе с вами. Решил он серьёзно заняться математикой, и вместе с вами сегодня будет выполнять домашнее задание.
Задание 9.
Отгадайте номер домашнего задания:
а) Из первой строки выберите наименьшее число.
б) Из второй строки – наибольшее число.
в) Из третьей – не наибольшее число и не наименьшее.
г) Сложите эти числа, получится номер домашнего задания.
“Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном”
Эту игру можно предложить после изучения арифметических действий с натуральными числами для отработки навыков решения уравнений, 5 класс
Класс делиться на три команды.
Учитель начинает игру:
“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестёр замуж за царей медного, серебренного и золотого царства. Целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.
Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения:
(у + 371) - 546 = 277,
(127 + а) – 98 = 32,
(х +379) - 197 = 183.
Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу”.
К доске вызываются по одному ученику из каждой команды, которые решают уравнения.
Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитываются скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают уравнения своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что представят учителю решения уравнений и других команд.
Учитель продолжает: “Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги. Они давно враждовали с Кощеем Бессмертным, и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат шесть уравнений, написанных на стенах избушки”.
65 + 2х = 59, 24 – 3х = 21, 75 – 5х – 15 = 30,
у(58 - 27)= 62. (25 + 8)у = 99. 92 – 3у = 392 – 311.
Подводятся итоги второго этапа.
“Попрощалась с Иваном-царевичем, Баба- Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков ”.
К доске идут новые шесть учеников. На доске 6 уравнений:
35 : х – 20 = 15, х : 2 + 35 = 36, х : 3 · 12 = 72,
(5 - у) · 3 = 4 ∙ 6 – 3 · 2. (3 + у) · 5 = 3 ∙ 5 + 55. (7 + у) · 5 = 7 ∙ 5 + 3 · 5.
Подводятся итоги третьего тура.
“Иван- царевич произнёс “волшебные слова”, назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение у + 12705 : 121 = 105. Устно решите данное уравнение. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой жить-поживать и добра наживать”.
Подводятся итоги всей игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.
Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Дидактические игры на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...
Дидактические игры на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...
Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах
Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...