Системно-деятельностный подход при проектировании и проведении урока.
статья по алгебре по теме
Применение системно -деятельностного подхода в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_pri_proektirovanii_i_provedenii_uroka.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Болгова Светлана Ивановна, учитель математики МБОУ « Весенненская СОШ».
Системно-деятельностный подход при проектировании и проведении урока.
«Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно» А.Н.Колмогоров. Наше время-это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, и все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Основная цель системно - деятельностного подхода научить ребенка работать.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура моего урока математики, как и любого другого, состоит в следующем: я создаю проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляем проблему; я управляю поисковой деятельностью; ученики осуществляют самостоятельный поиск; вместе обсуждаем результат. В основе урока лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
Принципы модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Стимулирование творчества ученика является, по существу, самой главной проблемой преподавания и важнейшей установкой в профессиональной позиции учителя. Ни один новый материал не преподношу учащимся на блюдечке. Опираясь на данные принципы, перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое запланировала я. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как увидительное. Например, на первых уроках геометрии в 7 классе предложила ученикам начертить треугольник и измерить все его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех величина углов разная, а сумма получилась 180 градусов. Это произвело на класс большое впечатление. Практически, процентов 90 нового материала, можно давать попробовать детям самостоятельно исследовать, разобрать, понять. Творчество детей должно развиваться непринужденно, не ради оценок, не ради того, что это нужно делать, а прежде всего для удовлетворения души. Нужно строить работу так, чтобы у ученика, начинающего мыслить, рассуждать, обобщать без особого подъема постепенно улетучивались все лишние мысли и, чтобы он уходил с головой в самостоятельную познавательную деятельность. Ребенок, испытавший радость самостоятельного познания нового, даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. Какая красота, какой восторг от правильных результатов! А как дети с большим удовольствием оспаривают свою правоту друг перед другом. А какое удовольствие они получают от того, что учитель ничего по новому материалу не объяснил и восхищен от познавательной деятельности учащихся.
Конструируя урок, я опираюсь на пять основных принципов педтехники:
- Принцип свободы выбора (право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор);[1,с.8].
- Принцип открытости ( не только давать задания-но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);[1,с.8].
- Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);[1,с.8].
- Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи - настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания..);[1,с.8].
- Принцип идеальности ( чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего действия. Если я правильно согласую содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласую темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников- и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить).[1,с.8].
Я думаю, что самый страшный порок на уроках математики - это шаблонное обучение, т.е. работа по образцу или решение типовых задач по подобию.
В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их нравственному становлению. Очень важно создание яркого, положительного образа предмета. От этого зависит заинтересованность учеников, их работоспособность. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Идя в школу к детям, я каждый раз задаю себе вопрос:
- готова ли я сделать шаг в помощи учащимся понять предмет и полюбить его;
- сумею ли я увлечь детей своим предметом и своим профессиональным мастерством;
- смогу ли я включить учеников в познавательную деятельность;
- ждут ли меня и мои уроки мои ученики?
Список литературы.
1. А. Гин. «Приемы педагогической техники»..Москва: «Вита»,2003г;
2.С.Г.Манвелов.«Конструирование современного урока математики».Москва: «Просвещение»,2005;
3. В.П. Сухов. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий
Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...
Современные подходы к подготовке и проведению уроков в свете требований ФГОС
Выступление на сеимнаре учителей биологии и химии...
Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС.
Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС....
Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»
Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»...
Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии
Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии, как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного усвоения новых знаний и компетентностей, умения...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Современные подходы к конструированию и проведению урока
Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями...