Конспект урока с презентацией "Преобразование выражений"
план-конспект урока по алгебре на тему

Козлова Татьяна Александровна

«Скажи мне – и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

 вовлеки меня – и я научусь».

        

Тема «Преобразование выражений».

(обобщение темы «Формулы сокращенного умножения») 

 

Цели урока:

·  Систематизировать и обобщить знания по теме «Формулы сокращенного умножения».

·   Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать.

·  Способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Скажи мне – и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

 вовлеки меня – и я научусь».

        

Тема «Преобразование выражений».

(обобщение темы «Формулы сокращенного умножения») )

Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить знания по теме «Формулы сокращенного умножения».
  •  Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать.
  • Способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность.

Оборудование:

  • Карточки
  • Компьютер
  • Проектор
  • Сканер
  • Белая доска.

                                                                            Ход урока

I. Вступление.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, на уроке у нас присутствуют гости, а во – вторых, помогать мне будут  ученики 9 класса. Как это произойдет, узнаете чуть позже, сейчас…

II. Разминка

Чтобы ознакомить наших гостей, над изучением и применением каких формул мы с вами работаем,  предлагаю  выполнить следующее задание:  перед вами расположены карточки  с алгебраическими выражениями. Установите принцип соответствия между карточками.

Прочитайте, что у вас получилось? (слайд 1)

    1. (а + в)2= а2+2ав+в2

                    2. (а – в)2= а2-2ав+в2

                    3. а2 – в2 = (а – в)(а+в)

                    4. а3 + в3 =(а – в)(а2+ав+в2)

                    5. а3 - в3 =(а +в)(а2 - ав+в2)

Каким общим названием можно объединить все эти формулы?  (Ответы детей)

Итак, сегодня на уроке нам предстоит систематизировать и обобщить знания по теме «Формулы сокращенного умножения». Поэтому открываем тетради, записываем число и тему урока «Преобразование выражений» (слайд 2)

III. Вопросы от старшеклассников.

Вопрос ученика  9а класса Рудь Владимира:  (слайд 3)

«Вы знаете много формул сокращенного умножения. Объясните, для чего они нужны  и в каких случаях вы их применяете. Напомните мне, как  разложить на множители многочлен a3+a2-ab2-b2двумя способами».

Ответ учащихся (решают у доски 2 ученика)

а)  a3+a2-ab2-b=  а2(а+ 1)-b2(a+1)=  (a+1)(  а2_ b2  )=   (a+1) (a+b)(a-b)

б) a3+a2-ab2-b2= а(а2- b2)+(  а2_ b) =(  а2_ b2  ) (a+1)= (a+1) (a+b)(a-b)

Вопрос ученика  9а класса Банина  Василия:  (слайд 4)

«Недавно, в своих старых тетрадях за 7 класс я нашел странные записи, сделанные мною. Я попытался их расшифровать, но не смог. Прошу вас  помочь мне их расшифровать».

Ребята,  у вас на партах лежат карточки с зашифрованными записями Василия. Давайте поможем ему их расшифровать (ребята выполняют задание) (слайд 5)

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

Ответ учащихся (решают самостоятельно) (слайд 6)

1.(5- в)22510в2;

2.472-372=(47-37 )( 47+37);

3.( а-3)( а  +3)=a29;

4. (с+6)2= с2+12с+36;

5.712+292+2∙71∙29=( 71 + 29)2=1002.

Вопрос  ученика  9а класса  Паноморёва  Александра:  (слайд 7)

«Интересно, в 7 классе умеют решать такие уравнения:

a) (2y+1)2-4y2=5,  

б) (x-5)2-x2+8=3».

Ответ учащихся (решают у доски 2 ученика)

a) (2y+1)2-4y2=5,                               б) (x-5)2-x2+8=3,

4 y2+4y+1-4 y2=5,                                  x2-10x+25-x2+8=3,

4y=5-1,                          -10x+33=3,

y=4:4 ,                          -10x=-30,

y=1 .                                                        x=(-30):(-10),

                                                                 x=3.

Вопрос  ученика  9а класса  Слободян Бориса (слайд 8)

«Ребята, я совсем запутался, когда пытался упростить выражение, используя правило умножения многочлена на многочлен. Может я что-то делал не так?»

(а-1)(а2+1)(а+1)-(а2-1)2-2(а2-3)+1  (слайд 9)

Давайте подскажем Борису, как можно было упростить выражение, используя формулы сокращенного умножения.

Ответ учащихся  (решает у доски 1 ученик)

(а-1)(а2+1)(а+1)-(а2-1)2-2(а2-3)+1=(а2-1)(а2+1)-(a4-2a2+1)-2a2+6+1= a4-1-

-a4+2a2-1-2a2+6+1=-1+2a2-1-2a2+6+1=5

Какие формулы сокращенного умножения вы использовали при упрощении данного выражения?

Вопрос  ученицы 9а класса  Панковой Татьяны: (слайд 10)

«Как выяснить, что больше37 или 36∙38используя формулу сокращенного умножения?»

Ответ учащихся (решают самостоятельно в тетрадях) (слайд 11)

36∙38=(37-1)(37+1)=372-1

                                  37 ›372-1

                                37 › 36∙38

IV. Задание на дом.

Молодцы, справились со всеми заданиями. Думаю, старшеклассники будут довольны. А теперь гимнастика для ума.   Дома попробуйте возвести в квадрат число 597 с помощью формулы сокращенного умножения.

Ответ: 5972=(600-3)2=360000-3600+9=356409

    

V. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Подошел  к концу наш урок. Сегодня мы с вами вновь убедились в необходимости знания формул сокращенного умножения и умения применять их на практике.

VI. Рефлексия (слайд 10)

  • На уроке я узнал…..
  • На уроке я понял…
  • На уроке я удивился…
  • На уроке я научился…
  • На уроке мне понравилось…

Благодарю за работу на уроке.

1. (а + в)2=   а2+2ав+в2

    2. (а – в)2=  а2- 2ав+в2

          3. а2 – в2 =  (а – в)(а+в)

       4. а3 3 =  (а-в)(а2+ав+в2)

       5. а3 3 =  (а+в)(а2- ав+в2)

  1. (а + в)2=   а2+2ав+в2

    2. (а – в)2=  а2- 2ав+в2

          3. а2 – в2 =  (а – в)(а+в)

       4. а3 3 =  (а-в)(а2+ав+в2)

       5. а3 3 =  (а+в)(а2- ав+в2)

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.

  1. (5- ˽)2= ˽- ˽+в2;
  2. 472-372=(47-˽ )( ˽+37);
  3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a2- ˽;
  4. (˽+6)2= с2- ˽+36;
  5. 712+292+2∙71∙29=( ˽ + ˽)22.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формулы сокращенного умножения. 1. (а + в) 2 = а 2 +2ав+в 2 2. (а – в) 2 = а 2 - 2ав+в 2 3. а 2 – в 2 = (а – в)(а + в) 4. а 3 + в 3 =(а – в)(а 2 +ав+в 2 ) 5. а 3 - в 3 =(а +в)(а 2 - ав+в 2 )

Слайд 2

Преобразование выражений.

Слайд 5

1. (5- ˽) 2 = ˽- ˽+в 2 ; 2. 47 2 -37 2 =(47-˽ )( ˽+37); 3. ( ˽-3)( ˽ +3)=a 2 - ˽; 4. (˽+6) 2 = с 2 - ˽+36; 5. 71 2 +29 2 +2∙71∙29=( ˽ + ˽) 2 =˽ 2 .

Слайд 6

1. (5- в ) 2 = 25 - 10в +в 2 ; 2. 47 2 -37 2 =(47- 37 )( 47 +37); 3. ( а -3)( а +3)=a 2 - 9 ; 4. ( с +6) 2 = с 2 + 12с +36; 5. 71 2 +29 2 +2∙71∙29=( 71 + 29 ) 2 = 100 2 .

Слайд 9

(а-1)(а 2 +1)(а+1)-(а 2 -1) 2 -2(а 2 -3)+1

Слайд 11

36∙38=(37-1)(37+1) =372-1 372 › 372-1 372 › 36∙38

Слайд 12

На уроке я узнал….. На уроке я понял… На уроке я удивился… На уроке я научился… На уроке мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 8 классе " Преобразование рациональных выражений".

Урок обобщения знаний о действиях с дробями. На уроке применяется индивидуальная, фронтальная и групповая виды работ....

План-конспект урока алгебры в 7 классе по теме: "Сумма и разность кубов двух выражений"

Представлен план-конспект урока по теме: "Сумма и разность кубов двух выражений"...

Конспект урока "Преобразования алгебраических выражений" (6 класс)

Урок разработан по таксономии Б.Блума. Данный материал содержит конспект урока, технологическую карту к уроку, оценочный лист....

Конспект урока "Преобразование рациональных выражений"

Конспект урока алгебры в 8 классе, обобщающий знания по теме с использованием информационно-коммуникативных технологий....

Конспект урока "Запись арифметических выражений на языке Паскаль"

Первое занятие. Запись арифметических выражений на языке программирования Паскаль...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Преобразование рациональных выражений

Данный урок по алгебре 8 класс.  Разработка урока включает в себя цел, задачи (обучающиеся, воспитательные, развивающие). Структуру и ход урока в виде таблицы по этапам....