урок по теме "Координатная плоскость"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Душкина Алёна Николаевна

урок по теме "Координатная лоскость" в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinatnaya_ploskost.docx148.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

 ПО ТЕМЕ

«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ».

ПРЕДМЕТ: математика

КЛАСС: 6

ПОДГОТОВИЛА: учитель математики Душкина А.Н.

2013г

Эпиграф к уроку:

“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”.

Тема: «Координатная плоскость»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1.Обучающая: создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся понятий:

умение находить точку на плоскости по заданным координатам и

умение находить координаты заданной точки; показать и научить,

как рисовать с помощью координатной плоскости;

2.Развивающая: совершенствовать навыки построения, развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;

3.Воспитательная: развивать абстрактное мышление, воспитывать дружеские отношения в классе, любовь к Родине, уважение к старшим, умение работать в паре, развивать интерес к математике.

Оборудование: компьютер, карточки-задания, сборник стихов, чертежные принадлежности.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Учитель сообщает тему, цели и план урока.
  2.  Актуализация опорных знаний

а) Игра «Морской бой»

Один ученик выбирается капитаном корабля, терпящего бедствие. Он называет координаты своего местонахождения, а другие ученики должны быстро и правильно показать точку на координатной плоскости.

Между корабликами обязательно должна быть хотя бы 1 пустая клетка, их нельзя ставить вплотную друг к другу (даже по диагонали).

Вот пример расставленных кораблей:

детская настольная игра Морской бой

- Что вы называли вы во время игры?

- А почему (3;б)?

б) - А теперь пойдем в кинотеатр.

  -Что надо иметь?(билеты)

  -Хорошо, вот вам билеты и план кинотеатра.

  -Где каждый из вас окажется?

-Почему в билете два данных?(надо знать ряд и место)

 

в) Где в жизни встречаются координаты?

(географическая карта, шахматы, места в зрительном зале, адрес и т. д.)

3.Изучение нового материала:

1. -координатная плоскость (оси координат)

-координаты (абсцисса, ордината)

-положение точек на земной поверхности (широта, долгота)

Рене Декарт - биография

Рене Декарт — (латинизированное — Картезий; Cartesius) (1596-1650) — французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени.

Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Р. Декарт ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

2.Назвать координаты точек (слайд 9).

3. Словарная работа.

На доске  « Математический словарь»  написаны слова: параллель, перпендикуляр, абсцисса, ордината, координаты. Учитель закрывает словарь и предлагает ученикам в уме посчитать, сколько букв в каждом слове, то есть могут ли ученики правильно записать эти слова, если потребуется.

 

4. Учащиеся выполняют задания в тетради. Один учащийся у доски. Начертить треугольник АВС и треугольник КLМ по данным координатам их вершин: А(-4;2), В(0;5), С(4;-2), К(0;-5), L(-4;2), М(4;2). Какая фигура получилась в пересечении этих треугольников? (шестиугольник). Какой четверти принадлежат эти точки? Правильные и аккуратные работы демонстрируются    всему классу. Выставляются оценки.

5. Творческая работа. Построить фигуру, последовательно соединяя заданные точки на координатной плоскости. На слайде 11 записаны координаты точек. Учащиеся в тетрадях ( а учитель на компьютере при помощи анимации) строят точки и последовательно соединяют их отрезками. По завершению этой работы учащиеся определяют , что получилось на рисунке.

6. Математическая зарядка. При верном утверждении учителя дети поднимают руки вверх, а при неправильном – руки в стороны. Учитель: а) точка (2;2) лежит в 3 четверти (дети разводят руки в стороны); б) точка (0;3) принадлежит оси ОУ (руки вверх) и т. д. в быстром темпе.

7.Задание на дом. Придумать фигуру, нарисовать её на координатной плоскости, подписать координаты. Для более подготовленных ребят творческая работа (приложение2)

4. Подведем итог нашего урока:

-под каким углом пересекаются оси?(прямыми)

-как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости?

(координатами)

-расскажите, как построить точку по ее координатам?(Отмечаем абсциссу, а затем ординату)

5.Рефлексия:

Какое предложение каждый из вас продолжит:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило

Мне тоже было с вами интересно.

 

Приложение 1.

Ласточка

(-5; 4), (-7; 4), (-9; 6), (-11; 6), (-12; 5), (-14; 5), (-12; 4), (-14; 3), (-12; 3), (-11; 2), (-10; 2),

(-9; 1), (-9; 0), (-8; -2), (0; -3), (3; -2), (19; -2), (4; 0), (19; 4), (4; 2), (2; 3), (6; 9), (10; 11), (3; 11), (1; 10), (-5; 4), глаз (-10,5; 4,5).

Утка

(3; 0), (1; 2), (-1; 2), (3; 5), (1; 8), (-3; 7), (-5; 8), (-3; 4), (-6; 3), (-3; 3), (-5; 2),(-5; -2), (-2; -3), (-4; -4), (1; -4), (3; -3), (6; 1), (3; 0) и (-1; 5).

Слоник 1

(-1; 4), (-2; 1), (-3; 2), (-4; 2), (-4; 3), (-6; 4), (-6; 6), (-8; 9), (-7; 10), (-6; 10), (-6; 11), (-5; 10), (-4; 10), (-3; 9), (-1; 9,5), (1; 9), (3; 10), (4; 11), (4; 16), (3; 18), (5; 17), (6; 17), (5; 16), (6; 12), (6; 9), (4; 7), (1; 6),

(2; 5), (5; 4), (5; 3), (4; 4), (1; 2), (1; 0), (3; -4), (4; -5), (1;-7), (1; -6), (0; -4), (-2; -7), (-1,5; -8), (-5; -7), (-4; -6), (-5; -4), (-7;-5), (-7; -7), (-6,5; -8), (-10,5; -8), (-10; -7), (-10; -6), (-11; -7),

(-11; -8), (-14; -6), (-13; -5), (-12; -3), (-13; -2), (-14; -3), (-12; 1), (-10; 3), (-8; 3), (-6; 4), глаз (-1; 7).

Верблюд

(-10; -2), (-11; -3), (-10,5; -5), (-11; -7), (-12; -10), (-11; -13), (-13; -13), (-13,5; -7,5), (-13; -7), (-12,5; -5), (-13; -3), (-14; -1), (-14; 4), (-15; -6), (-15; -3), (-14; 2), (-11; 4), (-10; 8), (-8; 9),

(-6; 8), (-5; 5), (-3;8),(-1;9), (0;8), (0,5;6), (0,5;4), (3;2,5), (4;3), (5;4), (6;6), (8;7), (9,5;7), (10;6), (11,5;5,5), (12;5), (12;4,5), (11;5), (12;4), (11;4), (10;3,5), (10,5;1,5), (10;0), (6;-3),

(2;-5), (1,5;-7), (1,5;-11), (2,5;-13), (1;-13), (0;-5), (-0,5;-11), (0;-13), (-1,5;-13), (-1,5;-7),

(-2;-5), (-3;-4), (-5;-4,5), (-7;4,5), (-9;-5), (-10;-6), (-9;-12), (-8,5;-13), (-10,5;-13), (-10;-9,5), (-11;-7), глаз (8,5;5,5)

Медведь 1

(4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5), (4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7),

(7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз (8;-6)

Лось

(-2;2), (-2;-4), (-3;-7), (-1;-7), (1;4), (2;3), (5;3), (7;5), (8;3), (8;-3), (6;-7), (8;-7), (10;-2), (10;1), (11;2,5),(11;0), (12;-2), (9;-7), (11;-7), (14;-2), (13;0), (13;5), (14;6), (11;11), (6;12), (3;12), (1;13), (-3;13), (-4;15),(-5;13), (-7;15), (-8;13), (-10;14), (-9;11), (-12;10), (-13;9), (-12;8),

(-11;9), (-12;8), (-11;8), (-10;7), (-9;8),(-8;7), (-7;8), (-7;7), (-6;7), (-4;5), (-4;-4), (-6;-7), (-4;-7), (-2;-4), глаз (-7;11)

Зайчонок

(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1) и (5;7).

Лиса 1

(0,5;0), (1;2), (1;3), (2;4), (3;3,5), (3,5;4), (2,5;5), (2,5;6), (2;6,5), (2;8,5), (1;7), (0,5;6,5),

(-0,5;7), (-0,5;6), (-1;5,5), (-3;3), (-4;1), (-4,5;-1,5), (-4;-2,5), (-4,5;-3,5), (-3,5;-5), (-1;-6), (1;-7), (2;-8), (3,5;-10), (4,5;-9),(4,5;-7), (4;-6), (3;-5), (0;-4,5), (1;-1,5), (0,5;0).

Собака 1.

(1;-3), (2;-3), (3;-2), (3;3), (4;3), (5;4), (5;6), (4;7), (3;7), (2;6), (3;5), (3;5,5), (4;5), (3;4), (2;5), (-3;5),

(-4;6), (-4;9), (-5;10), (-5;11), (-6;10), (-7;10), (-7;10), (-7;8), (-9;8), (-9;7), (-8;6), (-6;6), (-7;3), (-6;2), (-6;-1), ў(-7;-2), (-7;-3), (-6;-3), (-4;-2), (-4;2), (1;2), (2;-1), (1;-2), (1;-3)

Приложение 2

Домашние задание: Перемещение по вертикали

Прочитай.  На рисунке изображена веточка дуба с тремя желудями. Причем два желудя совершенно одинаковы и расположены ток, что если перемесит верхний желудь строго по вертикали на 9 ед. вниз, то он в точности совпадет с нижним желудем и, наоборот, верхнее изображение может быть получено посредством перемещения нижнего на 9 ед

Подумай.  Как взаимосвязаны координаты точек изображений верхнего и нижнего желудей? Вообще, как изменяются координаты точек фигуры, если переместить эту фигуру на некоторое число единиц верх (вниз) по вертикали?

Выполни. Пронумеруй узловые точки изображений обеих желудей одинаковыми числами от 1 до 9. Определи координаты всех точек верхнего желудя и запиши их в первой строке таблицы, приведенной ниже. Найди координаты точек нижнего желудя и запиши их во второй строке таблицы. Сравни координаты соответствующих точек изображений и сделай вывод.

Заполни таблицу!

Номер узловых точек

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Координаты узловых точек верхней фигуры

Координаты узловых точек нижней фигуры

Запиши вывод

 Если перемесить изображение фигуры вертикально вниз (вверх) по координатной плоскости, то абсциссы его точек__________________________, а ординаты_________________________________ на одно и тоже число, равное____________________________, на которое выполнено перемещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6класс "Координатная плоскость."

Тип урока: Закрепление изученного материала. Цели урока:            образовательная:  закрепить изученный материал...

Геометрия. Презентация урока: “Преобразования на плоскости”.

С какими новыми понятиями познакомились? Что нового узнали о геометрических фигурах? Приведите примеры геометрических фигур, обладающих осевой симметрией. Приведите пример фигур, обладающих центрально...

Презентация к уроку геометрии "Параллельность плоскостей" 10 класс

Данная презентация иллюстрирует учащимся параллельность плоскостей....

Элементы творческой работы на уроках математики ("Координатная плоскость", "Симметрия")

Учить учащихся строить точки на координатной плоскости, находить координаты точек. Выработать умение строить точки по заданным координатам, развивать воображение, наблюдательность, память. воспитывать...

Презентация к уроку математики: "Координатная плоскость"

Презентация разработана для урока закрепления знаний по теме: "Координатная плоскость"...

Презентация к уроку "Угол между плоскостями.Решение задачи различными методами"

Данная презентация может использоваться для наглядности на уроках повторения, для подготовки к ЕГЭ при решении задач типа С-2....