Доклад на тему: "Задания второй части демонстрационного варианта ГИА"
статья по алгебре (9 класс) на тему
1. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году
2. Оценивание экзаменационной работы
3. Практическая часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад. | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Учитель МБОУ «Марьевская ООШ»
Алейникова Галина Николаевна
2014 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году ………………………………………………………….. 3
2. Оценивание экзаменационной работы ………………………………… 4
3. Практическая часть ……………………………………………………….. 8
- Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2014 г. по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета.
При разработке шкал оценивания результатов выполнения экзаменационных работ по общеобразовательным предметам использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом группами учащихся с различными уровнями подготовки по предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к подготовке учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-балльной шкале.
Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Факт изменения территориальной экзаменационной комиссией шкалы перевода баллов должен быть зафиксирован в отчете комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.
Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что последнее возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.
Ниже приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году.
2. Оценивание экзаменационной работы.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 38 баллов. Из них – за модуль «Алгебра» – 17 баллов, за модуль «Геометрия» – 14 баллов, за модуль «Реальная математика» – 7 баллов.
Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике (на основе годовой и экзаменационной оценки по пятибалльной шкале) или по алгебре и геометрии (на основе годовых оценок, а также, в случае получения положительных оценок, экзаменационных оценок по пятибалльной шкале по соответствующим разделам). При этом экзаменационная оценка может учитываться в итоговой только в случае, если она выше годовой. В случае преодоления минимального порога в сумме за всю работу, и неполучения положительной оценки по алгебре и(или) геометрии, итоговая оценка по соответствующему предмету выставляется на основе годовой оценки.
С учетом анализа результатов ГИА по математике в предыдущие годы, пожеланий образовательных учреждений, разработаны рекомендованные шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной шкале:
суммарного балла за выполнение работы в целом – в экзаменационную отметку по математике (табл. 2);
суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Алгебра» (все задания модуля «Алгебра» и задания 14, 15, 16, 18, 19, 20 модуля «Реальная математика»), – в экзаменационную отметку по алгебре (табл. 3);
суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Геометрия» (все задания модуля «Геометрия» и задание 17 модуля «Реальная математика»), – в 6 экзаменационную отметку по геометрии.
Таким образом, суммарный балл, полученный выпускником по результатам ГИА, является объективным и независимым показателем уровня его подготовки. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней школы.
Таблица 1
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение
экзаменационной работы в целом в отметку по математике Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл за работу в целом | 0 – 7 | 8 – 15 | 16 – 22 | 23 – 38 |
Таблица 2
Справка об изменениях КИМ ГИА для выпускников 9 кл.
2014 года в сравнении с 2013 годом Информатика и ИКТ - изменений нет. |
История - изменений нет. |
Иностранные языки - изменений нет. |
Литература - изменений нет. |
Математика - изменений нет. |
Русский язык – изменений нет. |
Биология – принципиальных изменений нет. |
1) В части 1(А) на 2 сокращено количество заданий. 2) В часть 2 (В) включено новое задание с выбором трех верных ответов из шести. 3) В часть 3(С) включено новое задание на применение биологических знаний в практической ситуации. В результате количество заданий не изменилось, но максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы повысился с 43 до 46. |
География – принципиальных изменений нет. |
Изменено соотношение заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом: 17, 10 и 3 соответственно. В экзаменационную работу 2014 г. включено задание, которое нацелено на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач. |
Обществознание – принципиальных изменений нет. |
Изменения в структуре и содержании КИМ отсутствуют. На основе анализа статистических данных изменена система оценивания задания В5: оно оценивается не 2, а 1 баллом. |
Физика – принципиальных изменений нет. |
Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом. |
Химия – 2 модели экзамена. |
В 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предлагаются 2 модели экзаменационной работы по химии. Демовесия-1 2014 г. по своей структуре и содержанию аналогична работе 2013 г. В демоверсии-2 усилена практико-ориентированная составляющая, в связи с чем в экзаменационную работу включено задание для выполнения реального химического эксперимента (С4). |
Структура экзаменационной работы 2014 года по сравнению с предыдущим годом не изменилась. Спецификация экзамена государственной итоговой аттестации опубликована на сайте ФИПИ в виде проекта к общественно-профессиональному обсуждению.
ГИА по математике состоит из 26 заданий, распределенных на 2 части. Часть 1 - 20 заданий базового уровня сложности; Часть 2 - 4 задания повышенного и 2 задания высокого уровня сложности. Общее время выполнения экзамена - 235 минут.
Данный демонстрационный тест соответствует спецификации и содержит три модуля: Алгебра, Геометрия, Реальная математика.
Модуль Алгебра состоит из 11 заданий: 8 - простые и 3 - сложные. Модуль Геометрия состоит из 8 заданий (5+3). Модуль Реальная математика состоит из 7 простых заданий.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальный балл - 38. Для прохождения государственной итоговой аттестации математике нужно набрать в сумме не менее 8 баллов за всю работу, из них не менее 3-х баллов по модулю Алгебра и 2-х баллов по модулям Геометрия и Реальная математика.
3. Практическая часть
Согласно новой форме аттестации девятиклассников в список заданий включены задачи по геометрии. Даже обучение решению базовых задач в основной школе - дело непростое, а уж решение задач повышенной сложности по геометрии требует особо тщательной подготовки к уроку.
Поделюсь с вами опытом разбора одной интересной геометрической задачи из второй части варианта для ГИА.
Задача
Высоты треугольника АВС пересекаются в точке Н, а медианы - в точке М. Точка К – середина отрезка МН. Найдите площадь треугольника АКС, если известно, что АВ = 6, СН = 3, ВАС = 45o;.
Решение.
Выполняя рисунок к задаче, большинство учеников добросовестно провели все три высоты треугольника, помня о том, что они непременно пересекутся в одной точке. Затем – все три медианы, которые тоже пересекаются в своей общей точке, делящей каждую из них в отношении 2:1, считая от соответствующей вершины. А при поиске ответа на вопрос задачи понадобились и другие дополнительные построения. В результате получился малопонятный рисунок, а до финиша дошёл только один ученик.
Но уже на этапе проведения высот мыслящий ученик должен был задать себе вопрос: «А как проводить высоты, если я не знаю, каковы углы треугольника?» Если треугольник тупоугольный, то две его высоты пройдут вне треугольника. Если прямоугольный, то эта точка есть вершина прямого угла. И только в остроугольном треугольнике точка пересечения высот окажется во внутренней области треугольника.
Эта задача методически интересна тем, что здесь полезно начать выполнение рисунка с попытки построения треугольника АВС по трём данным элементам, о которых говорится в условии задачи.
Именно этот метод часто оказывается благодарным в поисках пути решения многих трудных задач по геометрии.
Итак, сначала ставим перед собой проблему построения треугольника АВС. Поэтапно у нас с девятиклассниками получилось так:
- два луча, образующие угол в 45 градусов;
- откладываем АВ=6 (любые 6 равных отрезков);
- проводим перпендикуляр ВВ1 на горизонтальную сторону угла;
ВВ1 и будет одной из высот ещё не построенного треугольника АВС;
- поскольку треугольник АВ1В равнобедренный прямоугольный, то его медиана B1C2, проведённая из вершины прямого угла и задаёт направление будущей второй высоты ∆АВС, проведённой к стороне АВ. Заодно по пути заметим, что длина этой медианы равна 3.
Где же искать вершину С?
Пока нам известно, что точка Н где-то на высоте ВВ1, направление СН перпендикулярно прямой АВ, СН=3 ( как и отрезок В1С2). Где Н? Где С?
Построив параллелограмм В1С2НС, мы и обнаружим вершину С и вторую высоту (СС1) треугольника АВС.
Поделив медиану С2С на три равные части, легко отыскать точку М.
Из точек С2, М, К опустим перпендикуляры на сторону АС. Построим треугольник АКС, площадь которого требуется найти в задаче.
ММ1:С2D = 2:3
ММ1 = C2D = ∙ 1,5 =
C2D = HB1 = B1C = 1,5
Средняя линия КК1 трапеции М1МНВ1 равна полусумме ММ1 и НВ1
КК1 = 0,5 × (1,5
АС = АВ1 + В1С = 31,5
S∆АКС = 0,5×АС×КК1 = 0,5×4,5
Ответ: 5,625
Решить уравнение
(х + 4)(х + 5)3 = (х + 5)(х + 4)3
Решение.
(х + 4)(х + 5)3 - (х + 5)(х + 4)3= 0;
(х + 4)(х + 5)((х + 5)2 – (х + 4)2) = 0;
(х + 4)(х + 5)(х + 5 – х – 4)(х + 5 + х + 4) = 0;
(х + 4)(х + 5)(2х + 9) = 0.
Произведение двух или нескольких выражений равно нулю, если значение хотя бы одного из этих выражений равно нулю, а другие при этом не теряют смысла.
Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений:
Ответ: -5; -4,5; -4.
Один из моих учеников предложил другой путь.
(х + 4)(х + 5)3 = (х + 5)(х + 4)3
Легко видеть, что числа -4 и -5 являются решениями данного уравнения:
(-4 + 4)(-4 + 5)3 = (-4 + 5)(-4 + 4)3 - верное равенство;
(-5 +4)(-5 + 5)3 = (-5 + 5)(-5 +4)3 - тоже верное равенство.
Осталось проверить, есть ли решения среди значений значений х, отличных от -4 и -5.
Если обе части этого уравнения разделить на одно и то же число (x+4)(x+5), не равное нулю, то получим уравнение, равносильное данному на множестве чисел, не равных ни -5, ни -4.
(х + 5)2 = (х +4)2
Квадраты чисел равны в том и только в том случае, если эти числа либо равны, либо противоположны.
х + 5 = х + 4 или х + 5 = -х -4
или х = -4,5
Ответ: -5; -4,5; -4.
Можно согласиться с этим способом решения, но методически этот путь опасен вот чем. Помните «правило Штирлица»? Прочнее всего задерживается в памяти информация, высказанная в конце разговора. Вот и найдётся у нас школьник, который в похожем задании на первом же шаге, не задумываясь, сократит обе части уравнения на выражение, содержащее переменную, что может привести к потере корней. Только с очень аккуратными ребятами можно разобрать и рекомендовать этот путь решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
демонстрационный вариант ГИА-9
http://le-savchen.ucoz.ru/blog/2011-08-28-26...
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2012
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2012...
ГИА 2012. Демонстрационный вариант по русскому языку
Уважаемые родители! Данный материал и многие другие (по разным предметам) вы можете найти на сайте: http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html. Экзамен по русскому языку является обязательным,...
ГИА 2012. Демонстрационный вариант по английскому языку
Здесь предоставлен демонстрационный вариант КИМ по английскому языку, который в полном объеме можно найти на сайте www.fipi.ru....
Курбатов А.Н. Компьютерная презентация к первой части демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2013 году ГИА по МАТЕМАТИКЕ за 9 класс.
Компьютерная презентация к первой части демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ за ...
Доклад на МО: "Критерии проверки второй части ГИА по математике и особенностей оформления задач"
Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление р...