Иррациональные уравнения
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Иррациональные уравнения.
Цели урока:
1. Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения, умение применять их при решении нестандартных задач; проверка знаний учащихся по решению иррациональных уравнений, повторение пройденного материала с целью предупреждения забывания;
2. Выработать умение мыслить, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес;
3. Воспитание устойчивого интереса к математике, культуры поведения и общения, трудолюбия, аккуратности, положительного отношения к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный (рассказ, показ, работа с учебниками, практическая работа)
Оборудование: карточки с тестом, карточки с бланком, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
II. Актуализация опорных ЗУН и мотивационных состояний (4 мин)
Повторение пройденного материала: (слайд 3)
1. Сколько корней имеет уравнения:
а) х4-8=0 б) х5-1=0 в) х8+1=0
2. Найди ошибки: (слайд 4)
1) х3=8 2) х3=-8 3) =-3
х=±2 нет корней х=±27
III. Изучение нового материала (10 мин)
Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными. (слайд 6)
Например, - 2=0 , =2
Алгоритм решения уравнений (слайд 7)
1. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.
2. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
3. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.
Решим уравнения: а)= х. (слайд 9,10)
Решение
Возведем обе части уравнения в квадрат: х + 2= х2, х2 – х - 2=0, х1=-1, х2=2.
Проверка: 1) х=-1, тогда = -1, 1= -1 ложно;
2) х=2, тогда = 2, 2=2 верно. Ответ: х=2;
б) +1-2х=0. (слайд 11,12)
Решение = 2х – 1, х2 + 5х + 1=(2х-1)2, х2 + 5х + 1 = 4х2 - 4х + 1,
х(х-3)=0, х1=0, х2=3.
Проверка: 1) х1=0, то + 1 -2 * 0 ≠ 0, значит, х1=0 не удовлетворяет уравнению.
2) х2=3, тогда + 1 - 2 * 3 = 0. Значит, х=3 – корень уравнения. Ответ: х=3;
в) = . (слайд 13)
Решение возведя обе части уравнения в квадрат, получим 2х – 3 = х – 2, х = 1.
Проверка: = . Обе части уравнения не имеют смысла. Ответ: нет корней
IV. Самостоятельная работа по изучению нового материала(2 мин)
Устная работа (слайд 14)
Какие из следующих уравнений являются иррациональными:
а) х+=2 б) х=11 + х в) у += 2
г) у2 - 3 = 4
V. Первичное повторение и закрепление (3 минут)
Является ли число х0 корнем уравнения: (слайд 15)
а) = , х0=4; б) = , х0 = 2;
в) = , х0=6; г) = - , х0=0;
VI.Самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию ЗУН ( 10 мин) (слайд 16)
- №417 (б, в)
- №418 (а, г)
- №419 (в)
VII. Тестирование в двух вариантах ( раздается каждому ученику с таблицей ответов, которую они заполняют и сдают учителю). (10мин)
I вариант
а) 2; б) 4; в) 8; г) 9.
а) -7; б) ±7; в) ; г) 7.
а) 8; б) 3; 8; в) 3; г) -3; -8.
II вариант
а) 1; б) 7; в) 5; г) 9.
а) 1; 5; б) 1; в) 5; г) -1; -5.
а) -4; б) ±4; в)4; г) 8.
Ф. И. О. ученика | |
№ | Ответы |
1 | |
2 | |
3 |
Проверяются с помощью слайда 18
VIII. Домашнее задание ( 2 минут) (слайд 17)
П.33, №417(г), №419(г)
IX. Подведение итогов урока и объявление оценок за урок (2 минут)
- Анализ работы учащихся на уроке (итоги теста)
- Объявление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...
Рабочая программа «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства»
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...
N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения" N2,N4, N6...