«Нахождение дроби от числа и числа по его дроби» автор: Журавлева Ю.Э.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Урок – путешествие в Великий Устюг в гости к Деду Морозу, по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби» по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по теме «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»
- Математика
- 6 класс
- Учителя математики: Джунусова Ю. Э – учитель I категории МБОУСШ №12 имени В. В. Тарасова,
- Тема и номер урока в теме : «Нахождение дроби от числа», 3-й урок.
- Учебник Н. Я. Виленкин «Математика 5»
- Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- Форма урока: Урок – путешествие в Великий Устюг в гости к Деду Морозу.
- Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Нахождения дроби от числа» за счёт укрупнения дидактических единиц.
- Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
- Способствовать совершенствованию приёмов сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
- способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Метапредметного развития:
- содействовать расширению кругозора, любознательности;
- прививать умение работать в парах (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
Предметного развития:
- формировать осознанное усвоение учащимися понятия нахождение части от числа и числа по его дроби;
- обеспечить применение учащихся умения различать виды задач в различных ситуациях.
- Формы работы учащихся:
индивидуальная; фронтальная; работа в парах.
- Необходимое оборудование:
компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник “Математика 6 - кл.” Виленкин и др., “карточки настроения”, карточки с заданиями «от Деда Мороза».
- Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |||||||||||||||
1 | Организационный момент (2-3 мин) | Добрый день, дорогие ребята! Начинаем наш урок, сегодня вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей урока. Ребята, закончите четверостишие: Что за праздник у ворот? Песни, игры, хоровод, Сказка, чудеса и вот Наступает….. Правильно, Новый год. Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника? Да, это Дед Мороз и Снегурочка. Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде “Зимний экспресс”. А вы хотели бы узнать, где живёт Дед Мороз? - Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие. Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется …(Звучит музыка) (слайд №1) Пока волшебный экспресс мчит нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число в тетрадь, классная работа и отгадаем кроссворд, разгадав который, вы узнаете в каком регионе Российской Федерации находится резиденция Деда Мороза. (название зашифровано в красных клеточках) | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, Отвечают на вопросы: Новый год. Дед Мороз и Снегурочка. Записывают дату и тему урока в тетради. | Познавательные (умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе разгадывания кроссворда). | |||||||||||||||
2 | Кроссворд (3-5 мин) | Вопросы учащимся (слайд №2) 1)Деление числителя и знаменателя на одно и то же натуральное число. 2) Действие, при помощи которого находится число по его дроби? 3) Какое число не имеет обратного? 4) Действие, при помощи которого находится дробь от числа? 4) Назовите число, обратное самому себе Угадали область? -Молодцы! Облюбовал Дед Мороз для своего поселения город Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивой природы. город церквей белокаменных, природы красоты неописуемой, город первооткрывателей и землепроходцев, город золотых рук мастеров и народных промыслов, город-заповедник. (слайд №3) | Отвечают по поднятию руки: Сокращение Деление Ноль Умножение Единица Вологодская (По результатам устного счета получают ключевое слово Вологодская) | Личностные формировать гибкость и точность мысли, развивать речь, внимание и память) | |||||||||||||||
3 | Мотивация. Сообщение темы урока. (2 мин) | - Пока будем путешествовать, закрепим учебный материал пройденный ранее. - Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь какие типы задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать. Дробь от числа хотим найти - Верно. Если вы должны найти - Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условие этих задач и относить их к тому или иному типу. - И ещё мы будем учиться размышлять и постараемся стать чуточку добрее и внимательнее к своим друзьям и другим людям. | Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по его дроби. | Регулятивные (способность к волевому усилию) | |||||||||||||||
4 | Актуализация знаний учащихся «Пароль резных ворот» (7-10 мин) | - Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. - Недалеко от города, в бору сосновом, на на берегу Сухоны и построил себе Дед Мороз терем узорчатый. Круглый год там сказка живет и вас ждет! (Слайд №4) - А путешествие в сказку начинается у резных ворот. Чтобы войти в ворота и узнать, что за ними, нужно вспомнить изученный материал расшифровать пароль. (слайд №5) - Эпиграфом урока стали слова одного известного человека. Кто сказал их? Давайте отгадаем по шифрограмме (слайд №6) | В результате устных вычислений получают ответ к шифрограмме: Жак Адамар. Один ученик делает сообщение про Жака Адамара. | Коммуникативные (умение самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача) | |||||||||||||||
5 | Комплексное применение знаний «Тропа сказок» (10 мин) | -Вот и открыл нам страж ворота, а за ними Тропа сказок. Ждут гостей на Тропе сказок волшебные помощники Деда Мороза. Помощники Деда Мороза проведут по Тропе сказок гостей своих, все покажут и расскажут и к дому дедушки Мороза приведут. На слайде задача (слайд №7): “У Деда мороза 80 фруктов, из них – мандарины. Сколько мандаринов в мешке?”. Заполнение таблицы:
Вопросы к задаче: Что есть всё число в задаче? Известно ли оно? О какой дроби от числа говорится в задаче? Известно ли значение этой дроби? О каком типе задач идёт речь? Как будем её решать, с помощью какого действия? Другая задача: “У Деда Мороза 20 мандаринов, что составляет всех фруктов из мешка. Сколько всего фруктов в мешке Деда Мороза? (Задаю те же вопросы, решает тот же ученик) -Помогла ли вам таблица в определении типа задач, которые мы решили? - Чем отличаются и что общего в условиях этих задач? | У доски учащийся заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя. Всего учащихся 80 Нет, его надо найти Нахождение дроби от числа Умножения Решает тот же ученик Анализируют результаты. | Познавательные (активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения) | |||||||||||||||
6 | «Третий лишний» (5-6 мин) | -Вернёмся к эпиграфу нашего урока “Прежде чем решать задачу – прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай. Все вы знаете игру “Третий лишний”. 1) Дед Мороз раздал 40 подарков, что составляет 0,2 всех привезённых подарков в школу. Сколько подарков он привёз в школу? 2) Белочка собрала 200 орехов, для подарков она отдала Деду Морозу 0,4 от собранных орехов. Сколько белочка отдала орехов? 3) Снеговик доставил 30 000 писем Деду Морозу от ребят со всей страны, что составляет 0,3 всех писем присланных на почту Деда Мороза за день. Сколько всего писем прислали на почту Деду Морозу? - Прочитайте задачи, представленные на слайде. Среди них две задачи относятся к одному типу, а третья задача к другому, найдите эту задачу. - Измените формулировку задачи так, чтобы она стала задачей второго типа (нахождение числа по его дроби. | У доски учащийся заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя. Ученики выбирают лишнюю задачу (2), решают её устно (80) Белочка отдала 80 орехов для подарков Деду Морозу, что составляет 0,4 от всех собранных орехов. Сколько белочка собрала орехов? (тот, кто изменил условие задачи, тот и идёт её решать) | Познавательные (умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов). Регулятивные (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). | |||||||||||||||
7 | Физкультминутка (1 мин) | -Пока мы шли по «тропе сказок», мы замёрзли и чтобы согреться давайте встанем со своих мест (слайд №8) Мы осанку исправляем Спинку дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись До носочков дотянулись Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся садись | Выполняют гимнастику | Личностные (понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья). | |||||||||||||||
8 | Самостоятельное применение знаний. «Подарок от Деда Мороза» (7-8 мин) | - Ребята, мы продолжаем свой путь. Тропа сказок приводит нас к Дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. И нам за такой долгий путь с препятствиями они подарили мешок с подарком. А что это за подарок вы узнаете, если разгадаете шифрограмму, которая лежит у вас на партах. - Задание вам для пары, работай те вдвоём, можете обсуждать решение вместе, решайте и записывайте решение в таблицу, в пустые строки, у вас должно быть заполнено ещё 4 строки у каждого. А затем каждому ответу соотнесите букву. - Три пары, которые первые правильно разгадают, что в мешке, получат оценки. (слайд №10) | Выполняют работу в парах. | Коммуникатив ные (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)). | |||||||||||||||
9 | Итог занятия. Рефлексия. (3 мин) | Подводит итоги урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся. - Молодцы, ребята, хорошо сегодня потрудились! (выставление оценок, одному у доски про мандарины, одному за переделанную задачу) - Куда мы сегодня на уроке совершили путешествие? -Что нового вы узнали про Деда Мороза? - Какие типы задач решали? - Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?
Выставление оценок. На столе у каждого из вас человечки, грустные, веселые. Выберите того, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока. | Отвечают на вопросы учителя и описывают впечатления и свое эмоциональное состояние на карточках настроения. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | |||||||||||||||
10 | Домашнее задание «Почта Деда Мороза» (1 мин) | Задает задание на дом: Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно зашифровать название подарка, который они хотят получить на новый год с помощью задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. (слайд №11) | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.
Обобщающий урок по математике 6 класс. Учебник В.Я. Виленкин. Цели: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме; отработка контроля усвоения знаний, умений, навыков в ...
Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Дифференцированные индивидуальные карточки с заданиями
В данной разработке содержится 7 вариантов по возрастанию уровня сложности. Каждый вариант содержит 5 заданий. Ко всем вариантам приведены ответы....
Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Урок посвящен году российской истории.Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку....
«Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»
Форма занятия: решение вопроса «Всегда ли мы внимательны?» при помощи решения задач, занятие-беседа, обсуждение. На уроке рассматривается задача с меняющимся условием....
Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби
Задачи устной работы обучающихся. Задача 1. Расстояние между городами 600 километров. Мальчик проехал всего пути. Сколько километров он проехал? Зад...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....
Конспект урока «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби».
Самоанализ «Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби»....