Интернет-технологии для обучения одаренных детей
статья по алгебре на тему

Коханюк Галина Валерьевна

Использование дистанционного обучения в работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-технологии для обучения одаренных детей.

Коханюк Галина Валерьевна,

учитель математики,

МБОУ СОШ № 20 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области

Для обучения одаренных детей можно использовать интернет-технологии. Обучение проходит в дистанционной форме. Целью дистанционного обучения является развитие ребенка посредством индивидуализации. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

При дистанционном обучении учитель использует следующие методы:

—информационно-рецептивный,

—репродуктивный,

—проблемное изложение,

—эвристический,

—исследовательский.

Общение ученика с учителем и учеников между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий возможно применение различных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций:

—общение типа «один с одним»;

—общение типа «один со многими»;

—общение типа «многие со многими». Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся — другому. Основной признак этого типа общения — приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.

             Общение типа «многие со многими» предусматривается программой для проведения дистанционных аналогов семинарских занятий, дебатов и дискуссий, деловых игр, при анализе конкретных ситуаций, проведении мозгового штурма, выполнении учебных телекоммуникационных проектов. Такое общение организуется с использованием учебных чатов, форумов, телеконференций. Его особенностью является то, что все участники процесса обучения могут свободно взаимодействовать между собой. При этом отсылаемые сообщения общедоступны и на них может ответить любой из участников.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с одаренными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске задание для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении учителя была лишь электронная почта, то теперь специальная учебная среда позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в дистанционной форме: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от сложности учебного материала.

При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Для работы учителя и ученика необходимо следующее оборудование: компьютер или ноутбук, веб-камера, колонки, микрофон. Из периферийных устройств используются принтер, сканер. Для обеспечения обратной связи рекомендуется наличие графического планшета у каждого участника образовательного процесса. Программное обеспечение должно быть следующим: операционная система Windows, Microsoft office, программа Skype, программа Tiam Viewer. Обязательно наличие высокоскоростного выхода в интернет, скорость не ниже 2 Гб/сек. В связи с тем, что компьютеру придется работать в многозадачном режиме, его начинка должна обеспечивать необходимое быстродействие. Остановимся на функциональных особенностях оборудования. Принципиальной разницы в использовании компьютера или ноутбука нет, мобильность ноутбука может быть полезной только в том случае, если придётся проводить уроки из разных мест. Веб-камера, микрофон, колонки и программа Skype обеспечивают визуальный и аудиальный контакт с учеником. Принтер необходим для того, чтобы учитель мог распечатать отправленный учеником файл с выполненным заданием, проверить ошибки, написать замечания, поставить оценку, затем отсканировать этот лист на сканере и вновь отправить его ученику по skype или по электронной почте. Ученику принтер необходим для распечатки заданий отправленных учителем, как новых так и проверенных, сканер необходим для сканирования и отправки учителю выполненных заданий. Программа Team Viewer позволяет учителю зайти в компьютер ученика, открыть там лист документ Microsoft Word и напечатать там задание, ученик в режиме реального времени решает, проговаривая ход своих мыслей. Учитель в данном случае имеет возможность корректировать ошибки и печатать новые задания на отработку навыка на закрепление темы. Надо сказать, что наиболее оптимальным вариантом в работе показала себя программа Microsoft office 10 (и позднее) благодаря удобной панели инструментов, а также расширенным возможностям написания дробей и функций, что очень важно при обучении математике. Основным достоинством работы в документе Microsoft office является исправление ошибок ученика учителем по ходу решения и написание новых заданий в этом документе. Главным недостатком  считаю низкую скорость работы в случае слабой подготовки ученика в этой программе, а также невозможность проработки всех тем по математике. Работа в программе Tiam Viewer происходит параллельно с программой Skype, визуальный контакт осуществляется в первой, а аудиальный - во второй программе. Графический планшет служит альтернативой документа Mirocoft office. Ученик имеет возможность писать в планшете решение заданий, строить графики (необходимо при изучении темы функции), чертить чертежи при изучении геометрии. Существенным достоинством планшета является простота в использовании, быстрота и легкость написания сложных математических выкладок в средних и старших классах. Недостаток графического планшета только один - невозможность учителя корректировать решение ученика в документе планшета. Учитель в графическом планшете объясняет новую тему, показывает примеры решения заданий.

Как происходит обучение? Учитель в назначенное время звонит ученику в skype. Начинается урок. Как было сказано выше, уроки могут быть как индивидуальными, так и в режиме видеоконференции. В первом случае в обучении участвует один ученик, во втором случае несколько учеников из одной параллели, имеющих одинаковый уровень обученности и обучаемости. Кратко технологию обучения можно представить таким образом: учитель объясняет учебный материал, показывая посредством графического планшета алгоритмы, способы и методы решения на примере задач. После того, как ученики поняли ход решения, можно предложить им для самостоятельной работы задания. Для этого сначала их сканируем, а затем файл отправляем в сообщении в программе skype. Далее можно работать по-разному:

1. Можно зайти через программу Tiam Viewer в компьютер ученика и в режиме реального времени увидеть, как он решает задачу, печатая в документе Microsoft World. В данном случае кроме обучения математике ученик осваивает еще один предмет - информатику.

2. Ученик может подключить к своему компьютеру графический планшет и решать в нем. Учитель увидит решение в режиме реального времени, зайдя в компьютер ученика через программу Tiam Viewer.

3. Ученик может решать в тетради, затем отсканировать и отправить свое решение на проверку по skype.

Нужно отметить первые 2 варианта наиболее продуктивны, так как они экономят время и позволяют контролировать процесс освоения учеником новых знаний, дабы избежать нежелательных ошибок, которые во время закрепления материала имеют тенденцию становиться привычными. Во время решения ученик проговаривает свои действия, что способствует более эффективному обучению.

По своей структуре такие занятия приближены к традиционным урокам классно-урочной системы. В дистанционном обучении учитель может использовать авторские учебные курсы, которые размещает на специальных платформах. Например, существует платформа www/e-km-school, которая позволяет учителю разрабатывать собственный дистанционный курс с использованием готовых интерактивных мультимедийных блоков, опросников, кнопочных тестов. Данная платформа требует небольших материальных затрат (1200 руб. в год) и позволяет учителю получить доступ к огромной мультимедийной базе этой платформы с целью создания собственных заданий, а так же целых курсов на любые учебные темы школьной программы, которые ученики будут проходить самостоятельно, результаты обучения (результаты тестовых заданий) учитель увидит в своем «личном кабинете». Кроме этой платформы интернет предлагает сайт для учителей www/learning, на котором учитель может создавать авторские задания в виде викторин, игры «Как стать миллионером», ленты времени и т.д. Имея опыт создания таких интерактивных заданий, могу с уверенностью сказать, что мотивация учеников при использовании таких игровых средств обучения значительно повышается, им нравиться учиться, обучение проходит «легко, быстро, весело». Они с нетерпением ждут этих занятий, одновременно получая крепкие знания и положительные эмоции.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуется через специфичные средства Интернет-технологий, дает возможность повысить качество обучения и направлено на развитие интеллекта одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная стратегия обучения одаренных детей

В данной презентации описано, как работать с одаренными детьми, показаны задачи данной работы, ее этапы....

проект "Дистанционное обучение одаренных детей"

проет по теме "Организация дистанционного образования одаренных детей"...

Реализация системы обучения одаренных детей по предмету английский язык в условиях лицейского образования (из опыта работы).

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

«Использование Интернет – технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов»

В статье хочу поделиться опытом работы  в использовании Интернет – технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов. Использование Интернет – технологий в дистанционном обучении расширяет...

Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.При ...

Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. Пр...

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....